Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Ольга Валерьевна Лобова

Одним из критериев психоречевой готовности ребенка к обучению в школе является сформированность у него пространственных представлений. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Одним из критериев психоречевой готовности ребенка к обучению в школе является сформированность у него пространственных представлений. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. У ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром формируются представления о закономерностях окружающего пространства. Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка и оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Формирование системы пространственных представлений является одной из важнейших составляющих психического развития ребенка. Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций, праксиса, гнозиса, устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве».

Задачи работы во второй младшей группе

Учить ориентироваться в расположении своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди-сзади (позади, вверху-внизу, справа (направо)-слева (налево). Различать правую и левую руки.

Задачи работы в средней группе

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади – игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко (дом стоит далеко, а березка растет близко).

Задачи работы в старшей группе.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева-справа, вверху-внизу, впереди-сзади, за, между, рядом, с; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади-мишка, а впереди- машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу).

Задачи работы в подготовительной группе

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

"Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...