Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."
статья по коррекционной педагогике

Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать  мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-то делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

  Статья : Обобщение опыта работы воспитателя группы сложного  дефекта по теме « Роль игры  в организации  коррекционно–развивающей работы в разновозрастной группе  с ТМНР» .      

                                                   Воспитатель : Матвеева И.В.

По мнению ведущих психологов, ТМНР  приводит  не только к сенсорной , но и к эмоциональной и социальной   депривации. Для слепого ребёнка с сопутствующими заболеваниями характерна не только пассивность в познании  мира , но и зачастую нежелание общаться  с окружающими (включая и других детей), отсутствие интереса к игре - ребёнок находится в своём мире  и не пускает туда посторонних.  

       Успешность социализации с помощью  игры  , определяет  способность  к самостоятельности .

     Я хочу рассказать о роле игры в коррекционно-развивающей работе в группе    (на примере  опыта работы  воспитателей     группы  ТМНР ) , о  приёмах драматизации и театрализации  в   индивидуальной  коррекционной  работе  с детьми для обучения ориентировке в пространстве  и преодолении  неуверенности в своих силах .

   Дети   со ТМНР крайне медлительны , инертны, трудно  переключаются   с одного вида деятельности на другой ,требуют постоянной помощи воспитателя в нахождении в группе , проявляют затруднения в общении со специалистами им трудно удержать сюжетную линию театрализации, некоторые дети не владеют речью и могут отвечать в игре только жестами.   Поэтому игры для них имеют особые методы проведения - это игры- импровизации, занятие-игра , игры с элементами театрализации и  развитием сюжета без предварительной подготовки, в  упрощённом варианте

     Игра – драматизация, это мощный инструмент воздействия на психику таких  детей . Роль  игр-драматизаций неоспорима  - в игре  дети  лучше усваивают знания и умения, начинают корректировать поведение ориентируясь на персонаж  игры .  Я   использую   в  играх - драматизациях  сказки хорошо известные детям , сопровождающие их с рождения . Герои сказок присутствуют с ребёнком  на  занятиях , досуге ,  они   раскрепощают ребёнка и помогают на себя перенести модели поведения героев. В частности сказка «Теремок» с использованием тряпичных кукол .

     Из- за затруднения процессов запоминания нашими  детьми с ТМНР сказки проигрываются многократно и  дети узнают сюжет и героев , проигрывания  сказки . Общение с узнаваемыми героями создают у детей положительный эмоциональный фон.  Они  вступают в игру : отвечают на вопросы кукол  , выполняют их просьбы , повторяют за ними .  Куклы -герои сказки в течении всего дня присутствуют в жизни группы  

     Они подсказывают детям , что с ним будет происходить в  группе - кукла показывает     предметы-символы книга (читаем) , ложка (приём пищи ) магнитофон или компьютер (музыка , сказка или познавательный фильм)  вовлекает ребёнка в постоянное  действие . Показывая предметы символы  кукла  всегда пояснят словами  то, что будет дальше происходить с ребенком. Именно в процессе  повседневной игры ребёнок может проявлять  те индивидуальные возможности которые не находят своего выражения в  повседневном поведении ребёнка.

      Правила при работе с куклой - обращаясь  кукла    всегда говорит одинаковыми, простыми и понятными для ребёнка  словами. Причем, говоря, игрушка находится на одном уровне с воспитанником  ,  так, что бы он мог видеть куклу и перемещаясь  побуждать  повернуть голову или взгляд в сторону куклы  .

       Кукла касается определённых частей тела ребёнка, называет  , развивает умение находить их и показывать,  это формирует  представления  ребенка о своем теле и его частях.

      Используются игры - драматизации на тему ПДД, где пособия –декорации изготовлены воспитателями .

      Немаловажную роль в работе с детьми данной категории играет удобное, привычное положение ребенка. Положение, в котором ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, так  как в нашей группе есть дети с ДЦП, незрячие дети.

      Любое занятие, любой вид деятельности, любой режимный момент включают   в себя коммуникативную, в частности игровую деятельность  с использование драматизации.  Позитивная обстановка и образность выразительных средств (кукла , музыка, декорации для игры )  создают условия для регуляции детского поведения  и общения , способствует накоплению личного опыта ребёнка

 Работа с ребёнком рука  в руке .

     Куклы используемые в играх   и  учат, и систематически  закрепляют умения ориентировке на себе и в пространстве  воспитанников в игровой форме :

 – Возьми в левую руку, коснись левой щёчки ,  коснись  левой  ножки , подними вверх , опусти вниз и т.д.

    При вовлечении в игру воспитатель  постоянно проговаривает эти понятия и помогает   ребёнку , если он затрудняется  произвести действия руками ребёнка.

     Работа с ребёнком рука в руке при  исследовании предмета , при затруднениях   понимания смысла  фразы-обращения проводится постоянно, используя при этом  совместные действия, взрослый  кладёт  свои руки на руки ребёнка и совершает движение  вместе с ним  . Все действия  обязательно  проговариваться , для каждого ребёнка индивидуально подбирается темп выполнения действий  и  обязательно  эмоциональное комментирование действий - что мы делаем , в какой последовательности  и зачем  . Действия подражания выполняются воспитателем  совместно с ребёнком , на всех занятиях  где  присутствует  воспитанник -  на физкультуре, на музыкальных  занятиях   ,  при проведении праздников , на своих  индивидуальных  занятиях  в группе и   досуговых , при обучению  гигиеническим навыкам (социально-бытовой ориентировке)

     Подобрана картотека игр  на закрепление навыков ориентировки незрячего ребенка в игровой форме,  игр для развития моторики рук и осязательного восприятия, для развития  слухового  восприятия , и эмоционального  комфорта соответственно особенностям детей с ТМНР.

    На этапе имитационных действий при  игре -драматизации воспитатель показывает ребёнку алгоритм действий или проводит  его руками   ребёнка , далее отрабатывается поэлементное выполнение действия параллельно с  ребёнком  и взрослым   с теми же предметами .  Он эмоционально   комментирует  (хвалит , подбадривает)   и стимулирует ребёнка

 Особое внимание   уделяется  обучению   процессам подражания, используя при этом  совместные действия, взрослый  кладёт  свои руки на руки ребёнка и совершает движение  вместе с ребёнком  .

       При  ролевой игре  воспитатель  исследует  сам объект вместе с ребёнком  «рука в руке»,  обращает  внимание на форму и размер объекта . Специальные игры  позволяют  развивать у детей осязательную чувствительность и мелкую моторику рук – пальчиковые гимнастики ,  игра  с песком природным  и  тактильным, игра с водой .

     Игры  на развитие слуха

Определять характер звука.  Для кукла бросает  различные предметы (кубик, мяч, ложку , расчёску) , ребёнок должен  угадать.

    Игры   для тактильного осязания:

 Для игры с водой следует использовать игрушки пластиковые или резиновые  , камешки , ракушки  . Детям игра интересна тем .что  позволяет даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию. Предоставив в распоряжение ребенка сосуд с пенной водой, вы позволите ему нарабатывать «автоматизмы» — совершать не контролируемые зрением движения руками.

 

     Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте. 

      Все пособия  для игр   изготавливаются  воспитателями, так как для наших детей  большинство  детских  игрушек и пособий не подходит.  Для  изготовления используется природный материал  и разные предметы быта с главным  требованием — экологическая   чистота.  Самостоятельно воспитателями  изготавливаются  тактильные  книги из  тканей различной  фактуры  и плотности , Всевозможные  природные  материалы  привозятся педагогами  из  путешествий  и  используются  в  изготовлении книг  ракушки , трава . кора дерева, камешки , предметы быта  пуговицы , монеты, блестеры  от лекарств, фольга .образцы  поверхностей - пластик , металл, дерево .  

Книги  устроены  таким  образом  ,  что  сюжет повествования  можно  менять  и  обыгрывать  несколько  сюжетов .

      Воспитанники   нашей группы  ещё  не накопили  опыт  познаний  , и к восприятию  таких  книг  и рельефных  картинок  его  надо  готовить – от  объёма  плоскости   и обратно  .последовательно  изучая ребёнком картинку , аппликацию  , барельеф , затем  рельефное  изображение  и наконец  контурное  изображение персонажа.  Необходимо формировать сюжетную игру как самостоятельную деятельность ребёна.

 Дать свободу ребёнку в игре   книге-театре . Ребёнок сам должен распределить роли. Он даже может предложить сценарий постановки, взрослому достаточно уточнить качества героев, расставить эмоциональные акценты.
В результате этой  работы у детей формируются необходимые социальные навыки и положительный эмоциональный фон необходимый для полноценного восприятия мира.

 Литература.

1.Лотман Ю.М.Культура и взрыв .-М., Гнозис . 1992.

2.Лурье С.Антропологи ищут национальный характер//Знание –сила.1994 г.

3. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания [Текст] / Е. Н. Подколзина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2008.

4.Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения

(перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) Из опыта работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 СЗОУО г. Москвы (для детей с нарушением зрения) Редактор-составитель Е.Н. Подколзина Москва 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект

Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных про...

Обобщение опыта по теме "Инновационные методы и технологии в коррекционной работе"

Материал содержит обобщение опыта работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

лист взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя гр.Сложные дефекты на ноябрь

лист взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя группы Сложные дефекты на ноябрь месяц...

Использование ЛЕГО технологий в работе воспитателя группы сложного дефекта.

Игры в ЛЕГО тренируют координацию движений и развивают умение манипулировать мелкими предметами, вырабатывают положительный эмоциональный фон . Улучшают взаимодействие и коммуникацию  ,стимулирую...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у ребенка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи ребёнка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты...

«Игротренинги» (игротерапия) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста группы «Сложные дефекты»

Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (которая и является ведущим видом деятельности в до...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...