Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."
статья по коррекционной педагогике
Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-то делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_igra.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья : Обобщение опыта работы воспитателя группы сложного дефекта по теме « Роль игры в организации коррекционно–развивающей работы в разновозрастной группе с ТМНР» .
Воспитатель : Матвеева И.В.
По мнению ведущих психологов, ТМНР приводит не только к сенсорной , но и к эмоциональной и социальной депривации. Для слепого ребёнка с сопутствующими заболеваниями характерна не только пассивность в познании мира , но и зачастую нежелание общаться с окружающими (включая и других детей), отсутствие интереса к игре - ребёнок находится в своём мире и не пускает туда посторонних.
Успешность социализации с помощью игры , определяет способность к самостоятельности .
Я хочу рассказать о роле игры в коррекционно-развивающей работе в группе (на примере опыта работы воспитателей группы ТМНР ) , о приёмах драматизации и театрализации в индивидуальной коррекционной работе с детьми для обучения ориентировке в пространстве и преодолении неуверенности в своих силах .
Дети со ТМНР крайне медлительны , инертны, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой ,требуют постоянной помощи воспитателя в нахождении в группе , проявляют затруднения в общении со специалистами им трудно удержать сюжетную линию театрализации, некоторые дети не владеют речью и могут отвечать в игре только жестами. Поэтому игры для них имеют особые методы проведения - это игры- импровизации, занятие-игра , игры с элементами театрализации и развитием сюжета без предварительной подготовки, в упрощённом варианте
Игра – драматизация, это мощный инструмент воздействия на психику таких детей . Роль игр-драматизаций неоспорима - в игре дети лучше усваивают знания и умения, начинают корректировать поведение ориентируясь на персонаж игры . Я использую в играх - драматизациях сказки хорошо известные детям , сопровождающие их с рождения . Герои сказок присутствуют с ребёнком на занятиях , досуге , они раскрепощают ребёнка и помогают на себя перенести модели поведения героев. В частности сказка «Теремок» с использованием тряпичных кукол .
Из- за затруднения процессов запоминания нашими детьми с ТМНР сказки проигрываются многократно и дети узнают сюжет и героев , проигрывания сказки . Общение с узнаваемыми героями создают у детей положительный эмоциональный фон. Они вступают в игру : отвечают на вопросы кукол , выполняют их просьбы , повторяют за ними . Куклы -герои сказки в течении всего дня присутствуют в жизни группы
Они подсказывают детям , что с ним будет происходить в группе - кукла показывает предметы-символы книга (читаем) , ложка (приём пищи ) магнитофон или компьютер (музыка , сказка или познавательный фильм) вовлекает ребёнка в постоянное действие . Показывая предметы символы кукла всегда пояснят словами то, что будет дальше происходить с ребенком. Именно в процессе повседневной игры ребёнок может проявлять те индивидуальные возможности которые не находят своего выражения в повседневном поведении ребёнка.
Правила при работе с куклой - обращаясь кукла всегда говорит одинаковыми, простыми и понятными для ребёнка словами. Причем, говоря, игрушка находится на одном уровне с воспитанником , так, что бы он мог видеть куклу и перемещаясь побуждать повернуть голову или взгляд в сторону куклы .
Кукла касается определённых частей тела ребёнка, называет , развивает умение находить их и показывать, это формирует представления ребенка о своем теле и его частях.
Используются игры - драматизации на тему ПДД, где пособия –декорации изготовлены воспитателями .
Немаловажную роль в работе с детьми данной категории играет удобное, привычное положение ребенка. Положение, в котором ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, так как в нашей группе есть дети с ДЦП, незрячие дети.
Любое занятие, любой вид деятельности, любой режимный момент включают в себя коммуникативную, в частности игровую деятельность с использование драматизации. Позитивная обстановка и образность выразительных средств (кукла , музыка, декорации для игры ) создают условия для регуляции детского поведения и общения , способствует накоплению личного опыта ребёнка
Работа с ребёнком рука в руке .
Куклы используемые в играх и учат, и систематически закрепляют умения ориентировке на себе и в пространстве воспитанников в игровой форме :
– Возьми в левую руку, коснись левой щёчки , коснись левой ножки , подними вверх , опусти вниз и т.д.
При вовлечении в игру воспитатель постоянно проговаривает эти понятия и помогает ребёнку , если он затрудняется произвести действия руками ребёнка.
Работа с ребёнком рука в руке при исследовании предмета , при затруднениях понимания смысла фразы-обращения проводится постоянно, используя при этом совместные действия, взрослый кладёт свои руки на руки ребёнка и совершает движение вместе с ним . Все действия обязательно проговариваться , для каждого ребёнка индивидуально подбирается темп выполнения действий и обязательно эмоциональное комментирование действий - что мы делаем , в какой последовательности и зачем . Действия подражания выполняются воспитателем совместно с ребёнком , на всех занятиях где присутствует воспитанник - на физкультуре, на музыкальных занятиях , при проведении праздников , на своих индивидуальных занятиях в группе и досуговых , при обучению гигиеническим навыкам (социально-бытовой ориентировке)
Подобрана картотека игр на закрепление навыков ориентировки незрячего ребенка в игровой форме, игр для развития моторики рук и осязательного восприятия, для развития слухового восприятия , и эмоционального комфорта соответственно особенностям детей с ТМНР.
На этапе имитационных действий при игре -драматизации воспитатель показывает ребёнку алгоритм действий или проводит его руками ребёнка , далее отрабатывается поэлементное выполнение действия параллельно с ребёнком и взрослым с теми же предметами . Он эмоционально комментирует (хвалит , подбадривает) и стимулирует ребёнка
Особое внимание уделяется обучению процессам подражания, используя при этом совместные действия, взрослый кладёт свои руки на руки ребёнка и совершает движение вместе с ребёнком .
При ролевой игре воспитатель исследует сам объект вместе с ребёнком «рука в руке», обращает внимание на форму и размер объекта . Специальные игры позволяют развивать у детей осязательную чувствительность и мелкую моторику рук – пальчиковые гимнастики , игра с песком природным и тактильным, игра с водой .
Игры на развитие слуха
Определять характер звука. Для кукла бросает различные предметы (кубик, мяч, ложку , расчёску) , ребёнок должен угадать.
Игры для тактильного осязания:
Для игры с водой следует использовать игрушки пластиковые или резиновые , камешки , ракушки . Детям игра интересна тем .что позволяет даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию. Предоставив в распоряжение ребенка сосуд с пенной водой, вы позволите ему нарабатывать «автоматизмы» — совершать не контролируемые зрением движения руками.
Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте.
Все пособия для игр изготавливаются воспитателями, так как для наших детей большинство детских игрушек и пособий не подходит. Для изготовления используется природный материал и разные предметы быта с главным требованием — экологическая чистота. Самостоятельно воспитателями изготавливаются тактильные книги из тканей различной фактуры и плотности , Всевозможные природные материалы привозятся педагогами из путешествий и используются в изготовлении книг ракушки , трава . кора дерева, камешки , предметы быта пуговицы , монеты, блестеры от лекарств, фольга .образцы поверхностей - пластик , металл, дерево .
Книги устроены таким образом , что сюжет повествования можно менять и обыгрывать несколько сюжетов .
Воспитанники нашей группы ещё не накопили опыт познаний , и к восприятию таких книг и рельефных картинок его надо готовить – от объёма плоскости и обратно .последовательно изучая ребёнком картинку , аппликацию , барельеф , затем рельефное изображение и наконец контурное изображение персонажа. Необходимо формировать сюжетную игру как самостоятельную деятельность ребёна.
Дать свободу ребёнку в игре книге-театре . Ребёнок сам должен распределить роли. Он даже может предложить сценарий постановки, взрослому достаточно уточнить качества героев, расставить эмоциональные акценты.
В результате этой работы у детей формируются необходимые социальные навыки и положительный эмоциональный фон необходимый для полноценного восприятия мира.
Литература.
1.Лотман Ю.М.Культура и взрыв .-М., Гнозис . 1992.
2.Лурье С.Антропологи ищут национальный характер//Знание –сила.1994 г.
3. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания [Текст] / Е. Н. Подколзина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2008.
4.Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения
(перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) Из опыта работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 СЗОУО г. Москвы (для детей с нарушением зрения) Редактор-составитель Е.Н. Подколзина Москва 2007 –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект
Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных про...
Обобщение опыта по теме "Инновационные методы и технологии в коррекционной работе"
Материал содержит обобщение опыта работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....
лист взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя гр.Сложные дефекты на ноябрь
лист взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя группы Сложные дефекты на ноябрь месяц...
Использование ЛЕГО технологий в работе воспитателя группы сложного дефекта.
Игры в ЛЕГО тренируют координацию движений и развивают умение манипулировать мелкими предметами, вырабатывают положительный эмоциональный фон . Улучшают взаимодействие и коммуникацию ,стимулирую...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у ребенка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи ребёнка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты...
«Игротренинги» (игротерапия) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста группы «Сложные дефекты»
Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (которая и является ведущим видом деятельности в до...
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...