Совместная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект
статья по коррекционной педагогике на тему
Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но и воспитатель не может оставаться в стороне от музыкально-педагогического процесса. Ведь только совместными усилиями и стараниями воспитателя и музыкального работника, можно позволить ребенку с ОВЗ расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение и проявление собственной активности. У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
совместная образовательная деятельность воспитателя и муз.работника | 38.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОД воспитателя и музыкального руководителя с детьми группы сложный дефект
Влияние музыки на развитие ребёнка с особыми потребностями.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но и воспитатель не может оставаться в стороне от музыкально-педагогического процесса. Ведь только совместными усилиями и стараниями воспитателя и музыкального работника, можно позволить ребенку с ОВЗ расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение и проявление собственной активности. У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах.
Выбор музыки для занятий с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии, является сложной задачей. Выбор музыки осуществляется совместно - воспитателем и музыкальным работником. Т.к. одни дети предпочитают «живую» музыку, которую им играет педагог. Другим нравится музыка, звучащая в записи, а кому-то нравятся музыкальные звуки, которые воспроизводят отдельные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные.
Особым деткам музыка помогает не только в воспитании, но и в развитии. Музыка воздействует на отделы головного мозга, помогая развивать восприятие ребенка, привлекая его внимание определенной мелодией. Малоподвижным, необщительным деткам, замыкающимся в своем мире – рекомендуется ставить активную танцевальную музыку. Очень интересно, а порой и необходимо послушать музыку природы – спокойная мелодия с шумом леса, или морской волны, пением птиц, или голосами дельфинов непременно успокоит малыша, поможет его организму расслабиться и даже уснуть.
Тихая, спокойная музыка сопровождает ребёнка в группе в течение дня. Предлагаем список произведений классической музыки (флейта и гитара) для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
• Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Турецкое рондо" В.А.Моцарт, "Менует"Л.Боккерини , "Мелодии" Рубинштейна.
• Для уменьшения раздражительности, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Allegro" И.С.Бах, "Полонез" М.С.Огински.
• Для общего успокоения - "Танго" А.Пиаццоло, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" И.С.Бах-Ш.Гуно.
• Для снятия напряженности в отношениях с другими детьми и взрослыми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
• Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, настроения - "Шестая симфония" Чайковского, "Ария" Вила-Лобос.
• Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" Х.В.Глюк, "Лунный свет" Дебюсси, "Largo" А.Вивальди.
А такие произведения коллекции Happy Baby как:
- Покидая дом родной
- Приход весны
- The Prancing Pixie
- Волшебный май
- Весёлый охотник
- Домик у ручья
- Крошка Джонни
- Кукушечка
- Мельница
- Утренняя роса
- Странный мельник
помогут создать атмосферу спокойствия, гармонии и любви, которая так необходима нам и нашим любимым деткам.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, совершенствуются мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Здесь прекрасно подходят развивающие музыкальные игры Е.Железновой «Музыка с мамой», «Песенки-инсценировки Гав и мяу», «Ква-ква».
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития важно, что групповое музыкальное занятие позволяет создать такую среду, в которой дети могут свободно и с удовольствием петь, играть на музыкальных инструментах, общаться. Формы такого музицирования подбираются с учетом возможностей и потребностей каждого ребёнка, благодаря чему каждый может активно участвовать в общем занятии, невзирая на ограничения, иногда очень выраженные. Такая организация занятия позволяет всем детям почувствовать свои возможности, выразить себя при помощи музыкальных средств.
Т.о., групповые музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Воспитателями и музыкальным руководителем апробировано и внедрено в процесс воспитания детей со сложным дефектом такое методическое пособие как «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей», под ред. Е.И.Якубовской. В этом пособии материал систематизирован на основе колыбельных песен, потешек и прибауток, сказок, приёмов материнского массажа. Список освоения материала:
- игровая гимнастика и массаж: «Потягушечки», «Меряем сажени», «Тянем холсты», «Полетели!» - взмахи руками, «Идёт Бай по спине» - массаж спины, «Валяй, валяй каравай!» - массаж шеи, «Кудели» - игры с волосами, «Римбимбуля, лепетуля, точка» - знакомство с частями тела и лица.
- игры с ручками и пальчиками: «Котик ниточки мотает», «Ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Говорящие пальчики», «Цапки».
- колыбельные песни: «Баю, баюшки, побай», «Сон да Дрёма», «Уж ты котенька-коток», «Прилетели гуленьки», «Придёт серенький волчок», «Поди, Бука, на сарай!», «Уж ты вырастешь большой».
- забавы: «Шило и коза», «Поехали с орехами!», «На зелёном лугу – их-вох!», «Жили-были, ели-пили…».
- образные присловья на все случаи жизни: «У нас Поленька да цветочек», «Поёт, поёт соловушка», «Расти, расти, зубок!», «Не плачь – дам калач!», «Чашечка на головушку!», «Водичка, водичка, умой моё личико!».
- разговор с природой: «Гуля, гуля, голубок», «Таракан дрова рубил», «Дождь, солнце, радуга».
Таким образом, музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных способностей. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их способностей и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...
«В гости к Старичку-Лесовичку». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми младшего возраста с использованием ИКТ и ТРИЗ.
Цель: Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней природы.Задачи: -уточнить у детей представление о диких животных, птицах, растениях- расширят...
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя с детьми с нарушением зрения старшего возраста «Осень в гости к нам пришла…»
В конспекте использовано развивающее оборудование ИНТОКС...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА воспитателя И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР
Преодоление речевого нарушения путем развития,воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Конспект Непосредственно образовательной совместной деятельности (воспитателя и музыкального руководителя) в младшей группе Тема "Прогулка в зимний лес"
Цель: Закрепить знания детей о времени года....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы " Сложные дефекты" по реализации ОО " Речевое развитие" по лексической теме " Одежда"
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы " Сложные дефекты" по реализации ОО " Речевое развитие " по лексической теме "Одежда"...
Развитие музыкальных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя
Данная статья адресована педагогам ДОУ - воспитателям и музыкальным руководителям...