Использование ЛЕГО технологий в работе воспитателя группы сложного дефекта.
материал по конструированию, ручному труду
Игры в ЛЕГО тренируют координацию движений и развивают умение манипулировать мелкими предметами, вырабатывают положительный эмоциональный фон . Улучшают взаимодействие и коммуникацию ,стимулируют к речевому взаимодействию всех участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологий ЛЕГО в работе воспитателя группы сложного дефекта
по развитию речи.
Для детей обучающихся в группе с тяжелыми множественными нарушениями требуется специальный подбор игрушек для развивающей среды . ЛЕГО игры отвечают требованиям безопасности ( ЛЕГО дупло имеют крупные детали , они яркие эмоционально привлекательные ) . С использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и запоминающиеся конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков.
Ребёнок испытывает психическое состояние успеха, при создании даже самых примитивных конструкций , так как детали ЛЕГО выглядят эффектно. Даже простое разглядывание и перебирание деталей конструктора ( простое экспериментирование выраженное постукивание о разные поверхности доставляет ребёнку удовольствие, так как поверхность деталей приятная на ощупь , имеет температуру окружающей среды и для детей с расстройством аутистического спектра и зрения это важно). В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, ведь конструирование – это мир под его контролем . Технология ЛЕГО опирается на ведущий вид деятельности ребёнка – игру , привлекает ребёнка новизной , доступностью , простотой. Это современная , многофункциональная , развивающая игра которая всегда получается.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, (у нас в группе есть специальные полочки ). ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей - соматически ослабленных с определёнными потребностями.. Конструктор безопасен: нет риска порезаться или проглотить - размер ЛЕГО дупло крупный . У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро. К каждому из наших детей при работе ( в том числе в ЛЕГО ) разработан индивидуальный подход в зависимости от тяжести состояния . В ЛЕГО мы играем с детьми и индивидуально , ( помочь снять напряжение или предотвратить нежелательное поведение ), фронтально, где каждый участник может иметь свою роль или построить свой уголок вместе создавая социальную ситуацию , и спонтанно когда ребёнок самостоятельно играет используя ЛЕГО , по своему сценарию. Дети имеющие множество нарушений развития , как и другие социализируются , наблюдая за миром вокруг , повторяя за взрослыми и значимыми для них людьми . Современные дети развиваются получая информацию из компьютеров , телевизоров и других источников и конструктор ЛЕГО знаком им по мультфильму с участием героев игры , что подогревает интерес позволяя создавать свой сценарий мультика по своему замыслу . Опираясь на сохранные анализаторы мы используем максимально интересные для них возможности . Важно отсутствие скуки и новое, так как любопытство и создание стойкого интереса , это важный двигатель создания и закрепления новых навыков. Имея заранее составленный план занятия я в ходе совместной деятельности подстраиваюсь под ситуацию и проявления желания ребёнка . Часто приходится менять правила игры ( не забывая о целях работы ) на предлагаемые ребёнком , что бы он видел в педагоге союзника и смог доверять. Я наблюдает за каждым из участников , помогая ему если требуется и предлагая новые социальные ситуации . В ходе игре для эмоционального приподнятого настроения использую логоритмические стихи , так как игра способствует удержанию новых слов в памяти ребёнка .
В начале работы я соблюдаю определённые правила .
Приступая к работе необходимо провести беседу по технике безопасности : нельзя брать в рот, бросать друг в друга. Уделяя особое внимание важности умения общаться друг с другом , уважения чужого труда , особо важно акцентировать на правиле : не ломать чужие постройки !
Я расскажу об играх которые специально подобрали для наших особых детей. Из-за сложности диагнозов , это очень упрощённые варианты игры. Речёвки подобраны на все варианты игр.
1. Игра « Мешочек с сюрпризом » Как один из вариантов для первого знакомства с конструктором – детали небольшого домика и несколько фигурок находятся в мешочке , воспитатель объясняется возможность соединения и строительства на панели .
- Чтобы нам не заскучать
будем в «Волшебный мешочек» играть ,
всё понятно детвора - начинается игра .
- Ребенок на ощупь находит деталь , достает её из мешочка называет её , и разглядывает ,изучает и пробует прикрепить на панель.
2. Игра «Раздели на части» особенно подходит нашим детям, так как легка в исполнении.
- Налетел ураган , все фигурки разломал.
Обследуем ,изучаем , соединяем и разделяем фигурки .
3. Далее проводим более сложные игры
«Исследователи кирпичиков» - выбор «кирпичиков» нужных цветов .
Ты найди-ка мне фигурку и кирпичик не забудь ,
Тут в коробке синий , жёлтый, красный , ты найди мне (называется цвет)
В этой игре задание можно разместить на карточке (деталь определённого цвета ) и в коробке с одинаковыми по размеру, но разным по цвету деталями конструктора , предложить выбрать нарисованную на карточке деталь конструктора .
4. Нахождение однородных предметов среди группы предметов . Игра «Найди ЛЕГО
В коробке с разными предметами ложки , шарики , бумажные комки дети находят деталь конструктора ЛЕГО.
- Ты найди героев сказки , я даю тебе подсказки.
5. Группировка предметов по признаку «цвет» - среди множества разноцветных кирпичиков выбрать в одну корзинку красные , в другую зелёные и так далее. Игра «Разложи по цвету»
6. Игра «Сортировка» группировка по форме – среди разных деталей конструктора выбрать отдельно окошки, кубики , крыши , фигурки.
- Раз , два , три найди детали , чтоб они забором стали.( и т.д. в рифму)
- Найди окошко.
- Найди человечка.
Далее усложняем.
7 . Приступаем к строительству и закреплению на панели «Волшебная дорожка» -
закрепление представлений о цвете, форме, размере и обучение прочному закреплению деталей.
- Крепко ставим , закрепляем и дорожку получаем.
8. Усложняем игру; «Что изменилось?» на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление представлений о цвете и форме;
- педагог меняет положение 1-2 деталей закреплённых на панели или меняет их на другие
-Я меняю , ты найди и назад скорей верни.
9. Учить скреплять детали получая устойчивую конструкцию .
Игра «Соедини детали»
- Крепко ставим , закрепляем , сразу домик получаем.
10. Игра на воображение «Угадай ,что я построила?»
- То ли дом, то ли дорога , то ли старая берлога ,
Угадай , что я сложила и из ЛЕГО получила.
11. Игры на сенсорное развитие «Строим дорожку», «Строим лесенку», «Строим заборчик», «Стол ,стул для нашего героя» буквально любую ситуацию можно проиграть.
12. Кроме того игры с конструктором ЛЕГО помогают обратить внимание ребёнка на положение предметов в пространстве и их расположение по отношению друг к другу : вверху , внизу ,слева , справа .
- Вот построен крепкий дом .
Слева будка
Справа …… ( добавлять по ходу игры)
13 Игры с возможностью экспериментировать : проверять свойства пластмассы помещая в воду и провести сравнение с другими материалами - бумага , металл , дерево , ткань и т. д игра «Тонет и не тонет».
Проверять много ли поместится в постройке башне деталей пока не упадёт конструкция : игра «Башня»
Детям нашей группы важно специальные условия подхода к игре :
1 Организовать место игры в зависимости от физических особенностей ребёнка , свободный доступ к деталям
2 .Заранее решить какой сюжет будет использован в игре .
3. Занятие игра не более 15 минут, так как , дети с ТМНР быстро истощаются.
4. Подобрать музыку для занятия –игры. Предварительно можно посмотреть мультик на тему занятия , из серии ЛЕГО для укрепления интереса .
5. После игры необходимо на некоторое время сохранить постройку для стимулирования эмоционального фона и повторения положительных переживания связанных с игрой .
6. Ситуации используемые игры в ЛЕГО должны быть всегда положительные.
Для привлечения внимания перед игрой - занятием воспитатель ритуально рассказывает речёвку , используя игровой момент - зовёт конструктор ЛЕГО
- Я от счастья хохочу , в ЛЕГО играть хочу.
Он может быть не в прежнем месте , куда его убрали в предыдущую игру , и дети с увлечением ищут . Стих в последующем дети могут запомнить фрагментарно и помогают воспитателю в рассказывании стимулируя речевую деятельность, обогащая словарный состав, укрепляя память .
Стихи используемые воспитателем на занятии активизируют слуховое внимание, действуют силой и обаянием звука , побуждают ребёнка принять участие в действии – повторять за педагогом , приобретает необходимое содержание для речи . Эмоциональность действия способствует удержанию новых слов в памяти.
1.- Детали , детали вы спать не устали , сегодня с утра нам играть пора. ,
2.- Приглашаю всех детей , ЛЕГО собирать скорей.
3. - Руки вверх все поднимите и вверху пошевелите , крикнем весело «Ура» - игры начинать пора.
Когда ребята видят ЛЕГО они эмоционально реагируют , очень радуются, плохо координируют действия , воспитатель должен помочь каждому выбрать интересный объект ,и не мешать другим .
Предварительная беседа педагога должна быть очень эмоциональной ,но короткой учитывая патологию детей .
4. - В ЛЕГО начинай играть , в ЛЕГО можно всё собрать. ,
5. - Раз два ,три –сложи детали ,
вместе мы построим дом
и окошко будет в нём.
6. – Раз , два , три сложи детали
Чтоб они забором стали. ( и т.д.)
Хорошим стимулом для активизации речевой активности детей занятых игрой в ЛЕГО является запись видео с их участием на планшет . Мы неоднократно применяли этот приём в разных игровых ситуациях и дети в том числе дети с аутистическими чертами и незрячие узнают ситуацию записанную на видео по звуку , радуются вспоминая и проговаривая полученный опыт. Впоследствии можно дать детям посмотреть видео , дети любят их просматривать охотно отвечая на вопросы . и вспоминая игровую ситуацию , проговаривая свои действия таким образом закрепляя речевой навык полученный в результате игры в ЛЕГО Дети переживают вновь приятные эмоции . Таким образом игра в лего создаёт положительный эмоциональный фон способствует созданию контактов и появлению в жизни ребёнка людей - союзников , которые его понимают. Получают новую сенсорную информацию. Способствуют внесению новых социальных смыслов для ребёнка таким образом социализируя его.
Допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей, уважая состояние, настроение ребёнка . Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в занятие с учетом потребностей и интересов детей.
Поведение детей на занятии может быть разным , порой неадекватным , важно сохранять спокойствие и терпение .чтобы ребёнок понял , чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта. Занятие проходит в атмосфере доброжелательности . Все действия проговариваются педагогом , порой многократно.
Игра в ЛЕГО тренирует навыки координации движения и манипуляции мелкими предметами, вырабатывает положительный фон взаимоотношений и коммуникаций , стимулирует к речевому взаимодействию всех участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»
В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....
Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."
Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-...
Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".
Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми наруш...
Консультация для воспитателей "Использование «ЛЕГО» - технологий в работе с детьми"
Материал предназначен для педагогов ДОУ....
Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....