Использование ЛЕГО технологий в работе воспитателя группы сложного дефекта.
материал по конструированию, ручному труду

Игры в ЛЕГО тренируют координацию движений и развивают умение манипулировать мелкими предметами, вырабатывают положительный эмоциональный фон . Улучшают взаимодействие и коммуникацию  ,стимулируют к речевому взаимодействию всех участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологий   ЛЕГО  в  работе воспитателя  группы сложного дефекта

по развитию   речи.

           Для  детей  обучающихся в группе с тяжелыми множественными нарушениями требуется специальный подбор игрушек для развивающей среды  .  ЛЕГО игры отвечают  требованиям  безопасности ( ЛЕГО дупло  имеют  крупные детали , они яркие  эмоционально  привлекательные )  . С  использовании конструктора  ЛЕГО  у ребенка получаются красочные и  запоминающиеся конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков.

        Ребёнок испытывает психическое состояние успеха, при создании даже самых примитивных конструкций , так как детали ЛЕГО выглядят  эффектно. Даже простое разглядывание и   перебирание   деталей   конструктора  (  простое экспериментирование выраженное постукивание  о разные поверхности  доставляет ребёнку удовольствие, так как  поверхность деталей  приятная на ощупь ,  имеет температуру окружающей среды  и  для детей с расстройством   аутистического  спектра и зрения это важно).    В работе с конструктором  ЛЕГО  у ребенка возникает чувство безопасности,  ведь  конструирование – это мир под его контролем  . Технология  ЛЕГО  опирается на ведущий вид деятельности ребёнка – игру  ,  привлекает ребёнка  новизной , доступностью , простотой. Это современная , многофункциональная  , развивающая игра  которая всегда получается.

    Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, (у нас в группе есть специальные полочки ). ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для   наших детей - соматически   ослабленных с определёнными потребностями..       Конструктор безопасен: нет риска порезаться или проглотить -  размер  ЛЕГО  дупло   крупный .  У ребенка руки остаются чистыми, а   убрать поделки можно легко и быстро.  К  каждому из наших детей  при  работе  ( в том числе  в  ЛЕГО ) разработан  индивидуальный подход в зависимости от тяжести  состояния .   В  ЛЕГО  мы играем с детьми   и  индивидуально , ( помочь  снять  напряжение или  предотвратить нежелательное поведение   ),     фронтально, где  каждый участник может иметь  свою роль  или построить  свой  уголок вместе создавая социальную  ситуацию , и спонтанно когда ребёнок самостоятельно играет используя ЛЕГО  , по своему сценарию.       Дети  имеющие множество нарушений развития , как  и  другие   социализируются , наблюдая за миром вокруг , повторяя  за  взрослыми  и  значимыми для  них  людьми . Современные дети  развиваются   получая  информацию  из   компьютеров , телевизоров  и   других источников   и конструктор   ЛЕГО   знаком им по мультфильму с участием героев игры , что подогревает интерес позволяя создавать свой сценарий  мультика по своему замыслу .   Опираясь   на  сохранные  анализаторы мы  используем  максимально  интересные  для них  возможности . Важно   отсутствие    скуки и  новое, так как любопытство  и создание стойкого интереса , это   важный двигатель создания и закрепления новых  навыков.  Имея заранее составленный план занятия я   в ходе  совместной  деятельности подстраиваюсь  под  ситуацию и проявления   желания ребёнка . Часто приходится менять правила игры ( не забывая о целях  работы ) на предлагаемые ребёнком , что бы он видел в педагоге союзника  и смог доверять.  Я   наблюдает  за  каждым  из  участников  ,  помогая  ему если  требуется и  предлагая  новые социальные  ситуации  .   В  ходе  игре для эмоционального  приподнятого   настроения использую   логоритмические   стихи , так как  игра способствует удержанию новых слов в памяти ребёнка  .  

      В начале работы я   соблюдаю   определённые правила .

Приступая к работе необходимо провести беседу по технике безопасности  : нельзя брать в рот, бросать друг в друга.   Уделяя особое внимание важности умения общаться друг с другом , уважения чужого труда , особо важно акцентировать на правиле :   не  ломать  чужие  постройки  !    

      Я  расскажу   об играх которые  специально подобрали для наших особых детей.      Из-за сложности диагнозов ,  это очень  упрощённые варианты игры.  Речёвки  подобраны на все варианты игр.

1.  Игра « Мешочек  с  сюрпризом »      Как один из вариантов для первого знакомства с конструктором – детали небольшого домика и несколько фигурок находятся в мешочке  , воспитатель   объясняется   возможность соединения и строительства на панели .

-  Чтобы нам не заскучать

 будем в «Волшебный мешочек» играть ,

 всё понятно детвора -  начинается игра .

- Ребенок на ощупь находит деталь , достает её из мешочка называет её , и разглядывает ,изучает  и  пробует   прикрепить на панель.

 2. Игра «Раздели на части» особенно подходит   нашим  детям, так как легка в исполнении.    

 - Налетел  ураган , все  фигурки разломал.

   Обследуем ,изучаем , соединяем и разделяем  фигурки .

 3.      Далее проводим более сложные игры

«Исследователи  кирпичиков»  - выбор «кирпичиков» нужных цветов .

Ты найди-ка мне фигурку и кирпичик не забудь ,

Тут в коробке синий , жёлтый, красный , ты найди мне (называется цвет)

 В этой игре задание можно разместить на карточке (деталь определённого цвета ) и в коробке с одинаковыми   по размеру, но разным по цвету деталями конструктора ,  предложить  выбрать нарисованную  на  карточке  деталь  конструктора  .

    4.    Нахождение однородных предметов  среди группы предметов . Игра «Найди ЛЕГО

 В  коробке с разными предметами ложки , шарики , бумажные комки дети находят деталь  конструктора ЛЕГО.

  - Ты найди героев сказки ,  я даю тебе подсказки.

5.   Группировка предметов по признаку «цвет» - среди множества разноцветных кирпичиков выбрать  в одну корзинку красные , в другую зелёные и так далее. Игра «Разложи по цвету»

6.    Игра «Сортировка» группировка по форме – среди разных деталей конструктора выбрать отдельно окошки, кубики , крыши , фигурки.

 - Раз , два , три  найди детали , чтоб  они забором  стали.( и т.д.  в рифму)

- Найди окошко.

-  Найди человечка.

Далее  усложняем.

 7 . Приступаем  к строительству   и закреплению  на панели   «Волшебная дорожка» -

закрепление представлений о цвете, форме, размере и обучение прочному закреплению деталей.

 -  Крепко ставим , закрепляем  и  дорожку  получаем.

8.   Усложняем игру;  «Что изменилось?»  на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление представлений о цвете и форме;

- педагог меняет положение 1-2 деталей закреплённых на панели  или меняет  их на другие

  -Я меняю , ты найди и назад  скорей верни.

9.   Учить скреплять детали получая устойчивую конструкцию .

 Игра «Соедини детали»

 -  Крепко ставим  , закрепляем  , сразу домик получаем.

10.    Игра на воображение «Угадай ,что я построила?»

-  То ли дом,  то ли  дорога  , то ли старая берлога ,

 Угадай , что я сложила и из ЛЕГО  получила.

11.  Игры на сенсорное развитие «Строим дорожку», «Строим лесенку», «Строим заборчик», «Стол ,стул для нашего героя»  буквально любую ситуацию можно проиграть.  

12. Кроме того игры с конструктором ЛЕГО  помогают обратить внимание  ребёнка на положение предметов в пространстве и их расположение по отношению друг к другу : вверху , внизу ,слева , справа .  

-  Вот  построен  крепкий дом .

 Слева  будка

 Справа   ……  ( добавлять по ходу игры)

13    Игры с возможностью  экспериментировать :  проверять свойства   пластмассы  помещая в воду и провести  сравнение с другими материалами  - бумага , металл , дерево , ткань  и т. д  игра  «Тонет и не тонет».

Проверять много ли поместится в постройке башне деталей  пока не упадёт конструкция :  игра «Башня»  

                                                                   

Детям нашей группы важно специальные условия подхода к игре :

 1 Организовать место игры в зависимости от физических особенностей ребёнка  ,  свободный доступ  к деталям

 2  .Заранее решить какой сюжет будет  использован в игре .

3. Занятие игра не более 15 минут, так как , дети с ТМНР  быстро истощаются.

4. Подобрать музыку для занятия –игры. Предварительно можно посмотреть мультик на тему занятия , из серии  ЛЕГО  для укрепления интереса  .

5.  После игры необходимо на некоторое время сохранить постройку для стимулирования эмоционального  фона и повторения  положительных  переживания связанных с игрой .

 6. Ситуации используемые  игры в ЛЕГО должны быть всегда положительные.

  Для привлечения внимания перед  игрой  -    занятием  воспитатель  ритуально  рассказывает речёвку ,  используя игровой момент -    зовёт  конструктор ЛЕГО  

- Я  от счастья  хохочу , в  ЛЕГО   играть хочу.

    Он может быть не в прежнем месте ,   куда его убрали в предыдущую игру  , и дети с увлечением ищут  .   Стих в  последующем дети могут запомнить фрагментарно    и помогают воспитателю  в рассказывании   стимулируя речевую деятельность, обогащая словарный состав, укрепляя память .  

 Стихи используемые воспитателем на   занятии   активизируют слуховое внимание,  действуют силой и обаянием звука  , побуждают ребёнка принять участие в действии – повторять за педагогом , приобретает  необходимое содержание для речи  .    Эмоциональность действия способствует  удержанию  новых  слов в памяти.

1.-  Детали  , детали вы спать не устали , сегодня с утра нам играть пора.   ,

2.- Приглашаю всех детей  , ЛЕГО собирать скорей.

3.  - Руки  вверх все поднимите  и вверху пошевелите , крикнем весело «Ура» - игры начинать пора.

Когда ребята видят ЛЕГО они эмоционально реагируют , очень радуются,  плохо  координируют   действия , воспитатель должен  помочь   каждому выбрать интересный   объект  ,и не мешать  другим .

   Предварительная беседа педагога должна быть очень эмоциональной ,но короткой  учитывая патологию детей  .                

           4.   -   В    ЛЕГО   начинай  играть ,   в  ЛЕГО  можно всё собрать. ,

           5.   -   Раз два ,три –сложи детали ,        

                    вместе мы построим дом

                   и   окошко   будет в нём.

       

            6.   – Раз , два , три  сложи  детали  

               

                     Чтоб  они  забором  стали. ( и т.д.)

 Хорошим стимулом для активизации речевой активности детей     занятых  игрой в ЛЕГО  является  запись  видео  с их  участием на планшет  .   Мы неоднократно применяли этот приём в разных игровых ситуациях и дети в том числе  дети с     аутистическими     чертами и незрячие    узнают ситуацию записанную на видео   по звуку , радуются вспоминая и проговаривая полученный опыт.  Впоследствии можно дать детям посмотреть   видео   ,  дети любят  их просматривать  охотно  отвечая на вопросы . и вспоминая игровую ситуацию , проговаривая свои действия таким образом закрепляя речевой навык полученный в результате игры в ЛЕГО Дети переживают вновь приятные эмоции . Таким образом игра в лего создаёт положительный эмоциональный фон способствует созданию контактов  и появлению в жизни ребёнка людей - союзников , которые его понимают. Получают новую сенсорную  информацию. Способствуют внесению новых социальных смыслов для ребёнка таким образом социализируя его.

   Допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей, уважая состояние, настроение  ребёнка . Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в занятие  с учетом потребностей и интересов детей.

Поведение детей на занятии может быть разным , порой  неадекватным , важно сохранять спокойствие и терпение .чтобы ребёнок понял , чего он хочет, помочь выйти ему из состояния дискомфорта. Занятие проходит в атмосфере доброжелательности . Все действия проговариваются педагогом , порой   многократно.

Игра в ЛЕГО тренирует навыки координации движения и манипуляции мелкими предметами, вырабатывает положительный фон взаимоотношений и коммуникаций , стимулирует к речевому взаимодействию  всех участников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»

В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....

Статья : Обобщение опыта воспитателя группы сложного дефекта по теме "Роль игры в организации коррекционно- развивающеё работы с детьми ТМНР."

Частые светлые воспоминания о детстве связанны именно с играми. Для детей с ТМНР, это учиться видеть и понимать  мир вокруг себя , учиться общаться со взрослыми и детьми . учиться говорить и что-...

Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".

Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и  навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми  наруш...

Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....