Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

     В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью; как разнообразить монотонные будни ребенка? 
     Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, мы пришли к выводу о необходимости интегрировать сенсорную деятельность  дошкольников с нарушением интеллекта в коррекционную работу по развитию и коррекции познавательной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_sensornoe_vospitanie.docx106.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 города Аши Челябинской области

ОПЫТ РАБОТЫ

Коррекция  недостатков познавательной деятельности детей

с ограниченными возможностями здоровья

через сенсорное воздействие

                                    Выполнила:

   воспитатель  МКДОУ № 17 г. Аши

   Аскерова Г.А.


Содержание

Введение      ______________________________________________________3

  1. Особенности познавательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья______________________________________  5
  2. Сенсорное воспитание детей с ограниченными возможностями

здоровья_____________________________________________________   7

  1. Коррекция недостатков познавательной деятельности  с использованием сенсорного оборудования_______________________________________  9

Заключение ______________________________________________________14

Библиографический список  ________________________________________15

Приложение ____________________________________________________  16

Введение

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяявляется развитие их познавательной сферы.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности, которые, в свою очередь, обуславливают отклонения в развитии познавательной деятельности. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).

Познавательная деятельность у детей с ОВЗ характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности и в первую очередь, продуктивной.

Значение сенсорного воспитания для развития ребёнка  хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О.Декрали, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер. Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основой для общего умственного развития, овладения разного видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классов школы.

Поэтому актуальностьюданной  работы считаю коррекцию недостатков  познавательной деятельности у детей с ОВЗ через сенсорное воздействие.

  1. Особенности познавательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  

Ощущение и восприятие – это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т. д.), нерва-проводника и центра в коре головного мозга. Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с ОВЗ ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность темпа восприятия сочетается у этих детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом связаны с развитием речи.
Речь – это орудие мышления и средство общения. С помощью речи человек мыслит и выражает свои мысли. Вследствие своего основного дефекта – поражения центральной нервной системы умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии. 
Нарушение речи препятствует успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психике. Уровень недоразвитием речи у большинства детей с ОВЗсоответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствует локальные речевые расстройства, но всегда имеются общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощённым построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием.

Мышление – есть высшая форма окружающей действительности. Специальное обучение, направленное на развитие дошкольников с ОВЗ, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов, особенно – мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обоснованно тем, что хотя ребёнок своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышлениетакого дошкольника, несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.
Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.

Великий русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал, что память – это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без стимулирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру. Как показали исследования (Х. С. Замский), дети  с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются прежде всего в свойствах нервных процессов дошкольников с ОВЗ. Характерной особенностью всех детей с проблемами в развитии является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Неумение припоминать нужные сведения существенно отличается от забывчивости, наступающей у них же вследствие охранительного торможения.

Умение запомнить – это умение осмыслить усваиваемый материал, т. е. отобрать в нём основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний или представлений. От способности включать указанные элементы в такую определённую систему зависит также возможность припоминания.

  1. Сенсорное воспитание детей с ОВЗ

           Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – это тот период становления у ребенка действий, которые возможны уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но внутреннем, умственном плене. Это связано существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего дошкольного возраста. Восприятие становится анализирующим и дифференцирующим, социально направленным. По мимо уже сложившихся в ранних возрастах познавательных установок «Что это?», «Что он делает?», «Зачем он нужен?», у ребенка возникает совершено новая причинная установка «Почему он такой?», привлекающая его к внешним, пространственным свойствам окружающего предметного мира и требующая зрительного анализа формы, размера, расположения, цвета объектов и осознание связи внешних свойств с функциональными. Совершенствуются перцептивные действия: идентификация объектов (на основе сравнения и установления их сходства и различия: такой – не такой), возможность группировки предметов по функциональным, пространственным, качественным признакам с опорой на образцы, а к концу дошкольного возраста – выполнение действий классификации и сериации на основе самостоятельного признака.

           В дошкольном возрасте возникают совершенно новые свойства сенсорных процессов – ощущение становятся более насыщенными и дифференцированными, восприятие начинает ориентироваться на эталонные образы, которые имеют свойство обогащаться, обобщаться и переходить в образы – представления.    

           Уже с самого раннего детства ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его  еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком еще в период дошкольного детства.

         У детей с интеллектуальной недостаточностью имеется грубая сенсорная недоразвитие. Это выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитываю пространственные признаки предметов. Действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. В дошкольном возрасте без специального обучения у них почти не наблюдается зрительных форм ориентировки заданий. Это отрицательно отражается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельности (без обучения рисования у них находится на уровне хаотического черкания). Для восприятия ребенка с интеллектуальной недостаточностью характерно замедленность и фрагментарность ( например, узнавая предмет зрительно, он с трудом опознает его на ощупь и может совсем не узнать по характерному звуку). Страдает зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие, т.о., касается не только функционирование отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности.

  1. Коррекция недостатков познавательной деятельности  с использованием сенсорного оборудования.

      В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.

      Наш детский сад комбинированного  вида посещают дети с  нарушением интеллекта разной степени выраженности.

     Коррекционно-развивающую работу с детьми мы строим на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

     Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.

     Учет сложной структуры дефекта, “зоны актуального и ближайшего развития”, половых, возрастных, психологических, индивидуально-личностных особенностей детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, соблюдение охранительного режима, побудила нас, к поиску новых форм организации коррекционно-развивающего процесса, путей повышения эффективности коррекционной работы.

     В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью; как разнообразить монотонные будни ребенка?

     Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, мы пришли к выводу о необходимости интегрировать сенсорную деятельность  дошкольников с нарушением интеллекта в коррекционную работу по развитию и коррекции познавательной деятельности детей.

     Помимо традиционных методик обучения, мы решили в коррекционной использовать сенсорное оборудование. Оно обладает большим диапазоном возможностей. Играя с этими элементами, ребенок учится добру, творчеству, познанию.

     Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

     Сенсорную  деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекцию нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

     Для педагога – занятие с сенсорным оборудованием – хорошо продуманное занятие, а для ребенка – творческая деятельность, работа в равной степени всех психических функций.

       Использование этого оборудования позволяет создавать обилие игровых ситуаций, которые способствуют занимательности игрового материала.

    Занятия, направленные на развитие  восприятия и познавательной деятельности, проводятся с использованием сенсорного оборудования, которое является средой, для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия. Пособия и материалы подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.  Количество их – 10 (одно занятие в неделю, в течение 10-12 минут) имеется возможность, проводить их с несколькими группами детей на протяжение года. Занятия рекомендуется начинать с сеансов, направленных на развитие общей чувствительности(развитие рецепторов, расположенных на коже и рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях), так как данный вид чувствительности является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для таких занятий мы используем различные сенсорные панели для рук и ног. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру ( ворс, ткань, пластмасса и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Также используем сухой бассейн. Это великолепное средство для точечного массажа тела.

     Кроме того постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. А также, подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность усвоения новых ощущений малышу. Продолжением занятий  стали игры на развитие тактильной чувствительности. Например, игра «Волшебный мешочек» (в непрозрачный мешок кладутся разнообразные по форме и материалу предметы, которые ребенок должен найти на ощупь). Ребенок должен угадать, что это такое. Самое важное, что каждое занятия дарит детям радостное настроение и вызывает интерес.                                                                                          

Для проведения занятий используется интерактивное оборудование: центр, развивающий активность, центр спокойных игр, зеркальный шар, сухой душ, мягкие подушечки, набор «Узнай звук», набор тактильных шариков, сухой бассейн, малый бассейн с водой, напольная сенсорная дорожка, растение-фонтан, аквалампа, светильники.

     Взрослые (педагог-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель) – лишь сопровождают ребенка при переходе от наглядно-действенного мышления к образному. Чувство уверенности в себе, способность построить собственную картину мира и представление о своем месте в нем, а также психическое развитие ребенка в целом зависит от умения и такта педагога построить совместные действия с ребенком.

     Основные задачи занятий:

-создать эмоционально-положительный настрой в группе;

-снять эмоционально-мышечное напряжение;

-воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

-развивать наблюдательность и внимание;

-развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;

-развивать познавательную деятельность;

-развивать общую и мелкую моторику;

-игровые навыки;

-произвольность поведения;

-тактильную чувствительность и зрительную координацию;

-слуховое и зрительное восприятие.

     На занятии  присутствует 6-7 детей, организуются они в первой половине дня, один день в неделю, начиная с октября. Перед проведением занятий детей  знакомим с  сенсорным оборудованием при дневном свете, затем переходим к проведению занятий в затемненной части комнаты.

    В дошкольном возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная среда позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми происходит ласково, с улыбкой, нежным словом, поощряя выполнение действий ребенком.

      Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослым. В этой интерактивной среде специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации детей.

           Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Взаимодействие со специальным сенсорным  оборудованием положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

      Занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для малышей условиям  жизни в детском саду, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников.

Заключение.

       Используя сенсорное оборудование, мы  добиваемся  более высоких, устойчивых положительных результатов в коррекции отклонений познавательной и моторной сферы ребенка. Кроме того, эта форма работы позволяет решить на одном занятии комплекс дидактических, воспитательных, коррекционных и оздоровительных задач. Такая форма работы позволяет превратить монотонные, часто повторяющие задания в игру, сказку, приключение.

      Своевременное овладение сенсорно-моторной  деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательного развития, умение и желание трудиться, выполнять задания  в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу, рассказывать о содержании выполненного и т.д.

     Внедрение и апробация этой технологии проводилась в течение нескольких лет. По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика познавательного развития детей имеющих отклонения в развитии.

      Это позволяет сделать вывод, что использование сенсорного оборудования является эффективным способом коррекции и развития потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии,  обеспечивает более продуктивную коррекционную работу по развитию познавательной деятельности, его интенсификации, всестороннему развитию ребенка в соответствии с его возможностями.


Библиографический список.

  1.  Лебедева А.Н. Развитие сенсорики детей старшего дошкольного возраста,  М. «Школьная Пресса», 2002.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание М., 2005.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика М., 2001.
  4. Колос Г.Г. « Сенсорная комната в дошкольном учреждении», М. «Аркти», 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Виды и формы работы с использованием сенсорного оборудования

Наименование оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Мягкое напольное

и настенное покрытие

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения. Развитие:

•        образа тела;

•        общей моторики;

•        пространственных

представлений.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию. Упражнения на воображение. Игры на снятие агрес-сивности.

Мягкий остров

Реабилитация нервнопсихического состояния. Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнение «Улыбка». Комплекс упражнений на релаксацию.

Комплекс упражнений на воображение.

Батут

Развитие:

•        общей моторики;

•        образа тела;

•        координации движений;

•        вестибулярного аппарата. Преодоление страхов.

Упражнения:

•        отскок;

•        бег трусцой;

•        прыжки с расставленными ногами;

•        подпрыгивание.

Сухой бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

•        кинестетической и так-тильнойчувствительности;

•        образа тела;

•        пространственных вос-приятийи представлений;

•        проприоцептивной

чувствительности.

Коррекция уровня тревож-ности, агрессивности.

Игра «Море шариков». Имитация плавания.

Игра на снятие агрессивности. Игровые упражнения по коррекции уровня тревож-ности.

Упражнения на релаксацию.

Сеансы психофизической разгрузки.

Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай».

Напольные сенсорные

дорожки

Развитие:

•        проприоцептивной

чувствительности;

•        рецепторов стопы;

•          координации движений;

•        кинестетической

чувствительности;

•        мыслительной деятельности;

•        речи,умения передавать

ощущения, эмоции в речи;

•        произвольного внимания.Закаливание.

Профилактика плоскостопия.

Игры-путешествия.

Игры на воображение.

Игры на коррекцию уровня тревожности.

Игра «Кто за кем?».

Игра «Быстро - медленно».

Малый бассейн с водой

Закаливание.

Развитие:

•        рецепторов стопы;

•        кинестетической и тактильной чувствительности. Профилактика плоскостопия.

Игры «Пройди по дну ручья».

Игра «Тепло - холодно». Игра «Мокро - сухо».

Ребристый мостик

Развитие:

•        кинестетической и так-тильнойчувствительности;

•        рецепторов стопы;

•        вестибулярного ап-парата;

• коммуникативных навыков. Профилактика плоскостопия. Коррекция страхов.

Игра «Через речку».

Игра «Быстро - медленно».

Игра «Победи свой страх».

Игра «Кто за кем?».

Балансировочная дорожка

Координация движений. Развитие:

•        вестибулярного аппа-рата;

•        умения передвигаться

по ограниченной поверхности;

•        умения передвигаться

по ориентирам;

•        произвольноговнима-ния, памяти.

Игра «Прогулка по четырем временам года».

Игра «Четыре стихии».

Игра «По следам».

Игра «С кочки на кочку». Упражнение «Держи равно-весие!».

Растение-фонтан

Развитие:

•        произвольного внима-ния;

•        восприятия;

•        мышления.

Активизация положительных эмоций.

Релаксация.

Формирование навыков само-регуляции.

Игра «Путешествие к водопаду».

Сказкотерапия. Музыкотерапия.

Игра «В сказочном лесу».

Арттерапия.

Упражнение «Будь внима-телен!».

Упражнение «Птички у водопада».

Запутанная спиралька

Развитие:

•        зрительно-моторной

координации;

•        визуального и тактиль-ноговосприятия;

•        ориентировки в пространстве;

•        зрительного и слухового

анализатора.

Активизация внимания. Формирование навыков само-регуляции.

Упражнение «Прокати и поймай шарик».

Комплекс игр «Прозрачные спиральки с шариками» (3 игры).

Игра «Наблюдай и слушай, лови!»

Двойная

запутанная спиралька

Развитие:

•        слухо-моторной коор-динации;

•        слухового восприятия;

•        умения дифферен-цироватьразнозвучание;

•        ориентировки в пространстве;

•        умения сосредоточиться;

•        координации зритель-ногои слухового анализаторов. Активизация слуховоговни-мания.

Комплекс игр «Белые спиральки с шариками».

Игра »Слушай и лови!».

Игра »Где какого цвета шарик?»

Центр

тактильности

Активизация развития позна-вательных процессов: мыш-ления, внимания, памяти. Координация зрительных и тактильных анализаторов. Развитие:

•        мелкой моторики;

•        восприятия и вооб-ражения;

•        речи.

Тренинг творческих тактильных восприятий. Игра-занятие «Найди и покажи».

Игра-занятие «Найди на ощупь».

Упражнение «Опиши предмет».

Центр, развивающий активность

Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности. Развитие:

•        коммуникативных навы-ков;

•        мыслительной деятель-ности;

•        внимания;

•        мелкой моторики;

•        зрительной, слуховой

и осязательной активности.

•        координации движений.

Игра с калейдоскопом.

Игры со светящимся браслетом.

Игры с водными игрушками «Надень кольцо».

Игры со звучащими игрушками

Центр спокойных игр

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений. Развитие:

• коммуникативных навыков;

• познавательных процес-сов;

• восприятия и воображения;

•        речи.

Игра «Найди и покажи твердые и мягкие поверхности».

Игра «Найди и покажи гладкие, колючие и шеро-ховатыепредметы!».

Игра «Опиши предмет». Тренинг творческих тактильных восприятий.

Аквалампа(световое

и вибрационное воздействие)

Развитие:

•        визуального восприятия;

•        тактильного восприятия;

•        цветовосприятия. Активизация внимания. Релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов.

Сказкотерапия.

Цветотерапия..

Упражнение «Танец шари-ков».

Игра«Праздник на морском дне».

Комплекс упражнений «Цвет».

Проектор направленного света

Обогащение восприимчивости и воображения.

Музыкотерапия.

Светотерапия.

Зеркальный шар (проецирование специальныхсветоэффектов)

Развитие:

•        зрительного восприятия;

•        ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревож-ности.

Коррекция страхов. Релаксация: воздействие зрительных образов.

Сказкотерапия. Комплексупражненийдля коррекции страхов. Комплекс упражнений по релаксации. Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека».

Подвеска
«Веселки»

Создание положительного эмоционального состояния и психологического комфорта. Развитие коммуникативных навыков.

Игра «Приветствие».

Игра «Помощь друзей». Комплекс упражнений по созданию положительных эмоций.

Игра «Прощание с веселками».

Музыкальный центр и набор аудиокассет

Обогащение восприятия

и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психи-ческого и эмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков само-регуляции.

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упраж-нений, заданий, релаксации.

Зеркало

Развитие:

•        мимики и пантомимики;

•        умения выражать различные эмоциональные состояния.

Снижение нервно-психи-ческогои эмоционального напряжения. Формирование уверенности в себе.

Игра «Обезьянки».

Игра «Клоуны».

Игра «Отгадай настроение».

Игра «Приветствие». Тренинг эмоциональных состояний

Мягкие подушечки (разной формы)

Развитие фантазии

и воображения.

Снижение уровня тревожности. Снижение уровня агрес-сивности.

Формирование навыков само-регуляции

Игра «Уходи, злость, уходи!».

Игра «Выбиваем пыль».

Игра «Упрямая подушка».

Набор «Узнай звук»

Развитие:

•        когнитивной сферы;

•        слуховых анализаторов. Активизация мышления, произвольного внимания, памяти.

Дифференциация звуков. Психотерапия.

Игра «Узнай звук».

Игра «Любимый звук».

Ароманабор

Развитие обоняния. Формирование умения диф-ференцировать запахи.

Стабилизация психического состояния.

Релаксация.

Игры: «Мой любимый запах», «Ароматы цветов».

Упражнение «Узнай запах»

Фотообои

Релаксационное воздействие. Развитие фантазии и воображения.

Игры: «В сказочном лесу», «Путешествие к водопаду». Упражнение на воображение.

Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов

Развитие:

•        познавательных проце-ссов;

•        мелкой моторики. Активизация мышления и внимания. Стимуляция тактильных анализаторов.

Стимулирующее и        расслаб-ляющее воздействие.

Комплекс заданий на определение:

•        разнообразия по-верхностей;

•        твердости и мягкости;

•        видов материалов;

•        тепла и холода поверхностей;

•        веса;

•        скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса.

Набор геометрических тел (конус, цилиндр.куб, шар)

Развитие:

•        познавательных процессов;

•        мелкой моторики;

•        произвольного внимания,

памяти.

Активизация мыслительной деятельности (анализа и синтеза). Стимуляция тактильных анализаторов.

Комплекс заданий на определение и сравнение:

•        формы геометрических тел;

•        вида материалов;

•        поверхности;

•        движения шара, куба,

цилиндра, конуса.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Примерное планирование работы

                                  Октябрь


Занятие № 1

1. Знакомство с волшебной комнатой. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

•        подвеска «Веселки».

2. Игра-путешествие:

•        малый бассейн с водой;

  •    в напольные сенсорные дорожки;

•        ребристый мостик;

  • балансировочная дорожка.

3. Игры:

•        центр, развивающий активность;

•        запутанная спиралька;

•        двойная запутанная спиралька; в центр спокойных игр;

•        центр тактильности;

•        аквалампа.

4. Релаксация «Отдых в лесу»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие;

•        зеркальный шар.

5. Ритуал окончания занятия. Игра «Прощание с веселками».

Занятие № 2

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Быстро - медленно»:

•        напольные сенсорные дорожки.

3. Игра «Прогулка по четырем временам года»:  балансировочная дорожка.

4. Игра с водными игрушками и калейдоскопом:

•        центр, развивающий активность.

5. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Радуга»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие;

•        зеркальный шар.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 3

1. Ритуал начала занятия. 2. Игра «Мокро – сухо»:

•        малый бассейн с водой.

3. Упражнение «В сказочном лесу»:

•        растение-фонтан.
4. Игра «Прокати шарик»:

•        запутанная спиралька.

5. Игра «Слушай и лови»:

•        двойная запутанная спиралька.

             6. Игра «Море шариков»:

•        сухой бассейн.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 4

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Кто за кем?»:

• напольные сенсорные дорожки.

3. Упражнение «Прыжки на батуте».

4. Игры с водяными игрушками:

•        центр, развивающий активность.

5. Игра «Найди по цвету».

6. Упражнение «Мой любимый цвет»:

•        аквалампа.

7. Релаксация «Отдых на море»:

в мягкое напольное и настенное покрытие;

•        мягкий остров;

•        зеркальный шар.

8. Ритуал окончания занятия.

Ноябрь


Занятие № 5

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Обезьянки»:

•        зеркало.

3. Игра «Клоуны »:

•        зеркало.

4. Игра «Веселая зарядка»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие.

5. Игра «Камень - звезда»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие.

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 6

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

•        сенсорные напольные дорожки.

3. Игра «Опиши предмет»:

•        центр спокойных игр.

4. Игра «Прогулка по четырем временам года»:

•        балансировочная доска.

5. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 7

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

•        сенсорные напольные дорожки;

•        малый бассейн с водой.

3. Игра «Прогулка по четырем временам года»:

•        балансировочная доска.

4. Тренинг творческих тактильных восприятий:

•        центр спокойных игр.

5. Игра «Найди и покажи»:

•        центр спокойных игр.

6. Релаксация «Отдых у водопада».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 8

1. Ритуал начала занятия.

2. Рассказ «Как побороть страх».

3. Беседа о страхах.        

4. Упражнение «У страна глаза велики».

5. Изотерапия «Рисуем свой страх».

6. Упражнение «Уничтожим свой страх».

7. Упражнение «Ха!».

8. Ритуал окончания занятия.

Декабрь


Занятие № 9

1. Ритуал начала занятия.

2. Беседа.

3. Игра-путешествие:

•        сенсорные напольные дорожки.

4. Игра «Будь внимателен»:

•        растение-фонтан.

5. Релаксация «Отдых в лесу».

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 10

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игра «Кто за кем?»:

   •        сенсорные напольные дорожки

  1. Игра с водными игрушками «Надень кольцо»:
  • центр, развивающий активность.
  1. Упражнение «Прокати и поймай шарик»:
  • Запутанная спиралька
  1. Игра «Солнечный зайчик»:
  • зеркальный шар,
  • проектор
  1. Ритуал  окончания занятия

Занятие № 11

1. Ритуал начала занятия.

2. Тренинг творческих тактильных восприятий:

•        центр спокойных игр.

3. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

4. Игра «Упрямая подушка»: в мягкие подушечки.

5. Упражнение «Море шариков»: в сухой бассейн.

6. Релаксация «Отдых на Море».                                                                                                                   7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 12

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Пройди по дну ручья»: малый бассейн с водой.

3. Игра «Быстро - медленно»:

•        сенсорные напольные дорожки.

4. Упражнение «По следам»:

•        балансировочная дорожка.

5. Игра «Дыши и думай»:

•        сухой бассейн.

6. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

7. Релаксация «Летняя ночь».

8. Ритуал окончания занятия.

Январь        

Занятие № 13

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Отгадай настроение»: зеркало.

З. Упражнение «Узнай звук»:

•        набор «Узнай звук».

4. Игра на воображение: этюд «Холодный твердый лед», этюд «I'орячий пирожок».

5. Этюд «Ежик», этюд «Маленький котенок».

6. Игра «Звездный зайчик».

7. Релаксация «Отдых в волшебном лесу».

8. Ритуал окончания занятия.        

Занятие № 14

1. Ритуал начала занятия. 2. Игра «Тепло - холодно»:

•        малый бассейн.

3. Игра-путешествие:

  • напольные сенсорные дорожки.

4. Игра «Наблюдай, слушай»:

•        запутанная спиралька.

5. Игра «Где, какого цвета шарик?»:

        двойная запутанная спиралька.
              6. Упражнение «3накомство с цветом»:

•        аквалампа.

7. Игра «Дыши и думай»:

•        сухой бассейн.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 15

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»: зеркало.

3. Игра «Кто за кем?»:

•        сенсорньre напольные дорожки.

4. Упражнение «По кочкам»:

•        балансировочная доска.

5. Игра «Прокати и поймай шарик»:

•        запутанная спиралька;

в двойная запутанная спиралька.

6. Игра «Улыбка».

7. Релаксация «Бабочка».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 16

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Найди и покажи»:

•        центр тактильности.

3. Прыжки на батуте.

4. Игры на воображение:

•        сухой бассейн.

. 5. Упражнение «Мой шарик»:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Рыбка».

7. Ритуал окончания занятия.

Февраль


Занятие № 17

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Угадай настроение»:

•        зеркало.

3. Беседа о «цветах» настроения.

4. Изотерапия «нарисуй цвет своего настроения».

5. Цветотерапия:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Радуга».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 18

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «В сказочном лесу»:

•        растение-фонтан.

3. Игра-путешествие:

•        напольные сенсорные дорожки.

4. Игра «Через речку»:

•        ребристый мостик.

5. Игры на снятие агрессивности: «Уходи, злость, уходи!»:

•        сухой бассейн.

              6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 19

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Клоуны»:

•        зеркало.

3. Прыжки на батуте.

4. Игра «Опиши предмет»:

•        центр спокойных игр.

5. Игра «Мой любимый запах»:

•        ароманабор.

6. Релаксация «Летняя ночь».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 20

1. Ритуал начала занятия.

2 Сказкотерапия:

•        растение-фонтан.

3. Игра «Найди и покажи»:

•        центр тактильности.

4. Игра «Угадай предмет»:

•        центр спокойных игр.

5. Игра «Дыши и думай»:

•        сухой бассейн.

6. Релаксация «Волшебный сон».

7. Ритуал окончания занятия.

Март

Занятие № 21

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Быстро - медленно»:

•        сенсорные напольные дорожки;

•        ребристый мостик.

3. Игра «Четыре стихии»:

•        балансировочная дорожка.

4. Игра «В сказочном лесу»:

•        растение-фонтан.

5. Сказкотерапия:

•        растение-фонтан

             6. Релаксация «Радуга».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 22

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Тепло - холодно»:

•        малый бассейн.

3. Игра «Кто за кем?»:

•        сенсорные напольные дорожки.

4. Тренинг творческих тактильных восприятий.

5. Цветотерапия:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Летняя ночь».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 23

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»:

•        зеркало.

3. Упражнение «Опиши предмет»:

•        центр спокойных игр.

4. Игра «Прокати и пойми»:

•        запутанная спиралька.

5. Игра «Слушай и лови!»:

•        двойная запутанная спиралька.

6. Упражнение «Мой страх исчезает».

7. Релаксация «Волшебный сон».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 24

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Мокро - сухо»:

•        малый бассейн с водой.

3. Игра «Птички у водопада»:

•        растениё-фонтан.

4. Игра на развитие воображения.

5. Упражнение «Море шариков»:

•        сухой бассейн.

6. Релаксация «Отдых на море».

7. Ритуал окончания занятия.

Апрель


Занятие № 25

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»:

•        зеркало.

3. Упражнение на батуте.

4. Игра «Улыбка».

5. Игры с калейдоскопом и звучащими игрушками:

•        центр, развивающий активность.

6. Игра «Найди и покажи»:

• центр спокойных игр.

7. Игра «Камень - звезда>>.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 26

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение на определение материала, поверхности, скорости

движения:

•        набор тактильных шариков.

3. Игра «Море шариков»:

•        сухой бассейн.

4. Упражнение «Танец шариков».

5. Релаксация «Радуга».

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 27

1. Ритуал начала занятия.

2. Комплекс заданий на определение формы, вида материала,

поверхности:

•        набор геометрических тел.

3. Комплекс игр «Прозрачная спиралька с шариками»:

•        запутанная спиралька.

4. Игра «Где какого цвета шарик?»:

•        двойная запутанная спиралька.

5. Релаксация «Радуга».

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 28

1. Ритуал начала занятия.        

2. Игра «Пройди по дну ручья»:

"        • малый бассейн с водой.

3. Игра «Быстро - медленно»:

•        сенсорные напольные дорожки.

4. Игра «Победи свой страх»:

•        ребристый мостик.

5. Игра «Четыре стихии»:

•        балансировочная дорожка,

6. Упражнёния-этюды на развитие воображения.

7. Релаксация «Отдых у водопада».

8. Ритуал окончания занятия.

Май


Занятие № 29

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

•        фотообои;

•        растение-фонтан;

•        малый бассейн с водой;

•        напольные сенсорные дорожки;

•        ребристый дождик;

•        балансировочная доска.

3. Игра «Узнай звуки природы».

              4. Релаксация «Отдых в волшебном лесу».

  5.  Ритуал окончания занятия

Занятие № 30

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Прокати и поймай»:

•        запутанная спиралька; двойная запутанная спиралька.

3. Тренинг творческих тактильных восприятий:

•        центр спокойных игр.

4. Упражнение «Любимый звук:

  • набор «Узнай звук».

5. Игра «Праздник на морском дне»:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Рыбка».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 31

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «У страха глаза велики».        ,

3. Упражнение «Победи свой страх»:

•        батут.

4. Игра «Через речку»:

•        ребристый мостик.

5. Игра «Дыши и думай:

•        сухой бассейн.

6. Игра «Дискотека».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие №32

1. Ритуал начала занятия.

2. Изотерапия «Мое любимое занятие в волшебной комнате».

3. Игры на оборудовании сенсорной комнаты (по желанию).

  1. Ритуал окончания занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
С ИСПОЛЬ30ВАНИЕМ СЕНСОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Игры по снятию агрессивности

«Уходи, злость, уходи!»

Цель:учить выплескивать злость, гнев.

Ход  игры:

Дети ложатся на спину на мягкое напольное покрытие. У каждого с обеих сторон подушки. Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу дети начинают бить ногами и руками по покрытию и подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!».

Игра продолжается 3 минуты. Затем дети 3 минуты отдыхают.

«Выбиваем nыль, или Упрямая подушка»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

Детям предлагается выбить пыль из подушки; бить ее посильнее, чтобы получше очистить.

Упражнения по развитию воображения

Цель: развитие творческого воображения, мышления, мимики, пантомимики.

Детям предлагают закрыть глаза, представить себе и показать:

а)- мягкий пушистый снег;

- теплое, ласковое солнце;

- холодный дождик;

- теплый дождик;

- холодный твердый лед;

б) они держат в руках:

- маленького пушистого котенка;

- ежика;

- беспомощного птенчика;

- горячий пирожок.

Сеансы психофизической разгрузки

Цели: снижение уровня психо - эмоционального напряжения; развитие  пространственного восприятия, глазомера.

Из положения лежа

Из положения •сидя•

 -  Медленные перевороты        со спины на живот, с живота на спину;

 - медленные движения вперед - назад;

 - спрятать в шариках руки (ноги);

 - спокойно лежать на спине (животе);

 - спокойно лежать в любой удобной позе.

- Передвигаться на ягодицах         вперед - назад;

- бросать шарики вперед - назад, вправо - влево;

- кидать шарики в корзину.

Игровые упражнения

по коррекции уровня тревожности

«Победи свой страх»

- прыжки на батуте па обеих ногах;

- ходьба по ребристому мостику.

«Мой страх исчезает с упражнением "Ха!"»

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.

Ход упражнения

Чтение стихотворения «Счастливая ошибка».

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: «Ах!»

Совсем наоборот:

Я крикнул: «Ха!»,

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово «Ах!»

Я позабыл с тех пор!

Педагоги: Когда чего-то боишься, надо страху громко говорить: «Ха!» - тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять руку вверх, глубоко вдохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть: «Ха!» Всем своим страхам, неудачам, печалям надо говорить: «Ха!» - и тогда они испугаются и отступят от вас.

«У страха глаза велики»

Цели: развитие мимики и пантомимики, воображения; снижение уровня тревожности.

Ход  тренинга

- Ребята, представьте себе, что мы находимся в лесу и спокойно отдыхаем... Но что это?! Хрустнула ветка, вот еще одна... Кто это?! Нам стало страшно:

•        мы сжались в комочек и застыли;

•        брови подняли вверх, глаза широко раскрыли;

•        рот приоткрыли;

•        боимся пошевелиться и вздохнуть;

•        голову втянули в плечи, глаза закрыли;

- Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!» Один глаз открыли, - а это котенок!

Возьмите своих «котят» в руки. Погладьте их. Вот какие ласковые котята! А мы думали, что это? Кого вы себе представляли?

Недаром говорят, что у страха глаза велики.

Игры на мягком напольном и настенном покрытии,
мягком острове

«Каменъ– звезда»

Цель: учить напрягать, группировать мышцы и расслаблять их (лежа на спине).

Ход игры

По сигналу ведущего «Камень!» дети руками обхватывают ноги, согнутые в коленях, голову опускают к коленям. По сигналу «Звезда!» ребенок свободно раскидывает руки и ноги (повторить 3-4 раза).

« Улыбка»

Цель: создание бодрого, радостного настроения.

Ход игры

Дети стоят (сидят) в кругу. Им предлагают передать улыбку рядом стоящему (сидящему) ребенку; приэтом они глядят в глаза друг другу. Начинает игру ведущий.

На батуте

Цели: развитие координации движений; снятие тревожности:

- прыжки на обеих ногах;

- игра «Победи свой стран».

Игры в сухом бассейне

«Море шариков»

Цель: развитие пространственных восприятии и ощущений,

воображения.

Ход игры

Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море. Еда спине (на животе). Дети имитируют движения, плавание.

«Дыши и думай»

Цель: развитие образа тела, воображения.

Ход игры

Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову; на выдохе опустить голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

Игры на напольных сенсорных дорожках

(Ходьба босиком)

«Быстро – медленно»

Цели: развивать внимание, умение передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошвы ног.

Ход игры

1.  Дети  босиком медленно (быстро) идут по дорожкам и на каждом квадрате говорят о том, что ощущают их ноги.

2. Выполняют аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.

«Кто за кем?»

Цели:  развитие  внимания, речи; профилактика плоскостопия.

Ход игры

Ребенку предлагают в начале дорожки назвать свое имя, а остальные дети по очереди называют его имя ласково.

Игра по развитию внимания и речи

Дети медленно идут по дорожкам друг за другом, внимательно смотрят себе под ноги и говорят о том, что ощущают их ноги.

Игры в малом бассейне с водой

Воду меняют перед каждым занятием: t воды снижается постепенно, на 1 градус в день - от 40 до 20°С. Этим достигается эффект закаливания.

«Пройди по дну ручья»

Цели: стимуляция анализаторов подошв ног; закаливание.

Ход игры

Детям предлагают представить, что они медленно ид,ут по дну лесного ручья, и сказать, что чувствуют их ноги.

«Теnло– холодно»

Цели: контрастное закаливание; развитие произвольного внимания.

Ход игры

Температура воды в бассейне - 40°С; в рядом стоящем тазике - 25°С.

Ребенок ступает ногами в бассейн, затем - в таз и говорит, где тепло, где холодно.

«Мокро – сухо»

ЦелЬ: учить передавать свои ощущения в словах.

Ход игры

Ребенок идет по воде, затем - по дорожкам и говорит, где мокро, где сухо и где ему приятнее: в бассейне или на дорожке.

Игры на ребристом мостике

«Через речку»

Цель: развитие координации движений, вестибулярного аппарата.,

Ход игры

Детям предлагают пройти «через речку по мостику».

«Победи свой страх»

Цели: развивать умение ходить по ограниченной поверхности; коррекция уровня тревожности.

Ход игры

Дети друг за другом проходят «по мостику».

Игры на балансировочной дорожке

«Прогулка по четырем временам годам»

Цели: научить ходить по ограниченной поверхности, тренировать вестибулярный аппарат; развивать внимание, память, мышление.

Ход игры

Ребенок идет по стопам, нарисованным на доске, и называет время года, по которому «проходит».

«По следам»

Целъ: продолжать учить кодить по ограниченной поверхности, по ориентирам-следам.

Ход игры

Ребенок идет по следам с разведенными в стороны руками.

«С кочки на кочку»

Цель: развитие вестибулярного аппарата упражнениями на балансировку.

Ход игры

Детям предлагают пройти по кочкам (следам) по лабиринту голубого цвета (идти надо только на носочках!).

«Держи равновесие!»

Цель: развивать умение держать равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

Ход игры

Детям предлагают пройти по следам в лабиринте. Тот, кто оступился, начинает путь сначала.

У растения-фонтана

«Путешествие к водопаду»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Ход игры

Детям предлагают представить, что они - путешественники и остановились у волшебного водопада. Дети по очереди описывают то, что они видят рядом с водопадом.

«В сказочном лесу»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Ход игры

Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, рядом - водопад. Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу.

«Птички у водопада»

Цели: развитие внимания, умения соотносить щебет птиц с их размером.

Ход игры

Дети внимательно рассматривают птичек у водопада. Затем они слушают аудиозапись голосов птиц, и говорят, какой голос подошел бы той или иной птичке.

«Будь вни.мателен!»

Цели: развитие слухового восприятия, внимания, умения дифференцировать звуки и соотносить их со звуками природы.

Ход игры

Детям предлагают внимательно слушать в аудиозаписи: шум воды, пение птиц, шум леса. После прослушивания каждой записиони по очереди подходят и дотрагиваются до объекта природы, который может производить тот или иной звук (лес, водопад, птицы на фотообоях).

Музыкотерапия

Цели: развитие слухового восприятия, воображения; создание эмоционального настроя.

При проведении игр у растения-фонтана можно использовать аудиозаписи (как фоновое звучание): «Голоса леса», «3вуки природы», «Голоса птиц».

Сказкотерапия

Цель: развитие воображения, фантазии, речи.

У растения-фонтана детям предлагается:

- сочинить (каждому) сказку об обитателях волшебного леса; - коллективно сочинять сказки;

- сочинять конец сказки.

Арттерапия

Цель: развитие мимики, пантомимики и воображения.

Разыгрывание этюдов (по очереди):

- изображать (без слов) животных или птиц, живущих в волшебном лесу; остальные отгадывают, кого изобразил ребенок;

- изображать животных и птиц по заданию взрослого.

По запутанной спиральке
(Играют 1-2 ребенка одновременно)

Цель: развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, концентрации внимания, координации «глаз - рука».

1. Ребенок опускает в верхнее отверстие шарик и наблюдает за его спуском. Ловит шарик на выходе.

2. Ребенок, по указанию взрослого, становится слева (справа, за, сбоку) по отношению к спиральке, опускает шарик в отверстие и ловит его на выходе.

3. Один ребенок опускает шарик, другой - ловит его на выходе. Оба наблюдают за спуском шарика.        

Используются металлические или деревянные разноцветные шарики.

По двойной запутанной спиральке

Цели: развивать слуховое внимание, умение концентрировать внимание; учить быстро и точно реагировать на звуки.

1. Детям предлагается прослушать звучание красного и желтого шарика. Затем один ребенок отворачивается, второй опускает шарик в отверстие. Первый должен по звуку угадать, какого цвета шарик катится по спиральке.

2. Один ребенок опускает шарики поочередно в правое и левое отверстие, второй - слушает, в какой из спиралек катится шарик, и ловит его на выходе.

3. Ребенок, по указанию взрослого, становится справа (слева, за, перед) по отношению к спиральке и опускает шарик, ловит его на выходе.

4. Одна пара детей опускает шарики в разные отверстия, другая - их ловит.

Используются разноцветные звучащие шарики. Их можно приобрести в зоомагазине.

В центре тактильности

Тренинг творческих тактильных восприятий

Цель: развивать тактильныe ощущения, внимание, память, мышление, умение соотносить ощущения с речью.

Детям предлагают:

- ощупать указательным пальцем все 10 полосок;

- найти полоски: мягкие, жесткие, колючие, гладкие, шepoxoватые, меховые, кожаные, бумажные, металлические, деревянные;

- показать полоски с поверхностью, похожей на поверхность шкур сказочных животных; одежду сказочных героев; поверхность гор, травы;

- ощупывать полоски и говорить, на что похожа их поверхность; - ощупывать полоски с закрытыми глазами и говорить, на что похожа их поверхность.

«Найди и покажи»

Цель:учить дифференцировать тактильные ощущения.

Ребенку предлагают показать поверхность: ковра; полотенца; меха животных; металла; дерева; камня.

«Найди на ощупь»

Цель: учить дифференцировать тактилные ощущения.

Аналогична игре «Найди и покажи», только при выполнении заданий ребенку завязывают глаза.

В центре, развивающем активность

Игры с nредметами и игрушками, находящимися на nанели:

- калейдоскопом;

- водными игрушками («Надень кольцо»);

- звучащими игрушками;

- светящимися игрушками.

В центре спокойных игр

«Найди и покажи твердые и мягкие поверхности»

Цели: учить на ощупь ощущать твердые и мягкие поверхности; развивать внимание.

Ребенок ощупывает все поверхности предметов на панели и говорит, какие из них твердые, а какие - мягкие.

«Найди и nокажи гладкие, колючие и шероховатые предметы»

Цели: учить на ощупь находить предметы с разной поверхностью.

Ребенок ощупывает предметы и называет, какие из них гладкие, какие - колючие, какие - шероховатые.

«Опиши предмет»

Цели: учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения; развивать внимание, мышление.

Ребенок с завязанными глазами ощупывает игрушку на панели и описывает, какая она на ощупь, ее форму.

«Угадай предмет»        

Цели: учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения; развивать внимание, мышление.

Один ребенок описывает предметы, другой - угадывает, что он описал.

Аквалампа

Сказкотерапия

Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.

1. Каждый ребенок сочиняет сказку о приключениях на волшебном дне моря.

2. Каждый ребенок придумывает историю о том, как меняется характер злого героя сказки в связи с изменением цвета воды на морском дне.

Цветотерапия

Цель: стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать его мышление и воображение.

1. Ребенок говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.

2. Ребенок рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.

Упражнение Танец шариков»(под музыку Д. Кабалевского «Вальс»)

Цель: развивать произвольное внимание, воображение.

Дети наблюдают за движениями шариков, а потом стараются передать эти движения в танце.

Игра «Праздник на морском дне»(под музыку А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»)

Цели: создание радостного настроения; развитие воображения.

Дети наблюдают за изменением цвета воды и движениями шариков. Взрослый обращает их внимание на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые - на морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть у них. Затем детям предлагают потанцевать под музыку.

Упражнения «Цвет»

Цель: развивать произвольное внимание.

1. Назвать все цвета шариков.

2. Наблюдать за шариком определенного цвета.

  1. Наблюдать за изменением цвета воды и называть цвет воды шепотом (громко).

Использование проектора направленного света
(кинопроектора, ЛЭТИ), зеркального шара

Шар вращается под лучом проектора, создавая сказочныесветоэффекты.

Музыкотерапия

Музыка используется как звуковой фон при проведении «Сказкотерапии» (см. «У растения-фонтана», «Аквалампа»), при релаксации, игры «Дискотека» и других игровых упражнениях.

Уnражнение «Солнечные зайчики»

Цели: создание положительного эмоционального настроя; развитие воображения.

Детям предлагают представить, что зеркальный шар - это солнце, которое посылает нам солнечных зайчиков. Зайчики «гладят» детей по лицу, рукам и ногам.

Игра «Путешествие к звезде»

Цель: развитие воображения, фантазии.

Детям предлагают представить, что они - космонавты, летят в ракете к далекой звезде (зеркальный шар). У них есть командир, который ведет космический корабль.

Упражнение «Дискотека»

Цель: создание радостного, веселого настроения.

Звучит современная веселая музыка, дети танцуют.

Игры с подвеской «Веселки»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

«Приветствием (предлагается автором как ритуал нача.лазанятий):

- Ребята, наши «веселки»улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: е3дравствуйте!».

«Помощь друзей»:

- Ребята, если у вас плохое настроение, вам грустно, вспомните о своих друзьях и позовите их на помощь. А потом улыбнитесь друг другу так, как вам улыбаются наши «веселки», - и вам сразу станет весело.

«Прощание с веселками»(предлагается как ритуал окончания занятия):

- Ребята, давайте улыбнемся «веселкам»и попрощаемся ними. До свидания! Вспоминайте наших «веселок»и улыбайтесь как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Музыкальный центр

Набор аудиокассет

1. Классическая музыка:

- Н. Римский-Корсаков – «Колыбельная»,«Белка»;

- П. Чайковский – «Времена года», «Болезнь куклы»;

- Г. Свиридов – «Первый снег»;

-Д. Кабалевский– «Вальс», «Клоуны»;

- В.-А. Моцарт - «Колокольчики звенят»;

- А. Хачатурян - «Вечерняя сказка»;

- К. Орф – «Жалоба».

2. Голоса природы:

- шум моря;

- «песни» моря;

- голоса леса;

- звуки природных  явлений;

- голоса птиц.

  1. Современная эстрадная и детская музыка.

У зеркала

«Обезьянки»

Цель: формировать умение подражать.

Дети смотрят в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные – «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.

«Клоуны»

Цели: создание бодрого настроения; развитие мимики и пантомимики.

Ведущий – «клоун» - старается развеселить детей с помощью мимики и жестов. Дети повторяют движения за ним:

- указательным пальцем нажимают на кончик носа; - растягивают уголки губ;

- ладонью одной руки машут из-за головы, другой - чешут нос; - показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладоней; - изображают смешную мордочку обезьянки. «Клоун» сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться, какие они дружные и веселые.

«Отгадай настроение»

Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.

Детям раздают маленькие карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Играющие по очереди показываю•г настроение, изображенное на карточке. Остальные отгадывают, что это за настроение.

«Приветствие»

Цель: развитие мимики, воображения.

Детям предлагается придумать приветствие без слов и изобразить его, глядя в зеркало. Дети поочередно приветствуют друг друга, а остальные повторяют их движения и мимику.

Мягкие подушечки

Игры по коррекции агрессивного поведения.

Игры с набором «Узнай звук»

«Узнай звук»

Цель: развивать слуховое внимание, умение различать звучание предметов из разных материалов.

Детям предлагают прослушать звучание 5 цилиндриковс разными наполнителями: гаечками, песком, горохом, деревяшками, рисом.

После прослушивания звучания каждого цилиндрика его открывают и показывают, что внутри. После 2 прослушиваний снова предлагают слушать звучание и отгадывать, что внутри цилиндрика.

«Любимый звук»

Цель: развивать слуховое вниманиеи умение дифференцировать звуки.

Ребенку предлагают прослушать разные звуки и определить любимый звук, а затем выделить его из 10 разнообразных звуков.

Ароманабор

«Учимся узнавать запахи»

Цель: учить различать по запаху:

- овощи: лук, свеклу, огурец, чеснок, петрушку;

- фрукты: лимон, апельсин, яблоко, грушу;

- цветы: розу, ромашку, лилию.

«Ароматы цветов»

Цель: учить различать по запаху цветы.

Детям предлагают узнать разные цветы по запаху.

            «Мой любимый запах»

Цель: учить выделять свой любимый запах.

Детям предлагают выделить из запахов овощей, фруктов, цветов твой любимый запах и назвать, какому предмету он принадлежит.

Фотообои

Игры «В сказочном лесу», «Путешествие к водопаду»(см. «У растения-фонтана»).

Упражнение на развитие воображения.

Комплекс заданий с набором тактильных шариков

Цель: развивать логику, внимание, память, восприятие.

Дети обследуют шарики, рассматривают, ощупывают их и определяют.

- разнообразие поверхностей шариков на ощупь (гладкие, шероховатые, скользские, колючие, ворсистые);

- твердость и мягкость шариков (очень мягкий, мягкий, плотный, твердый);

- виды материалов, из которых изготовлены шарики (nластмасса, резина, дерево, металл);

- тепло и холод поверхностей (nластмасса, резина, дерево -теnлые; металл - холодный);

- вес (берут no одному шарику в каждую руку, оnределяют,хакой из двух шарихов тяжелее, затем - следующие 2 шариха. Тахnутем сравнения они оnределяют самый тяжелый и самый легкий);

- скорость движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса (nрокатываютno одному шарику; делают выводы, от чего зависит скорость их движения).

Комплекс заданий с набором геометрических тел
(конус, цилиндр, куб, шар)

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие.

1. Дети обследуют геометрические фигуры, рассматривают их, ощупывают, определяют и называют:

- форму геометрических тел;

- вид материала, из которого они изготовлены (дерево);

- поверхность(гладкая).

2. Сравнивают движения шара, куба, цилиндра, конуса по плоскости; делают вывод о том, что скорость движения предмета зависит от формы его поверхност

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

РЕЛАКСАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СЕНСОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Цели предлагаемых видов релаксации - мышечное расслаб, ленив, снятие эмоционального напряжения.

При проведении релаксации желательно использовать зеркальный шар и аудиозаписи.

Дети располагаются на мягком напольном покрытии и мягком «острове».

Летняя ночь

- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.

Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину руки и ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным...

Дышим легко... ровно... глубоко... (2 раза)

- Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко... ровно... глубоко...

Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии...

Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.

Отдых на море

- Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке... Вам тепло и приятно...

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу… Наши руки отдыхают... Ваши ноги отдыхают.

Дышим легко... ровно... глубоко...

Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно...

Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и... засыпаете. Дышим легко... ровно... глубоко...

Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали.

Хорошо вам отдыхать?

Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать!

Отдых в волшебном лесу

- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые... У них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев. Дышим легко... ровно... глyбоко... Вам хорошо и спокойно.

Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Водопад

- Сядьте поудобнее, Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом - пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Радуга

- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.

Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Вы видите красный и оранжевый цвет.

Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.

Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.

Зеленый цвет - это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.

Голубой и синий- цвета неба и воды. Голубой - мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.

Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, - пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга.

Рыбки

- Представьте себе, что вы - разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне...

Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день!

Волшебный сон

Ложитесь поудобнее, закройте глаза. Начинается волшебный сон. Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают... (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.(2 раза)

Дышится легко... ровно... глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшeбным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встрепенуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по работе с родителями, детей с ограниченными возможностями

Программа осуществляется в рамках Лекотеки в ГБОУ № 300. Работа направленная на работу с родителями имеющих детей с ограниченными возможностями....

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями".

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями"....

«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»

laquo;Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление из опыта работы на  региональном  семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...