Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
"К ребёнку нужно относится не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь"
В. А Сухомлинский.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, огорчения и радость. Хорошо известно, что детей 5 - 6 лет называют "почемучки". Но самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы, ему в этом помогаем мы педагоги.
От того, как мы будем это делать зависит, какими вырастут наши воспитанники.
Современная социальная и экономическая сферы ставят перед дошкольными учреждениями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к делу.
Один из перспективных методов, способствующий решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Он особенно актуален при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю с детьми имеющими общее недоразвитие речи. У них отмечается замедленное речевое развитие, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем, в совокупности с особенностями восприятия обращённой речи, что ограничивает их контакты со взрослыми и сверстниками, препятствует осуществлению полноценной деятельности общения.
А проектно - исследовательская деятельность показала эффективность при решении данных проблем.
Она открыла большие возможности в организации совместной проектно - исследовательской деятельности:
- Дала детям возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, в результате чего они научились выдвигать гипотезы, устанавливать причинно - следственные связи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
- Стимулировала развитие творческих способностей благодаря чему дети создавали новый и оригинальный продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное виденье мира, свойственное данному ребёнку.
- Способствовала развитию самопознания и положительной самооценки, что так важно и необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что они должны научиться быть успешными, интересными для других, что поможет им обрести уверенность и гордость за собственные достижения, послужит доверительному, дружескому отношению и миру.
Метод проектов способствовал овладению детьми способами внеситуативно - личностного общения и увеличивал уровень коммутативной компетентности. Благодаря чему , существенно изменились межличностные отношения дошкольников. Дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Нами были реализованы такие виды проектов как:
- исследовательские - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
- ролево - игровые проекты: ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы).
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собираю информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, витражи и др.).
Основные этапы проектно - исследовательской деятельности:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта: план деятельности по достижению цели:
I. К кому обратится за помощью (взрослому. педагогу).
II. В каких источниках можно найти информацию.
III. Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
IV. С какими предметами работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта: - практическая часть.
4. Подведение итогов: - определение задач для следующих проектов.
Нами была выстроена структура ведения проектно-исследователькой деятельности:
этап проекта | деятельность педагога | деятельность детей |
1 этап | 1. формирует проблему ( цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (проектную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических навыков, знаний и умений. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
При организации проектно- исследовательской деятельности с детьми, я в первую очередь опиралась на психологические аспекты. Такие как:
- личностно ориентированный подход
- поддержка инициативы и её реализация в социально значимых формах.
- эмоциональная поддержка.
Тематика и содержание проектов над которыми мы работали в своей группе были разнообразными:
- " Времена года,
- "Моя семья",
- "Маленькие огородники",
- "Весёлые астрономы"
- "Мы любим сказки"
- "Жалобная книга природы"
- и др.
Тема проекта, его форма и план действия разрабатывался коллективно с детьми с целью развития свободной творческой личности ребёнка. Большое значение придавали мы – педагоги предметно - развивающей среде в группе и организовывали ее так, чтобы она являлась фоном к поисковой деятельности, направляла детей, заинтересовывала. В результате чего проект становился продуктом сотрудничества и сотворчества детей, воспитателей, а порой и родителей.
Например как мы начинали работать над каким - либо проектом?
Алгоритм разработки проектов
этапы | задачи | деятельность проектной группы | деятельность научно-методической службы |
начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. |
планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе ( по просьбе группы). Наблюдение. |
принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение. Консультации. |
выполнение | Выполнение проекта. | Работа над проектом и его офрмление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы). |
оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Участие в коллективном анализе проекта и самооценка. | Наблюдение, направления процесса анализа (если необходимо). |
1. Начиная работу над проектом "Весёлые астрономы", мы организовали выставку научно - популярной, детской познавательной и художественной литературы о космосе. Она помогла нам ответить на многие вопросы детей, которые им были важны и интересны и дать им объективные знания по теме.
Следующим этапом определили такие действия: в игровом уголке систематизировали и расставили соответствующие дидактические игры на тему о космосе разработали и подготовили атрибуты к сюжетно - ролевым играм: "Космическое путешествие", "Полёт на Луну" и др.
В процессе самой проектной деятельности мы с детьми сочиняли "звёздные" сказки, смастерили макет Солнечной системы. Очень интересными и неповторяющимися были работы по изобразительной деятельности воспитанников нашей группы.
Как обобщение полученных знаний и впечатлений, результатом проекта была познавательная викторина "Через тернии к звёздам",на которой дети проявили свои способности и показали очень хорошие знания о космосе.
Во время рефлексии, дети отметили, что им очень нравится экспериментировать, узнавать новое и интересное.
Работа в проекте сплотила ребят - ведь они были заняты одним общим делом.
2. А проект "Маленькие огородники" начался с того, что весенним днём в группу пришла загадочная посылка, в ней оказались куклы "Театра овощей". Они так нахваливали себя, что ребятам захотелось самим вырастить богатый урожай. Дети принялись за дело. Для них началась увлекательная игра, которая соединила практическую деятельность и научные знания в доступной для детей форме. В процессе выполнения проекта мы закрепили знания детей об овощах, о пользе овощей для здоровья, познакомили детей с элементарными правилами ухода за растениями.
А для взрослых участников - это были новые интересные формы взаимодействия с детьми. Работа над данным проектом еще продолжается.
Проектно - исследовательская деятельность, организованная нами с детьми с общим недоразвитием речи, стимулировала развитие детей, создала атмосферу сотрудничества и поиска, способствовала совершенствованию речевого общения детей, обеспечила более высокий уровень познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. А это является составными успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое - основа формирования этого качества. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования.
Об этом говорят наши достижения ( таблица, диаграмма) и фотографии отличного настроения как один из важных показателей эмоционального благополучия детей.
Список литературы
1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : учеб. метод. пособие / авт. – сост. А.Ю. Кузина – Тольятти : ТГУ, 2009. – 60с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников
Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями".
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями"....
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...
Экспериментально - исследовательская деятельность как ведущая технология познавательного развития дошкольника
Опыт работа по организации детской экспериментальной деятельности....
Коррекционная работа педагога дополнительного образования с ограниченными возможностями здоровья детей.
Помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки. Стимулировать развитие музыкальных способностей, Сформировать коммуникативн...
Регламент научно-практического семинара «Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности»
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ...
Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...