Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
материал
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей
с ограниченными возможностями здоровья
Архипова Альбина Гумеровна,
старший воспитатель
МАДОУ № 88, г. Нижнекамск
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной адаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Если ребенок с ОВЗ посещает детское учреждение, то семья взаимодействует с педагогами, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом. Статистика говорит нам о том, что существует много детей находящихся дома. Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: изолированность родителей от родительской общественности,
отсутствие контакта ребенка со сверстниками; страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся; отсутствие объективной картины воспитательного процесса в ДОУ; нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский). Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
- сформировать адекватную самооценку.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Работа с семьей ведется по 2 направлениям:
- повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;
- вовлечение в образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:
- анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ);
- индивидуальные беседы и консультации (анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений);
- тематические родительские собрания (как по запросу родителей, так и по плану уч.-дефектолога, исходя из потребностей группы);
- мастер-класс (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях);
- семинары-практикумы (показать эффективные способы взаимодействия, объединение усилий для развития и обучения детей);
- праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки);
- участие родителей в конкурсах совместно с детьми;
- стенгазеты (расширение сфер участия родителей в жизни группы и ДОУ);
- инфостенд (для повышения педагогической культуры родителей);
- создание групп В контакте (активизация интереса к образовательному процессу, приобретение опыта, возможность поделиться собственным опытом).
Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности.
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую ДОУ по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.
Основные принципы организации работы педагога с родителями детей с ОВЗ:
1) принимать воспитанников с ОВЗ «как любых других детей в детском саду»;
2) включать их в одинаковые виды деятельности, ставить разные задачи,
3) использовать формы коллективного участия - игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, театрализованные представления, праздники т.д.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; консультации, мастер-классы и др.)
2) Вовлечение родителей в воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые занятия и мероприятия и др.)
Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ
Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.
Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, игры, лекции, тренинги, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всей группы с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ ( не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в воспитательный процесс. Родители в ходе образовательной деятельности знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания.
Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
Формы работы с родителями детей с ОВЗ
Групповые и коллективные формы
1.Родительские собрания, лекции, беседы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические беседы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ не посещающих ДОУ, так и в детском саду. Темы могут быть разнообразными.
2.Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником групповых дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам детского сада. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.
3.Совместные досуговые мероприятия
Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе со всеми детьми провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить развлечения. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела детского сада, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
4.Тематические консультации
Проводятся для родителей детей с ОВЗ, может проводиться в режиме он-лайн, используя скайп.
Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах, совместных проектах.
Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах, праздниках, выставок.
Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.
Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются», «Здоровейка», «Мама, папа, я –спортивная семья», конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте ДОУ, в группе, холле.
Педагогу нужно организовывать совместные проекты детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Удивительное рядом», «Огород на окошке» и т.д. Воспитанники с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают рисунки друг друга, своих друзей, детского сада, города.
На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное воспитание, но и адаптироваться в социальной среде. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами детского сада при организации открытых форумов на сайте ДОУ и в социальных сетях.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между детским садом и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и ДОУ.
В заключение хочется напомнить семь принципов инклюзивного образования:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Заключение
Организация ДОУ строится на принципах: индивидуального подхода; поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации); социального взаимодействия; междисциплинарного подхода; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели детского сада
При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
2. Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani
3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011
4.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2008
5. С.В.Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)
6.Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ЦСП РАО, 1999.
7.Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.
8.Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
9. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
10.Ратнер,Ф.Л.,Юсупова,А.Ю.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная методическая рекомендация поможет в работе с детьми с ограниченными возможностями....
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности работы педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более...
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...
Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным условием работы с детьми с нарушениями психофизического развития является проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей ребенка или его законных представителей....
Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным условием работы с детьми с нарушениями психофизического развития является проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей ребенка или его законных представителей....
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
Одно из важнейших напрвлений в деятельности психолого-педагогической работы является работа с семьей (родителями) детей с ОВЗ....