Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему
В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Соловьёва
ГБДОУ Детский сад№45
комбинированного вида
Приморского района
Санкт-Петербург
Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий для получения образования.
Специальные условия - это необходимые для получения детьми с ОВЗ реабилитационных услуг, приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребёнок - инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Дети с ограничениями в здоровье страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.
Социализация и интеграция детей и подростков с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остаётся недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства.
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде.
Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.
Инклюзивное образование даёт возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своём обществе.
Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей.
Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают детские сады комбинированного вида, имеющие, как обычные, так и специализированные (компенсирующие или коррекционные) дошкольные группы. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями.
В детском саду функционируют 12 групп: 8 групп – общеобразовательной направленности и 4 группы компенсирующей. Из них 2 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и 2 группы для детей со сложными дефектами.
Всего детский сад посещают 233 ребёнка. Из них 14 человек – группы со сложными дефектами и 15 человек – группы ОПД.
Возраст детей специализированных групп от3 до 8 лет.
Из 29 детей, посещающих специализированные группы, самостоятельно (без помощи) передвигаются 4 ребятишек. Пытаются ходить самостоятельно, но нужен постоянный контроль и подстраховка взрослых 8 детей, с помощью ходунков и за руку передвигаются 5 детей. 12 детей колясочников.
У всех деток проблемы с интеллектом: 18 детей с ЗПР, 11 детей с умственной отсталостью.
26 детей специализированных групп имеют статус инвалида.
Основным диагнозом группы для детей со сложными дефектами является ДЦП.
По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных наблюдается значительное недоразвитие интеллекта.
Большинство детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии.
Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к формированию у таких детей иждивенческой установки, неспособности и нежеланию к самостоятельной практической деятельности, трудностям социальной адаптации.
Этап дошкольного детства — время вхождения детей с ДЦП в первую общественную образовательную систему дошкольного воспитания и обучения.
В нашем учреждении на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.
Цели, которые мы поставили перед собой:
- вовлечение детей с ОВЗ, как в образовательную, так и в социальную среду;
- формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Детям инвалидам не нужна жалость, им нужна дружба и помощь.
К ещё одной проблеме интегративного обучения относится толерантное отношение родителей здоровых детей к «особым» детям. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребёнок, находясь рядом с детьми с особыми потребностями, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится.
В целях повышения педагогической компетенции родителей и помощи семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество проводим «Психологическую гостиную», где родители учатся эффективным способам взаимодействия с ребёнком, получают новые знания, усваивают методы совместной деятельности, которые можно будет использовать в домашних условиях. Так же родители находят себе единомышленников, в результате решают свои проблемы коллективно и грамотно.
В ДОУ проводилось анкетирование родителей общеобразовательных групп, с целью дать оценку их отношения к детям с ОВЗ. Опрашиваемым предлагалось высказать своё отношение к детям с ОВЗ: о наличии опыта общения в повседневной жизни с такими детьми, из каких источников родители получают информацию о детях с ОВЗ. Также анкетирование позволило узнать, готовы ли родители к тому, чтобы ребёнок с ОВЗ находился в группе с детьми общеобразовательных групп, готовы ли они оказывать помощь детям с проблемами в развитии.
При подведении итогов опроса выявлено, что наибольшая часть опрашиваемых положительно относится к детям с ОВЗ. На вопрос об опыте общения с такими детьми, и насколько часто встречаются в повседневной жизни, большинство ответило об отсутствии подобного опыта и редком сталкивании с ними в жизни. Информированность о детях с ОВЗ — одно из необходимых условий успешной социальной интеграции последних. В качестве основного источника информации большинство родителей называют средства массовой информации, такие как телевидение, газеты, журналы и интернет. Меньше всего узнают о таких детях из популярной и научной литературы, от педагогов и воспитателей.
Результаты анкетирования показали, что большинство участников опроса очень лояльно относятся к детям с ОВЗ, считают неправильным их нахождение только в специализированных учреждениях, готовы принимать участие в процессе их интеграции в обществе, оказывать помощь на повседневной основе. Но также они считают, что в обществе недостаточно уделяется внимания подобным детям, необходимо больше информированности нашего общества, больше мероприятий со стороны государственных и общественных структур по интеграции детей с ОВЗ и улучшения их положения в социуме.
Для того чтобы создать условия для лучшей социализации детей с ОВЗ в рамках нашего сада мы начали использовать точечную инклюзию.
Точечная инклюзия - когда ребёнок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
Мы проводим следующие мероприятия, на которых дети с ОВЗ (группы для детей со сложными дефектами и группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) совмещаются с детьми общеобразовательных групп:
- взаимное посещение занятий;
- совместные праздники;
- совместные театрализованные досуги.
В процессе проведения совместных досугов происходит взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
- упражнения для социально-эмоционального развития детей
- коррекционно-развивающие игры
- репетиции и разыгрывание сказок.
На таких занятиях обогащается эмоциональный опыт детей, развивается эмоциональная сфера, стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Повышается уровень самооценки. У детей появляется уверенность в себе, своих силах и своих возможностях.
Начали использовать технологию педагогических кругов «Круг приветствие».
История возникновения педагогического круга, как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского учёного, философа, педагога и психолога [Марии Монтессори (1870-1952)].
Круг используется как организационный момент в начале дня.
«Круг», согласно учению [Марии Монтессори], помогает ребёнку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.
Виды «Педагогических кругов»:
Утренний круг.
Общий круг.
Групповой круг.
Круг - поздравление.
Круг ситуативный.
Мы проводим «Утренний Круг Приветствие» с группами детей со сложными дефектами и группами для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата совместно с детьми общеобразовательных групп. Проводится в утреннее время, когда дети уже собрались в детском саду.
Целью проведения данного мероприятия является желание помочь детям адаптироваться к социуму.
В кругу решаются следующие задачи:
- Формируется эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком.
- Начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.
- В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера.
- Для расторможенных детей круг становится опорой для организации своего поведения.
- Детей с низким уровнем активности это занятие стимулирует к участию в общем действии.
Круг способствует:
-активизации зрительного и слухового внимания;
-стимуляции сенсорного развития;
-стимуляции тактильного взаимодействия ребёнка с другими;
-развитию подражания;
-развитию способности к переключению внимания.
В результате таких мероприятий происходит принятие детей друг другом.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную возможность для социализации, которая поможет им в дальнейшем войти в общественную жизнь.
Список литературы:
- Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.
- Зигле Л.А., Ефимова Н.М, Малинина Н.Ю., Михайлова В. Педагогический круг: методические рекомендации. – СПб., 2011.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии – СПб., 2003.
- Микшина Е.П., Зигле Л.А. Технологии инклюзивного образования в дошкольных учреждениях: рекомендации для руководителей дошкольных учреждений. – СПб., 2011.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывющими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – Москва, 2000.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации. – СПб., 2009.
Сведения об авторе.
Ф.И.О. автора | Соловьёва Наталья Аркадьевна |
Место работы | ГБДОУ Детский сад№45 комбинированного вида Приморского района СПб |
Должность | Педагог-психолог |
Адрес рабочий, Домашний | Пр. Королёва 24/2 Ул.М.Новикова 9-180 |
Kiss-wait-kat@mail.ru | |
Телефон рабочий Домашний Мобильный | 3033544 3049973 89112529524 |
Тема статьи | Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...
Консультация. «Развитие коммуникативных навыков посредством элементов экспериментирования в коррекционно-развивающей работе с целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи ».
Развитие коммуникативных навыков способствует социализации у детей...
Новый сборник статей посвященный "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" 2020 год
Сборник составлен по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья....