Программа по работе с родителями, детей с ограниченными возможностями
материал по теме
Программа осуществляется в рамках Лекотеки в ГБОУ № 300. Работа направленная на работу с родителями имеющих детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
структурного подразделения «Лекотека»
ГБОУ д/с № 300
Программу разработали:
Руководитель структурного подразделения,
педагог-психолог – Семенова И.С.
Социальный педагог,
педагог-психолог – Мусалова Е.А.
- Пояснительная записка
В Лекотеке д/с № 300 одним из основных направлений деятельности является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи – сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.
Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.
Принципы взаимодействия специалистов и семьи:
- Усилия специалистов направлены на поддержку семьи, поскольку именно она играет в жизни ребенка главную роль.
- Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка составляется совместно с родителями, с учетом особенностей развития ребенка.
- Родители знакомятся с необходимым коррекционным и развивающим материалом (литературой, игровыми пособиями, игрушками), выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях.
- Коррекционное взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется посредством создания игровой среды.
- Занятия специалистов с ребенком проводятся совместно с родителями.
- Между Лекотекой д/с № 300 и родителями заключается Родительский договор.
Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме.
2. Индивидуальная работа с родителями
- Изучение проблем семьи (составление социально-психологической карты, социального паспорта семьи)
- Индивидуальная работа с родителем (обучение родителей техникам взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии по программе «Российская лекотека»)
- Консультирование (по запросу родителей)
Изучение проблем и ресурсов семьи, понимание, какая помощь необходима членам семьи – важная составляющая работы специалиста с семьей. С данной целью нами разработана социально-психологическая карта семьи (см. Приложение), которая заполняется родителем совместно с психологом или социальным педагогом (за основу взята карта, описанная в книге М.Селигман, Р.Б.Дарлинг «Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями в развитии»). Само по себе заполнение этой карты уже несет в себе психотерапевтический эффект, так как позволяет родителю более конкретно осознать проблемы ребенка и семьи, и понять, насколько гармонично семья включена в социум.
Анализ карты специалистом совместно с родителем позволяет получить не только информацию, но и выявить ресурсы семьи, стрессовый фактор, а также наметить пути помощи членам семьи. Данную карту можно использовать и как психокоррекционный метод, например, предложить родителю составить желаемую карту или карту будущего. Творческий подход в работе с социально-психологической картой позволяет специалисту совместно с родителем увидеть и обсудить дальнейшую перспективу как для ребенка, так для родителя.
Социальным педагогом составляется вместе с родителем социальный паспорт семьи (бланк в Приложении).
На индивидуальных консультациях родителям оказывается психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка, обсуждаются актуальные для родителя вопросы.
Во время индивидуальной работы родители обучаются навыкам игрового взаимодействия с ребенком, а также отрабатываются стратеги и тактики общения, проводится работа по нормализации родительско-детских отношений. Наиболее полно данная работа представлена в программе «Российская Лекотека».
3. Групповая работа с родителями
- Лекторий
- Проблемно - ориентированная родительская группа
Лекторий для родителей «Воспитание «особого» ребенка»
Темы
- «Играем вместе с ребенком: создание предметно-игровой среды для «особого» ребенка»
- «Речевое развитие ребенка: игры и упражнения для развития речи»
- «Формирование навыков самообслуживания»
- «Игры и упражнения для развития моторики в повседневной жизни ребенка»
- «Применение методов глобальной коммуникации для обучения детей, имеющих проблемы в развитии».
- «Помоги мне стать самостоятельным: как развивать самостоятельность у ребенка»
Периодичность проведения лектория – 1 раз в месяц (по календарному плану работы подразделения), ведущие – специалисты Лекотеки. По материалам лектория оформляется информационные папки для ознакомления родителями, которые не смогли посетить занятие.
Проблемно-ориентированная родительская группа
Данная группа создается с целью обсуждения актуальных проблем родителей и мобилизации их внутренних ресурсов на решение жизненных трудностей, связанных с воспитанием ребенка. Задачи:
- Обмен опытом между родителями по вопросам воспитания ребенка с нарушениями развития;
- Повышение самооценки и самосознания родителя;
- Оказание психологической поддержки;
- Формирование активной жизненной позиции родителя.
Встречи группы проводятся в доброжелательной, комфортной обстановке. Периодичность встреч зависит от запроса и возможностей родителей (примерно 1-2 раза месяц.)
Направление работы с группой
Направление | На что направлено | Ожидаемый результат |
Личностная сфера | Осознание родителем личностных особенностей и оптимизация отношения к себе. | Повышение уровня самооценки и самосознания родителя, принятия ответственности на себя в решении жизненных вопросов |
Общение | Оптимизация межличностных взаимоотношений | Развитие психологических возможностей, коммуникативных способностей, расширения круга общения, активность и самостоятельность в поиске необходимой помощи. |
Информация | Приобретение новых знаний | Получение нового опыта, активная жизненная позиция. |
Помощь участников проблемно-ориентированной группы заключается в том, чтобы дать друг другу стимул к самостоятельности и активности, к тому, чтобы у родителей желание активно помогать процессу социально-психологической коррекции своего ребенка.
Примерные темы, предлагаемые для обсуждения:
«Как играть с ребенком»
«Как научить ребенка самостоятельности»
«Роль отца в воспитании ребенка»
«Свободное время мамы»
4.Информационно-методические материалы для работы с родителями
- Рекомендуемая литература для родителей:
- «Обычные семьи, особые дети» /Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг/ 2007г.
- «Вестник по вопросам семьи и детства»/№10-11/ 2004г.
- «Путеводитель по учреждениям социальной защиты населения»
- «Семья и работа» (Трудовые права беременных женщин и работающих родителей) 2008г.
- «Растем вместе с семьей» /Правительство Москвы, МГД/ 2007г.
- «Вместе с Москвой – дружной семьей» 2008г.
- «Семьеведение» /Н.Ф. Дивицина/ 2006г.
- «Воспитание ребенка в неполной семье» /Я.Т. Николаева/ 2006г.
- «В стороне. (из опыта работы с аутичными детьми)» /И.Б. Карвасарская/ 2003г.
- «Дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет» /А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина/ 2001 г.
- «В мире детских эмоции» /Т.А. Данилина, В.Я. Зедгинидзе, Н.М. Степина/ 2004г.
- «Социальная адаптация детей раннего возраста Синдромом Дауна»
- «Психология семьи и больной ребенок» /И.В. Добряков, О.В. Защиринская/
- «150 развивающих игр для дошкольников. Играй и учись! от 3х. до 6 лет» /Пенни Уорнер/ 2007г.
- «125 развивающих игр (от 1до 3лет)» /Джеки Силберг/ 2008г.
- «Как развивается ваш ребенок?» /Эрнст Й. Кипхард/2006 г.
- Сайты
- www invalid.ru
- www lekoteka.ru
- Методические папки
- Копилка игр (описание развивающих игр)
- Играя, развиваем, обучаем, воспитываем (рекомендации для родителей)
- Сборник коррекционно -образовательных учреждений г. Москвы
5. Приложения
- Анкеты
- Бланк социально-психологической карты
- Бланк социального паспорта
- Советы родителям, правила
- Протокол обследования родителей
Анкета для родителей
- Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________
Дата рождения ________________________________
Адрес, телефон __________________________________________________________
- Родители:
Мать (Ф.И.О.) __________________________________________________________
Возраст __________________________
Образование ______________________профессия ____________________________
Место работы ___________________________________________________________
Отец (Ф.И.О.) ___________________________________________________________
Возраст __________________________
Образование ______________________профессия ____________________________
Место работы ___________________________________________________________
- Состав семьи _______(чел.) Семья: полная/неполная
Другие ближайшие родственники ребенка (братья, сетстры, бабушки, дедушки) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Психологический климат в семье:
- гармоничные взаимоотношения
- частые конфликты
- затруднясь ответить
- другое ________________________________________________________________
5. Кто в семье преимущественно занимается воспитанием ребенка? ________________________
6. В какое время Ваш ребенок наиболее активен? (укажите время):
1-я половина дня ______________________ 2-я половина дня _________________________
7. Дневной сон ребенка (укажите время) __________________________________________
8. Какие положительные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)
добрый любознательный
ласковый жизнерадостный
внимательный спокойный
послушный покладистый
заботливый самостоятельный
аккуратный общительный
другое ______________________________________________________________________
9. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)
бросает предметы на пол
не выполняет просьбы взрослых
часто раздражителен
бьет и кусает сверстников
командует взрослыми
кричит, топает ногами
упрямится
другое _______________________________________________________________________
10. Ребенок чаще играет:
- со взрослыми
- с детьми
- в одиночестве
11. С какими предметами и игрушками любит заниматься Ваш ребенок?
Куклы вода
Кубики крупа
Мячи песок
Машинки бумага
Резиновые игрушки фломастеры
Меховые игрушки мамина косметика
Игрушки на веревочке детская и взрослая одежда
Пластмассовые банки с крышками Коробки, хозяйственные предметы (посуда и т.д.
Другое _______________________________________________________________________
12. Какие навыки, на Ваш взгляд, необходимо развивать у Вашего ребенка:
- общение со сверстниками
- общение со взрослыми
- навыки самообслуживания
- игровую деятельность
- развивать речь
- развивать интеллект
- развивать любознательность
- развивать творческие способности
- кроме этого __________________________________________________________________
13. Какая помощь для Вас актуальна в данный момент?
- психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка;
- помощь в оформлении документов, льгот и т.д.
- информационная (какая именно?) _______________________________________________
- другая (укажите какая) ________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В «Лекотеке» планируется работа специалистов в форме родительских встреч «Искусство быть семьей» (лекторий, тренинги, консультации).
Предлагаем Вам принять участие и высказать Ваше мнение о планируемых мероприятиях.
- Хотели бы Вы посещать занятия для родителей?
ДА НЕТ
- С какой периодичностью Вы можете посещать мероприятия:
- 1 раз в неделю
- 1 раз в две недели
- 1 раз в месяц
- Какие проблемы для Вас актуальны в настоящее время:
- взаимодействие с ребенком (проблемы общения, поведения ребенка)
- взаимоотношения в семье
- личное время родителя
- хобби, досуг семьи
другое:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие темы Вам интересны:
«Как играть с ребенком»
«Как научить ребенка самостоятельности»
«Роль отца в воспитании ребенка»
«Свободное время мамы»
Другие темы (укажите какие) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Опросник для родителей
Уважаемые родители! С целью отслеживания динамики в развитии Вашего ребенка, просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Ф.И.О. родителя _____________________________________________________________
Дата заполнения ____________________________
- С каким настроением Ваш ребенок идет в ЛЕКОТЕКУ?
- с хорошим, идет с желанием;
- не хочет идти, капризничает;
- бывает по-разному;
- другое ________________________________________________________________
- Какие изменения (как положительные, так и отрицательные) Вы наблюдаете у ребенка с начала посещения ЛЕКОТЕКИ? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как изменилась игровая деятельность Вашего ребенка?
- игры ребенка стали разнообразнее;
- ребенок стал играть с игрушками, с которыми раньше не играл (укажите, с какими) ________________________________________________________________
- ребенок стал привлекать к совместным играм маму, папу, других родственников;
- ребенок стал активнее использовать речь во время игры (комментировать игровые действия, вступать в диалог с партнером по игре);
- другое _______________________________________________________________
- Оцените по 5-ти бальной шкале психолого-педагогическую помощь, оказываемую Вашему ребенку специалистами ЛЕКОТЕКИ
1 2 3 4 5
- Оцените по 5-ти бальной шкале психолого-педагогическую помощь, оказываемую Вам по вопросам воспитания и развития ребенка (рекомендации, беседы, консультации, методические материалы)
1 2 3 4 5
- Ваши замечания, предложения, пожелания по организации работы ЛЕКОТЕКИ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Социальный паспорт семьи
Ф.И.О. ___________________________________________________________________
(ребенка) ____________________________________________________________________
Наличие инвалидности (имеется или нет)_______________________________________
Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):
Город ___________________ улица______________________________________________
Дом ______ квартира _______ контактный телефон ______________________________
Социально-бытовой статус:
1.Ребенок родной ________________ усыновление____________ опека ______________
2.Бытовые условия проживания:
отдельная квартира, комната в коммун. кв-ре, арендуемая кв-ра (подчеркнуть)
Этаж ________ Лифт ___________
Наличие необходимой предметной среды(степень ее приспособленности для жизнедеятельности и личного развития ребёнка)_______________________________
___________________________________________________________________________
Обеспечение ребенка индивидуальными средствами реабилитации (при наличии мед.показаний)____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально- средовой статус:
1.Состав семьи (кол-во членов семьи проживающих на одной площади:
2.Социальный состав семьи: многодетная, полная, неполная (подчеркнуть)
3.Какой по счету брак для каждого из родителей_________________________________
4. Родители:
Мать Ф.И.О. ___________________________________________ возраст_______________
Образование __________________ Место работы _________________________________
Должность____________________ Режим рабочего дня_____________________________
Отец Ф.И.О. ___________________________________________возраст________________
Образование __________________ Место работы _________________________________
Должность____________________ Режим рабочего дня____________________________
5. Старшее поколение семьи
Бабушка Ф.И.О. ________________________________________ возраст______________
Образование __________________ Место работы_________________________________
Должность____________________
Отец Ф.И.О. ___________________________________________возраст_______________
Образование __________________ Место работы ________________________________
Должность____________________
6. Сестры и братья:
Количество __________________________ Возраст _________________________
Состояние здоровья __________________________________________________________
7. Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная (подчеркнуть)
____________________________________________________________________________
8.В каких лечебных учреждениях наблюдается и получает медицинскую помощь ребенок_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9.Материальное обеспечение:
Пособия____________________________________________________________________
Льготы_____________________________________________________________________
Оздоровительные путевки____________________________________________________
Другие источники доходов__________________________________________________
15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка.
- Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети с такими же проблемами в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упреками. В том, что у вас «особый» ребенок, вы не виноваты.
- Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Советы Хеймо Лангинвайния (опубликованные в книге «Пегас», изданной Союзом инвалидов в Финляндии).
Самолечение утомления
- Перестаньте отрицать проблему. Остановитесь. Поразмышляйте. Выслушайте свой организм, свои мысли и чувства. Вам разрешено быть усталой.
- Не уединяйтесь, завяжите контакты с другими. Не делайте все сами.
- Изменяйте условия или уходите.
- Снизьте скорость и отдохните. Старайтесь найти важнейшие проблемы и решайте их.
- Научитесь говорить нет. Говорите только за себя и откажитесь от неумеренных просьб.
- Научитесь отдавать. Не старайтесь все делать сами. Отдайте другим часть Ваших забот.
- Переоцените Ваше достоинство. Оберегайте силы, сосредоточиваясь только на существенном.
- Старайтесь быть умеренным во всех областях жизни. Осознайте собственные желания, связанные с Вашей личной жизнью и работой.
- Заботьтесь о своем физическом здоровье. Правильно питайтесь, достаточно спите, проходите регулярно медосмотры.
- Не волнуйтесь напрасно. Напрасные переживания ничего не меняют. Научитесь терпеть неудачи. Сохраняйте Ваше чувство юмора и завяжите контакты с хорошими, интересными людьми. Будьте разумно ленивыми. Заботьтесь о своем психическом здоровье.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Целью деятельности Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей до 7 лет с нарушениями в развитии для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
- В Лекотеку принимаются дети до 7 лет по заявлению родителей (законных представителей), на основании заключения окружной психолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровья ребенка.
- Занятия с детьми в Лекотеке проводятся специалистами в индивидуальной или групповой форме, не реже 2-х раз в неделю, в сопровождении родителей. Продолжительность занятия зависит от психофизического и психоэмоционального состояния ребенка (не более 40 мин.)
- Родители принимают активное участие в занятиях, повышают свою психолого-педагогическую компетенцию (посещают консультации специалистов, родительские собрания, выполняют рекомендации специалистов, изучают психолого-педагогическую литературу и т.д.).
- Для составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и отслеживания динамики развития проводится психолого-педагогическое обследование ребенка.
- С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде социальный педагог (или педагог-психолог) осуществляет выезд на дом воспитанников 2 раза в год по согласованию с родителями.
- При посещении Лекотеки ребенку и родителям обязательно иметь сменную обувь, при необходимости – комплект сменного белья, индивидуальные средства гигиены для ухода за ребенком.
- Своевременно сообщать специалистам Лекотеки о болезни ребенка или невозможности посещать занятия по уважительной причине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...
Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с О...
Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Консультация для дошкольных работников...
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить формы работы с родителями с детьми ОВЗ....
Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ....
Консультация для родителей Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями детей с ОВЗ...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...