«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»
консультация
«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель БДОУ города Омска
«Детский сад компенсирующего
вида № 400»
г. Омск.
«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»
В настоящее время внимание педагогического сообщества об-
ращено к внедрению и реализации ФГОС ДО, суть которого состоит
в создании условий для максимального развития возможностей детей с
ОВЗ, а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала.
Современное российское общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. В процессе внедрения ФГОС ДО происходит модернизация, реформирование дошкольного образования в целом. ФГОС ДО обуславливает поиск эффективных специальных коррекционных условий осуществления педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
В связи с гуманизацией и демократизацией общества обучение детей с ОВЗ вместе со здоровыми сверстниками приобрело особую актуальность. Инклюзивное образование гарантирует родителям право обучать ребенка с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, при этом специальные потребности каждого должны удовлетворяться наиболее оптимально. Поэтому перед педагогами, специалистами, родителями в ДОУ остро стоит проблема интеграции ребенка в детско-взрослое сообщество. Это требует создания наиболее благоприятных условий для его социализации, адаптации, интеграции.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными возможностями и особенностями.
Базовым принципом инклюзивного образования является, соответственно, прием в обычные образовательные учреждения «всех детей, несмотря на особенности и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей». Данный принцип реализуется с 1994 года во многих странах мира, в том числе и в России [5].
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России - это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера. Причины медленного распространения инклюзивного опыта состоит, прежде всего, в том, что отсутствует та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития в России интегрированного образования как института.
Отношение общества – это еще одна проблема, которую надо решать. Согласимся, что общество долгое время предпочитало не замечать проблемы инвалидов. Можно было сочувствовать, но большого, так скажем, участия в их жизни не проявлялось. Если мы говорим об обществе, то нужно менять социальную психологию. Так же как ее меняют в любом другом цивилизованном государстве, когда сначала обозначают проблему, а затем эту проблему начинают решать. И решают эту проблему, обращаясь к обществу. Поэтому я провожу беседы («Формирование толерантности у дошкольников», «Культура общения детей»); индивидуальные консультации на тему: «Коррекция речи детей», «Польза артикуляционной гимнастики для малышей» с родителями наших воспитанников. Также организовываю совместные утренники детей и родителей («Если добрый ты - это хорошо!», «От улыбки станет всем теплей.»). Данные мероприятия являются первыми шагами на пути к воплощению идеи необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями.
В структуре детской инвалидности Омской области первое место занимают врождённые аномалии развития, второе – психические расстройства (преимущественно умственная отсталость различной степени выраженности), третье – болезни нервной системы (превалирует детский церебральный паралич).
Для детей инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем.
О воспитании и обучении детей с ОВЗ писали такие ведущие отечественные педагоги, психологи и врачи как П.П. Блонский, А.Н. Грабаров, Л.Г. Оршанский, Г.И.Россолимо.
Дети, имеющие статус инвалида, нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка, закреплены Конституций РФ.
Ведущей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения «особого» ребенка. Родителям необходима система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения, воспитания, общения с ребенком [2].
Больной ребенок требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию.
В настоящее время, чтобы создать и реализовать модель инклюзивного образовательного учреждения, необходимо включить целую систему служб, таких как инклюзивные группы, консультативные пункты, служба ранней помощи, группу развития «Особый ребенок» и многие другие. Необходимо заметить, что инклюзивные группы должны быть небольшими по численности детей (5-6 детей). Особым аспектом при работе с такой группой является индивидуальный подход к каждому ребенку и ежедневные дополнительные занятия. Важным элементом работы должен являться ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и сопровождение семьи как целостной системы.
В инклюзивном детском саду должны проводить свои занятия психологи, логопеды, дефектологи, арт-терапевты, кинезиотерепевт и другие специалисты. Для успешного достижения результатов в детском саду важно создавать специальные условия развивающей среды с учетом методических разработок, методов работы, адаптированных для инклюзивного учреждения. Обобщая свой опыт, они представляют новые современные технологии коррекционно-развивающей деятельности. Таким образом, для развития инклюзивного образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов. Предлагаемым примером обучения и воспитания детей в инклюзивных группах служит педагогический метод, основанный на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. В своей группе детского сада я стараюсь подвигнуть детей к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Опираясь на данный педагогический метод, моя роль как воспитателя, в первую очередь, состоит не только в обучении ребенка, но и в руководстве его самостоятельной деятельности. Наша группа включает в себя множество зон:
- зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать. Дети активно работают с такими природными материалами, как песок, камешки, крупы и т.п. Они учатся концентрировать внимание, развивать крупную и мелкую моторику;
- зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Дети также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
- зоны языковая, географическая, математическая, естественнонаучная способствуют умственному развитию ребенка.
- двигательные упражнения - в этой зоне в течение всего дня осуществляются так называемые физкультурные минутки, которые направлены на поддержание общего здоровья ребенка, развитие равновесия и координации движений, а также внимания [3].
Ребенок сам выбирает зону и конкретный материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе [4].
Моя задача заключается в том, чтобы помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Поэтому я считаю, что данный педагогический метод действенен и способствовал бы положительным результатам при создании инклюзивных групп в дошкольном образовательном учреждении.
Человечество, пройдя путь от непринятия и дискриминации прав инвалидов, пришло к осознанию необходимости признания равных прав здоровых людей и людей с ограниченными возможностями и максимальной интеграции последних в общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на существование множества педагогических методов, при которых «особые» дети чувствуют себя психологически комфортно в инклюзивных группах обучения, перемещение детей с особыми потребностями в общеобразовательные учреждения не является верным решением. Ведь то, как особенные дети чувствуют себя в группе, совсем не означает, что обучение является результативным. И не факт, что дети с ограниченными возможностями, идя в общеобразовательные учреждения, успешно освоят их программу. Следует также сказать об отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является важным и полезным для них, и что поможет им занять активную жизненную позицию в будущем.
Анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при внедрении инклюзии, мы пришли к выводу, что образовательная система нашей страны еще не готова к глобальным изменениям, то есть к инклюзии во всех видах образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль, 1988. - 240с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. – М., 1968. – 56с.
3. Монтессори, М. Антология гуманной педагогики [Текст] / М. Монтессори. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224с.
4. Монтессори-материал. Ч. 1[Текст]/ Школа для малышей. Пер. с нем. – М.: Российский Монтессори-Центр. Мастер. -1992. – 80с.
5. http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"
Сообщение и презентация на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"...
Основные условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...
Статья «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы»
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) посредством пластилинографии...
Введение ФГОС. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Выступление на августовской конференции работников образованияТашлинского района....
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»
Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...