Статья "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вепрева Анна Ивановна

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_vospitatelya_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.

Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи начинается с начала учебного года.

 По своему опыту (а работаю я в группе с детьми с  нарушениями речи шестой год), я знаю, что самое важное в начале учебного года- это создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду,

следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спален и так далее, и принимать каждого ребёнка таким, какой он есть, независимо от его личностных качеств.

При общении с ребенком, я должна использовать целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения; мне надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.

    На организационном этапе взаимодействия учитель-логопед знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии . Первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи» [?]. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми.

   Логопед проводит ежедневные занятия в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными и подгрупповыми . Кроме того, проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со всеми детьми и индивидуально. На фронтальных занятиях, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду» (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

   Но не стоит забывать, что ведущей и главной деятельностью дошкольника является игра. Это своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание и речь ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.

    Таким образом я могу оценить степень продвижения дошкольника по образовательной программе, при необходимости пересмотреть образовательный маршрут.

В своей работе я руководствуюсь Общими принципами и правилами коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. Известно, что каждый ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

2. Предотвращение наступления утомления. Использование чередования умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.

3. Использование методов, активизирующих познавательную и речевую деятельность детей. Важно использовать обучение, без принуждения основанное на интересе, успехе, доверии, через выполнение доступных по темпу и характеру заданий.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Важным компонентом среды является правильная речь взрослых. “Прежде, чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, … следует позаботиться о развитии, своей речи”, - напоминает воспитателям Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей). Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

      Воспитатель проводит занятия по речевому развитию, познавательному развитию, художественно-эстетическому развитию, социально-коммуникативному развитию и физическому развитию по особой системе с учетом лексических тем. В начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», а «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима».Что позволяет воспитателю пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролировать звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

    Определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. “Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е. И. Тихеева. – В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают детей”.

    Учитель-логопед и воспитатели, предъявляя единые требования к ребенку с речевыми отклонениями, стараются учитывать структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель должен знать:

- психолого-педагогические особенности детей с ОНР

- образовательную программу воспитания и обучения ДОУ и адаптированную программу коррекционного направления;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

1.- осуществлять - коррекционную работу по заданию учителя – логопеда (дефектолога);

У нас в группе есть "Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя". В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например:                               - упражнения на развитие артикуляционного аппарата                                        - упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;                                   - упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;                                                                  - работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи, в которой отмечаются речевые нарушения у каждого ребенка и результат коррекционного воздействия.

 2.  - организовывать работу по обеспечению развивающей среды в группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;

Организация предметно-пространственной развивающей среды имеет, очень важное, значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии речи. Организуя предметно-развивающую среду в групповом помещении, мы руководствуемся возрастными и психологическими особенностями дошкольников с общим недоразвитием речи. Нужно делать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи детей, речевого общения и речевого творчества. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю, вносить изменения в развивающую среду, в зависимости от изучаемой на неделе лексической темы.

Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

В этом случае я не останавливаю детей, не подавляю их желание высказаться, а наоборот поддерживаю инициативу, расширяю содержание разговора вопросами, вызываю интерес к теме разговора, углубляю понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекаю и других детей в беседу.

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия — искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своем имеют сверх-ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно — от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию.

В заключение хочу сказать, что каждый ребенок, который вышел из нашей группы коррекционной направленности с чистой речью, является нашем общим коллективным успехом. Конечно без помощи родителей, которые активно включаются в тесный контакт с логопедом, воспитателем, не было бы больших достижений у детей с нарушением речи.                                        А особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

1.Гаркуша, Н. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ф. Гаркуша // Дефектология. — 1995. — № 1. — С. 88—95.

2.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж дениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гарку-ши. — М. : В. Секачёв, 2000. — 143 с.

  1. Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1991. — № 1. — С. 74—80.
  2. Крылова, Н. Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Н. Л. Крылова // Дефектология. — 1985. — № 2. — С. 62—68.
  3. Крылова, Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспи тателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР / Н. Л. Крылова // Дефектология. -1989. — № 4. — С. 55—61.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дошкольная; педагогика /июль/ 2008. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Научно-методический журнал Логопед, № 2, 2008. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

3. Научно-методический журнал Логопед. № 3 2009. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.

4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы.– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 126 с.

(на всякий случай я добавила литкратуру)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"

Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.

Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекцион...

Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта".

Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях логопункта"...

Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

   Успешность, эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. Планируя свою работу, логопед должен пр...