«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
консультация по логопедии

Литвинович Галина Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_logopeda_i_vospitatelya.docx26.46 КБ
Файл приказ28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ »

           

                                       

     

   Дошкольный период жизни детей с ОВЗ требует от государства, общества и семьи повышенного внимания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. 

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Проблема организации системы психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса, учитывая новые социально-педагогические условия.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего дошкольного отделения функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. 

   Особенности психоречевого развития детей с ОНР:

  • несформированность или нарушение речевых компонентов (низкий уровень словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение произношения);
  • недостаточная сформированность общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);
  • наличие сопутствующих невротических проявлений;
  • проявление синдрома двигательных расстройств;
  • снижение умственной работоспособности;
  • повышение психической истощаемости;
  • наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.

В последнее время, как показывают диагностические исследования, неуклонный рост числа детей с бедным словарем, с нарушением грамматического строя речи; с недостаточным развитием связной речи заставляют нас задуматься над этой проблемой. Постоянный рост нарушений приводит к тому, что дети с ОНР(ОВЗ) нуждаются в более детальной и постоянной поддержке не только специалистов дошкольного отделения(учителей-логопедов), но и воспитателей массовых групп.

Для того чтобы эффективно работать с такими детьми необходима взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, но в первую очередь это взаимосвязь логопеда и воспитателей

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности

  Взаимосвязь в осуществлении коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:

  • учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи;
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. (слайд 7)

        Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед:

- определение структуры и степени выраженности дефекта;

-  постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

- профилактика нарушений письменной речи;

- оказание консультативной помощи родителям и педагогам.

  Воспитатель:    

- постоянный контроль за речью детей;

- развитие мелкой моторики;

- непосредственно образовательная деятельность по познавательному,   речевому развитию;

 - интегрированные формы НОД.

Совместная диагностика учителя-логопеда и воспитателя.

  1. Логопедическое обследование:

- определение уровня речевых расстройств;

- установление заключительного диагноза;

- выбор программ и методов, специальных методических пособий и  дидактических материалов.

  1. Педагогическая диагностика:

 оценка индивидуального развития детей, с целью определения эффективности педагогического воздействия, которое лежит в основе планирования образовательной деятельности.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

        

Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны формы взаимодействия с воспитателями

  1. Логопед информирует воспитателя о том какие звуки поставлены у того или иного ребёнка, просит в группа исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
  2. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и в режимных моментах.
  3. Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
  4. Разработка общих рекомендаций для родителей.
  5. Взаимосвязь логопед – воспитатель - родитель.
  6. Консультации, мастер-классы, совместные беседы, открытые занятия.
  7. Логопедами разработана папка «Логопед в помощь воспитателю», которая будет представлена воспитателями в 2020 -21 уч. году.

Папка будет пополняться дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Список используемой литературы:

1.  Н. В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

2.  З. Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи.

3.  Г. Р. Шашкина, Л. П.Зернова, И. А.Зимина, Логопедическая работа с дошкольниками;

4.  Н. С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;

5. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития



Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Дубна Московской области

Управление народного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации)

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(ЦРО)

П Р И К А З

  ____________   №  ______________

О проведении   городского методического объединения  учителей-логопедов

В соответствии с планом работы ЦРО на 2020-2021 учебный год, Положением о городском методическом объединении педагогов  образовательных  учреждений города Дубны;  

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести городское методическое объединение 06 апреля 2021г. в 11.30  дистанционно,   в формате видеоконференций. Доступ к видеоконференции осуществляется по ссылке:   

 https://us04web.zoom.us/j/7651280570?pwd=aytDanJ4WFBDVVJhWVN5UVF1UG45UT09 

 Идентификатор конференции: 765 128 0570    Код доступа: 6AVLRJ

  1. Утвердить программу проведения городского методического объединения    для учителей-логопедов  (Приложение).

3. Руководителям подведомственных дошкольных образовательных учреждений обеспечить техническую возможность участия в городском  методическом объединении  учителей-логопедов.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ЦРО по учебно-методической работе Авдошкину Е.В.

Приложение к приказу на 1 стр. в 1 экз.

Директор                                                                   Е.В. Рожкова

 

Разослано: в дело,  ЦРО,   в ДОУ  №   5, 7, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22, 23, 26

Е.В.Авдошкина

             216-67-67 доб. 55-12                                                                                    

   

Приложение к Приказу ЦРО                                                                                                                                                                                                                                        от  «____»______2021г. №____________

 

Программа городского методического объединения учителей-логопедов ДОУ

 Дата проведения: 06 апреля 2021г.

Форма проведения:  дистанционная,  на платформе Zoom

Участники ГМО: учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог ДОУ

Время

Тема выступления, открытого мероприятия

Ф.И.О. выступающего

11.30

Приветственное слово участникам ГМО

Диденко С.В. – руководитель ГМО учителей-логопедов ДОУ

11.30 – 11.40

Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников на основе мнемотехники»

Ответственный:

Поплавская Н.А. –

учитель-логопед ДОУ № 14

11.40 – 11.50

Выступление «Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Ответственный:

Базыгина Г.Д. -  

учитель-логопед ДОУ № 20

Логопедический досуг «День птиц» (подготовительная группа компенсирующей направленности) - предпросмотр

Ответственные:

Базыгина Г.Д. -  

учитель-логопед ДОУ № 20;

Огурцова И.В. –

педагог-психолог ДОУ № 20

11.50 – 12.00

Выступление «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Ответственный:

Литвинович Г.В. -  

учитель-логопед ДОУ № 20

Подгрупповое занятие по лексической теме «Обувь» (старшая группа компенсирующей направленности) - предпросмотр

Ответственные:

Литвинович Г.В. -  

учитель-логопед ДОУ № 20;

Кудрявцева Н.В. –

воспитатель ДОУ № 20

12.00 – 12.05

Обмен мнениями о просмотренных мероприятиях

Участники ГМО

12.05 – 12.15

Выступление «Обучение детей с ТНР пересказу литературного текста»

Ответственный:

Самсонова М.Н. –

учитель-логопед ДОУ № 22

12.15 – 12.25

Мастер-класс «Обучение детей с ТНР составлению рассказа от первого лица»

Ответственный:

Диденко С.В. –

учитель-логопед ДОУ № 22

12.25 – 12. 30

Подведение итогов заседания

Ответственный:

Диденко С.В. –

руководитель ГМО учителей-логопедов ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...

проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....