«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
консультация по логопедии
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_logopeda_i_vospitatelya.docx | 26.46 КБ |
приказ | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ »
Дошкольный период жизни детей с ОВЗ требует от государства, общества и семьи повышенного внимания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Проблема организации системы психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса, учитывая новые социально-педагогические условия.
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего дошкольного отделения функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Особенности психоречевого развития детей с ОНР:
- несформированность или нарушение речевых компонентов (низкий уровень словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение произношения);
- недостаточная сформированность общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);
- наличие сопутствующих невротических проявлений;
- проявление синдрома двигательных расстройств;
- снижение умственной работоспособности;
- повышение психической истощаемости;
- наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.
В последнее время, как показывают диагностические исследования, неуклонный рост числа детей с бедным словарем, с нарушением грамматического строя речи; с недостаточным развитием связной речи заставляют нас задуматься над этой проблемой. Постоянный рост нарушений приводит к тому, что дети с ОНР(ОВЗ) нуждаются в более детальной и постоянной поддержке не только специалистов дошкольного отделения(учителей-логопедов), но и воспитателей массовых групп.
Для того чтобы эффективно работать с такими детьми необходима взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, но в первую очередь это взаимосвязь логопеда и воспитателей
Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности
Взаимосвязь в осуществлении коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. (слайд 7)
Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед:
- определение структуры и степени выраженности дефекта;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- профилактика нарушений письменной речи;
- оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Воспитатель:
- постоянный контроль за речью детей;
- развитие мелкой моторики;
- непосредственно образовательная деятельность по познавательному, речевому развитию;
- интегрированные формы НОД.
Совместная диагностика учителя-логопеда и воспитателя.
- Логопедическое обследование:
- определение уровня речевых расстройств;
- установление заключительного диагноза;
- выбор программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.
- Педагогическая диагностика:
оценка индивидуального развития детей, с целью определения эффективности педагогического воздействия, которое лежит в основе планирования образовательной деятельности.
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны формы взаимодействия с воспитателями
- Логопед информирует воспитателя о том какие звуки поставлены у того или иного ребёнка, просит в группа исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
- Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и в режимных моментах.
- Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
- Разработка общих рекомендаций для родителей.
- Взаимосвязь логопед – воспитатель - родитель.
- Консультации, мастер-классы, совместные беседы, открытые занятия.
- Логопедами разработана папка «Логопед в помощь воспитателю», которая будет представлена воспитателями в 2020 -21 уч. году.
Папка будет пополняться дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.
Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Список используемой литературы:
1. Н. В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
2. З. Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи.
3. Г. Р. Шашкина, Л. П.Зернова, И. А.Зимина, Логопедическая работа с дошкольниками;
4. Н. С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;
5. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Дубна Московской области Управление народного образованияМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) |
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(ЦРО)
П Р И К А З
____________ № ______________
О проведении городского методического объединения учителей-логопедов |
В соответствии с планом работы ЦРО на 2020-2021 учебный год, Положением о городском методическом объединении педагогов образовательных учреждений города Дубны;
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Провести городское методическое объединение 06 апреля 2021г. в 11.30 дистанционно, в формате видеоконференций. Доступ к видеоконференции осуществляется по ссылке:
https://us04web.zoom.us/j/7651280570?pwd=aytDanJ4WFBDVVJhWVN5UVF1UG45UT09
Идентификатор конференции: 765 128 0570 Код доступа: 6AVLRJ
- Утвердить программу проведения городского методического объединения для учителей-логопедов (Приложение).
3. Руководителям подведомственных дошкольных образовательных учреждений обеспечить техническую возможность участия в городском методическом объединении учителей-логопедов.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ЦРО по учебно-методической работе Авдошкину Е.В.
Приложение к приказу на 1 стр. в 1 экз.
Директор Е.В. Рожкова
Разослано: в дело, ЦРО, в ДОУ № 5, 7, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22, 23, 26
Е.В.Авдошкина
216-67-67 доб. 55-12
Приложение к Приказу ЦРО от «____»______2021г. №____________
Программа городского методического объединения учителей-логопедов ДОУ
Дата проведения: 06 апреля 2021г.
Форма проведения: дистанционная, на платформе Zoom
Участники ГМО: учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог ДОУ
Время | Тема выступления, открытого мероприятия | Ф.И.О. выступающего |
11.30 | Приветственное слово участникам ГМО | Диденко С.В. – руководитель ГМО учителей-логопедов ДОУ |
11.30 – 11.40 | Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников на основе мнемотехники» | Ответственный: Поплавская Н.А. – учитель-логопед ДОУ № 14 |
11.40 – 11.50 | Выступление «Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» | Ответственный: Базыгина Г.Д. - учитель-логопед ДОУ № 20 |
Логопедический досуг «День птиц» (подготовительная группа компенсирующей направленности) - предпросмотр | Ответственные: Базыгина Г.Д. - учитель-логопед ДОУ № 20; Огурцова И.В. – педагог-психолог ДОУ № 20 | |
11.50 – 12.00 | Выступление «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» | Ответственный: Литвинович Г.В. - учитель-логопед ДОУ № 20 |
Подгрупповое занятие по лексической теме «Обувь» (старшая группа компенсирующей направленности) - предпросмотр | Ответственные: Литвинович Г.В. - учитель-логопед ДОУ № 20; Кудрявцева Н.В. – воспитатель ДОУ № 20 | |
12.00 – 12.05 | Обмен мнениями о просмотренных мероприятиях | Участники ГМО |
12.05 – 12.15 | Выступление «Обучение детей с ТНР пересказу литературного текста» | Ответственный: Самсонова М.Н. – учитель-логопед ДОУ № 22 |
12.15 – 12.25 | Мастер-класс «Обучение детей с ТНР составлению рассказа от первого лица» | Ответственный: Диденко С.В. – учитель-логопед ДОУ № 22 |
12.25 – 12. 30 | Подведение итогов заседания | Ответственный: Диденко С.В. – руководитель ГМО учителей-логопедов ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...
проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....