Конспект консультации для воспитателей по коррекционной работе: «Взаимодействие учителя -дефектолога и воспитателей по организации и проведению коррекционно –развивающей работы с детьми в группе ЗПР».
консультация

Цвиренко Ольга Борисовна

 Цель консультации: выстраивание единой системы взаимодействия     учителя-дефектолога и воспитателей ДОУ.

  Задачи:

  1. Дать представление о взаимодействии учителя- дефектолога и воспитателей группы.
  2. Представить формы работы взаимодействия в коррекционной группе   с детьми с ЗПР.
  3. Познакомить с разделами и содержанием тетради взаимодействия специалиста и воспитателей.

Подготовка к консультации:

1. Изучить специальную литературу по взаимодействию учителя-дефектолога и воспитателей группы.

2. Подготовить презентацию и тетрадь взаимодействия.

3. Подобрать материалы на данную тему в интернете.

Материал:

1. Доклад для воспитателей.

2. Презентация

3. Тетрадь взаимодействия.

Планируемый результат:

1. Эффективность коррекционной работы.

2. Правильное распределение нагрузки в течение дня

3. Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43»

Конспект консультации для воспитателей

по коррекционной работе:

«Взаимодействие учителя -дефектолога и воспитателей

по организации и проведению коррекционно –развивающей работы с детьми в группе ЗПР».

Цель консультации: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей ДОУ.

Задачи:

  1. Дать представление о взаимодействии учителя- дефектолога и воспитателей группы.
  2. Представить формы работы взаимодействия в коррекционной группе с детьми с ЗПР.
  3. Познакомить с разделами и содержанием тетради взаимодействия специалиста и воспитателей.

Подготовка к консультации:

1. Изучить специальную литературу по взаимодействию учителя-дефектолога и воспитателей группы.

2. Подготовить презентацию и тетрадь взаимодействия.

3. Подобрать материалы на данную тему в интернете.

Материал:

1. Доклад для воспитателей.

2. Презентация

3. Тетрадь взаимодействия.

Планируемый результат:

1. Эффективность коррекционной работы.

2. Правильное распределение нагрузки в течение дня

3. Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя

Ход консультации:

  1. Вводная беседа.

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников.

Их относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей, обучающихся по адаптированной общей образовательной программе (АОП) для детей с ЗПР.

Среди причин ЗПР выделяются следующие:

  • Дети, имеющие неблагоприятные социальные факторы развития (условия воспитания, дефицит внимания и пр.),
  • Дети с генетически обусловленной недостаточностью ЦНС,
  • Дети, перенесшие интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства,
  • Дети с органическими повреждениями головного мозга, врожденными или возникшими во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни.

Именно с такой категорией детей мы и работаем.

2. Взаимодействие учителя - дефектолога и воспитателей по организации и проведению работы с детьми ЗПР.

Сегодня хочется поделиться нашей выработанной, практической системой деятельности в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ категории ЗПР во взаимодействии учителя-дефектолога, и воспитателей.

Каковы же общие формы нашего взаимодействия?

1. Обсуждаем и планируем работу на год. Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно - тематическое планирование рабочей программы и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексического подбора тем. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

2. Между нами распределены функции в образовательном процессе: учитель-дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия у детей на занятиях по ФЦКМ, ФЭМП, развитие речи и коррекция высших психических функций, воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность) и в содержание образовательных областей: социально –коммуникативную, художественно-эстетическую, познавательную и речевую (х/л), а также в режимные моменты.

Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определённого периода.

3. Проводим обследование детей, которое помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития и обсуждаем на АГС.

4. Согласовываем сетку занятий.

5. Планирую совместные консультации с воспитателями для того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процесса.

6. Планируем и обговариваем совместные консультации с родителями с целью обеспечения единства семейного и дошкольного воспитания, развития интеллектуальной сферы у детей.

7. Составляем характеристики на каждого ребёнка группы для посещения ГМПК и в медицинские учреждения города и области. В нашей группе имеются и согласованы с ГМПК бланки документов для заполнения воспитателем и учителем дефектологом.

8. В течение года взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как проведение открытых занятий, ведении проектной деятельности, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок, публикациях статей в сборниках.

9. Во второй половине дня воспитатель ежедневно проводит специальные индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет и представляет учитель-дефектолог они даются с учетом «зоны ближайшего развития» и особенностей каждого ребенка.

В тетради взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя предусмотрены следующие разделы: лексическая тема согласно рабочей программе, дата, дети, содержание и результат.

В разделе содержание определяется направление работы по закрепление программных задач ООД (ФЦКМ, ФЭМП, развитие речи), внимания, памяти, мышления, восприятия, памяти, речевой деятельности и мелкой моторике.

Дополнением к тетради взаимодействия составлено и апробировано в течение многих лет практическое руководство к проведению коррекционно-развивающей работы воспитателем в подгруппе детей и индивидуально.

В нем представлены коррекционно-игровые упражнения, игры, задания с учётом актуальности той или иной темы, они позволяют закрепить материал, отработанный с детьми на ООД. Пособие помогает лучше скоординировать совместную коррекционную работу, наладить тесную взаимосвязь между работой учителя-дефектолога и воспитателей.

3. Заключение

Таким образом, некоторые формы работы, которые были вам представлены сегодня, на протяжении нескольких десятилетий приносят хорошие результаты коррекционно-развивающей работы по реализации взаимодействия дефектолога и воспитателя в коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ категория ЗПР.

Приложение: презентация

Слайд 2: Причины задержки психического развития.

Слайд 3: Формы взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей.

Слайд 4: Тетрадь взаимодействия.

Литература:

1. Бредихина М. Е. «Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателем» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ()

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998. 21.

4. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей.

5. Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология организации диагностической и корекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. Под. ред. Т.Г. Зубаревой. Курск, 2009.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения).

7. Стороженко С.В., Ильминская П.А. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя с детьми УО в коррекционно-педагогическом процессе в условиях школы-интерната. Электронный сборник «Вестник Просвещения» № 7 (2022 год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя в коррекционной группе.

На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздейст...

Консультация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей в коррекционно-развивающей группе"

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.Эффективность коррекционно-воспитатель...

Система взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в коррекционно-образовательном пространстве группы для детей с задержкой психического развития "Коррекционный час «Познавайка!"

В ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах компенсирующей направленности должна учитывать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития....

Методические рекомендации. "Система взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в коррекционно-образовательном пространстве группы для детей 4-5 лет с ЗПР" "Познавай-ка!"

Методические рекомендации для детского сада с группой компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 4-5 лет....

«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-развивающей группе»

Консультация для родителей: тема: «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-развивающей группе»...

Презентация по теме: «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей по организации и проведению работы с детьми ЗПР»

Презентация к выступлению на методическом  объединении с темой: «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей по организации и проведению работы с детьми ЗПР»...