Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью
методическая разработка по коррекционной педагогике
Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_individ_marshruta.docx | 91.52 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Модель
индивидуального образовательного маршрута
ребенка с умственной отсталостью в ДОУ
составлена
учителем-дефектологом Косинской О.О.
Санкт-Петербург
2018 г.
Целью создания индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью является реализация максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников при взаимодействии с родителями.
Для детей с умственной отсталостью недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Дети способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка.
Задачи:
1.Диагностический блок
Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.
-изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;
-выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями);
-определение характера динамики обучаемости;
-определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
2.Коррекционно-развивающий блок
Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.
-развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
-формирование ведущих видов деятельности.
-формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности
3.Здоровьесберегающий блок
Совершенствование функций формирующего организма ребенка.
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья,
-медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
-специально организованные занятия с инструктором физкультуры по формированию двигательных навыков у детей.
4. Воспитательно-образовательный блок
Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.
-социально-нравственное развитие;
-познавательное развитие;
-эстетическое развитие;
-формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.
5. Социально-педагогический блок
-коллективные формы взаимодействия с семьей;
-индивидуальные формы работы с семьей;
-формы наглядного информационного обеспечения;
-решение организационных вопросов;
-информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.
Принципы:
-Системный подход:
-Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
-Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
-Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
-интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса.
Аналитическая деятельность
1. Мониторинг системы коррекционно-образовательной работы;
2. Исследование социально-коммуникативных способностей, образного мышления и готовности к школьному обучению.
Программно-методическое обеспечение
Модель индивидуального образовательного маршрута ребёнка с умственной отсталостью разработана на основе образовательной программы, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью от 3-х до 7-х лет) ГБДОУ детского сада № 35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
а) медицинское воздействие
-профилактические мероприятия,
-симптоматическое медикаментозное лечение,
-мониторинг здоровья,
-медицинское обследование узкими специалистами,
-здоровьеукрепляющая деятельность.
б) коррекционно-педагогическое воздействие
-познавательное развитие,
- коррекция вербально-двигательных процессов,
- коррекция речевого развития,
- становление игровой деятельности,
- формирование элементов трудовой деятельности,
- здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
-коррекция сенсомоторных нарушений.
в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие
-формирование мотивации к познанию,
-формирование психических процессов,
-формирование ручной и тонкой ручной моторики,
-развитие коммуникативных способностей.
Участники коррекционно-педагогического процесса:
-врач-педиатр,
-врач-невролог,
-психиатр,
-учитель-дефектолог,
-педагог-психолог,
-музыкальный руководитель,
-инструктор по физвоспитанию,
-медсестра,
-воспитатель,
-родители.
Задачи коррекционного обучения в группе для детей с умственной отсталостью:
- организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
- социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
- формирование позитивных личностных качеств;
- формирование навыков самообслуживания;
- подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.
Функции индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью:
Диагностическая функция обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.
Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения.
Коррекционная функция предполагает создание коррекционно-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля коррекционно-развивающего процесса взаимодействия с ребёнком, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Субъектами консультативной деятельности являются педагоги и специалисты ДОУ.
Пропедевтическая функция обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка вторичного характера, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка
Координационная функция. Предполагает координацию деятельности педагогов и специалистов ДОУ, участвующих в разработке реализации индивидуального образовательного маршрута воздействия на ребенка и составляющего единую полидисциплинарную команду.
Практическая реализация названных функций осуществляется по нескольким направлениям:
- консультативно-диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-методическое;
- организационное.
Направления деятельности и задачи коррекционно-педагогического воздействия на развитие ребёнка с умственной отсталостью в ДОУ
Консультативно-диагностическое направление деятельности
Задачи:
- определение уровня развития ребенка с умственной отсталостью в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического процесса;
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста с ОВЗ:
- консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста по вопросам организации детской деятельности
Коррекционно-развивающее направление деятельности
Задачи:
- разработка индивидуального образовательного маршрута с ребенком специалистами и педагогами ДОУ.
- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
- проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка.
Информационно-методическое направление деятельности
Задачи:
- информирование о деятельности ДОУ с помощью средств массовой информации;
- создание методических разработок по работе с детьми с умственной отсталостью.
Организационное направление деятельности
Задачи:
- координация деятельности специалистов разного профиля ДОУ и родителей по реализации индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы.
- организация обобщения и распространения опыта коррекционно-педагогической работы с детьми умственной отсталостью.
Этапы работы с ребёнком по внедрению индивидуального образовательного маршрута
I этап.
В группу поступают дети, прошедшие ЦПМПК с диагнозом умственная отсталость легкой степени.
Проводится диагностическое обследование параметров развития и на этом же этапе разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребёнка, оказываемой сотрудниками ДОУ, и медицинской помощи, которую ребенок получает параллельно в медицинских учреждениях.
В индивидуальном образовательном маршруте разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-педагогического процесса по достижению поставленных целей и задач, методы и средства их реализации.
Во время диагностического обследования, при поступлении ребёнка в детский сад, оформляются карты индивидуального развития ребенка с умственной отсталостью (см. Приложение)
II этап.
Реализация индивидуального образовательного маршрута и его корректировка по ходу реализации в соответствии с динамикой развития ребенка.
III этап.
Завершение программы индивидуального образовательного маршрута связи с достижением поставленных целей. Этот этап может протекать на протяжении всего пребывания ребёнка в ДОУ.
В условиях групп для детей с умственной отсталостью в ДОУ коррекционно-педагогическая работа проводится с детьми в процессе:
- развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка, владения им вербальными и невербальными средствами общения. Определяется направленность стимулирующих педагогических воздействий в соответствии с результатами психолого-педагогической диагностики. Развивающие занятия проводятся с малыми группами детей, имеющих близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями. Эти занятия проводятся воспитателями группы во взаимосвязи с учителем-дефектологом и психологом;
- коррекционных занятий, проводимых учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом ребёнка.
- игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей. Эффективность решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях групп раннего возраста определяется, как и при других организационных формах психолого-педагогической помощи, степенью участия родителей в их реализации, квалификацией педагогов, умением проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с умственной отсталостью и наличием соответствующей особенностям детей и характеру их особых образовательных потребностей развивающей среды в ДОУ.
Взаимодействие специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка
Участники образовательного процесса | Функции участников образовательного процесса |
Зам. зав по ОР | 1.создание условий в группах (планирование) 2.психолого-педагогического сопровождения всех участников 3.контроль за организацией работы персонала групп, 4.координация действий педагогов и специалистов, 5.консультации. |
Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре | 1.изучение амбулаторных карт (анамнез), 2.консультации по запросам родителей. |
Воспитатели групп | 1.анкетирование, 2. наблюдение за детьми и заполнение адаптационных листов, 3.игры и упражнения с детьми, 4.консультации и беседы с родителями, 5.стендовая информация, |
Заведующий ДОУ | 1.составление графика комплектования групп,2.собрание с родителями, 3.заключение договоров с родителями, 4.контроль за организацией всей работы. |
Семья | 1.соблюдение правил адаптации (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) 2.выполнение рекомендаций, участие в семинарах-практикумах, совместных праздниках, занятиях |
Медицинский персонал | 1.изучение амбулаторных карт, анкет, 2.контроль за ребенком в группе (стул, термометрия) 3.наблюдение за состоянием здоровья (сон, аппетит, термометрия). 4.беседы с родителями о режиме. |
Педагог – психолог | 1.изучение амбулаторных карт (анамнез), 2.анкетирование, собеседование с педагогами, 3.наблюдение, диагностика, 4.игры и упражнения с детьми, 5.консультации с родителями и педагогами, |
Учитель -дефектолог | 1.изучение амбулаторных карт (анамнез), 2.анкетирование, собеседование с педагогами, 3.наблюдение, диагностика, 4.игры и упражнения с детьми, 5.консультации с родителями и педагогами, 6.информационные листы. |
Пример индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Настя К., возраст 4 г. 7 мес., диагноз: умственная отсталость легкой степени, расстройства аутистического спектра, речи нет.
Сентябрь - диагностика психомоторного и речевого развития ребенка, коммуникативных навыков. Выбор дополнительной коммуникации.
Социально-коммуникативное развитие
Учить пользоваться общим визуальным расписанием (распорядок дня).
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - индивидуальная.
Планировать целенаправленную игровую деятельность с помощью индивидуального расписания «сначала-потом».
Учить выражать просьбу через карточку с графическим символом.
Осуществлять выбор из двух, трех карточек. Выкладывать на коммуникативной доске простые предложения.
Укрепить прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми. Формировать различные способы сотрудничества со знакомыми и незнакомыми взрослыми (педагогами, воспитателями, родственниками и т.д.).
Создавать условия для речевой активности ребенка.
Проводить игры, сопровождая их потешками (или стихами). Например, игра: «Жил-был бычок – соломенный бочок, у него четыре ножки, очень остренькие рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Настя? Я ее забодаю» (при этом большой, средний и безымянный пальцы соединены вместе, а указательный и мизинец направлены вперед). Игра повторяется 2-3 раза. В начале «бычка» делает взрослый, а потом сам ребенок выполняет действия пальчиками, а взрослый эмоционально произносит потешку.
Учить показывать в альбоме фотографии с изображением действий ребенка: «Покажи, где Настя рисует», «Покажи, где Настя танцует», «Покажи, где Настя играет», «Покажи, где Настя с мамой играет», «Покажи, где Настя с папой играет», «Покажи, где Настя моет руки»,
«Покажи, где Настя с детками играет» (выбор из 2 - 3 фотографий).
Учить называть близких взрослых по имени: «Папу как зовут?», «Маму как зовут?», «Бабушку как зовут?», «Дедушку как зовут?», «Тетю как зовут?».
Учить выполнять просьбы взрослых и выражать свои просьбы различными средствами— мимикой, жестом и словом: «нет», «хочу», «не хочу», «буду», «дай», «возьми».
Учить общаться со сверстниками: устанавливать положительный эмоциональный контакт – улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече и говорить: «Привет» («Здравствуй»), при прощании «Пока».
Учить сотрудничать со сверстниками, подражать действиям детей: «Музыкальный оркестр», «Игры с шариками», «Игры с погремушками»; выполнять действия рядом с другими детьми и некоторые совместные действия с ними: «Кати мяч», «Пройдем по дорожке», «Лови воздушный шарик», «Бросай шарики в сетку», «Покатаемся с горки», «Проползи через ворота», «Покатаемся на плоту», «Соберем колечки» и т.д.
Физическое развитие
Продолжать развивать движения, совершенствовать ручную и мелкую моторику.
Проводить игры: «Лови мяч надувной», «Перекладывай игрушки из мешка в корзину», игры с мелкими предметами и игрушками: расставить зверей в клетки зоопарка; опускать фасоль в прозрачный сосуд. Учить бросать в цель игрушки (предметы): «Попади в цель», «Баскетбол», «Бросай камешки в аквариум».
Учить ударять по мячу ногой из положения стоя; катать мячи по полу; учить ловить надувной мяч двумя руками.
Продолжать поддерживать необходимые условия для защиты, сохранения,
совершенствования и укрепления здоровья ребенка, выполнять четко режим дня.
В процессе режимных моментов (прогулки, купание, игры с ребенком) необходимо
выполнять разученные ранее игры-упражнения для развития моторики рук по подражанию и самостоятельно («Зайчики», «Шарики»).
Новая игра: «Нарисуем клубок» – ребенок держит открытую ладошку (вначале правой руки, затем левой), пальчики раздвинуты в разные стороны, а взрослый своим указательным пальцем проводит прямые линии по каждому пальцу ребенка и говорит: «Сейчас нарисуем клубок. Ниточка, еще ниточка, еще ниточка...». Затем взрослый на ладошке проводит круги и говорит: «А вот клубочек, он сейчас покатится». Делает движения по большому пальцу и продолжает: «Вот уже клубочек покатился далеко-далеко». Игра повторяется 2-3 раза. В последующие дни рисовать клубочек на ладошке рукой самого ребенка, используя его указательный палец.
Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Учить выполнять действия с опорой на алгоритмы: «Умывание», «Одевание».
Продолжать учить ребенка есть самостоятельно, используя ложку, переходить от тертой пищи к более твердой, учить тщательно ее пережевывать; пить из чашки (можно через трубочку); пользоваться салфеткой во время и после еды; убирать некоторые предметы, надевать и снимать самостоятельно некоторые предметы одежды (обуви): пижаму, кроссовки, кофту и т.д.
Продолжать учить убирать самостоятельно и аккуратно складывать предметы одежды и обуви на определенное место; убирать самостоятельно игрушки на определенное место.
Формирование предметно-игровой деятельности
Учить выполнять самостоятельно личные игровые действия с игрушками: «Покатаем куклу» (в коляске), «Перевезем кубики», «Протолкни шарик», «Машинка поехала...», «Раздень куклу», «Свари суп», «Посади кукол в кресла» и т.д.
Формировать интерес к сюжетной игре, развивать игровые действия: «Куклы пришли в гости», «Угощаем зверюшек» (зайчика – морковкой, ежика – яблочком, белку – шишкой), «Кукла-голыш» (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), «Перевезем зверюшек», «Спрячь зверюшек в домики», «Машина приехала в гараж» и т.д.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие – продолжать развитие ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.
Величина: учить ориентироваться в практических заданиях на 3 величины: выделять «большой, поменьше, самый маленький», складывать кубики-вкладыши, строить из этих кубиков башенки; разбирать и собирать трехместных матрешек; собирать пирамидки из трех шариков (колец); строить елочку из трех элементов; раскладывать по трем кубикам (полым) шарики (матрешек), соответствующие по величине; расставить машинки в гараж в
соответствии с их размерами; раздавать игрушки куклам в соответствии с их размерами.
Форма: познакомить с новой формой – овоидом (объемный овал, похож на яйцо), учить доставать из мешочка по тактильному образцу, а затем по слову: «достань шарик, кубик, яйцо», выбор из трех форм – учить вставлять различные формы в прорези коробки; выделять овоид среди других предметов и выделять их по слову: «Давай соберем все яички», «Давай в тележку все кубики».
Цвет: учить называть основные цвета (желтый, красный); проводить игры: «Найди бабочке свой домик», «Спрячь мышку», «Собери цветок», «Поставь неваляшек в свои вагончики»,«Найди каждому зайчику свой мячик» и т.д. При этом всегда делать выбор только из трех цветов (желтый, красный, зеленый).
Целостное восприятие – складывать разрезные картинки из трех частей; собирать сборно-разборные игрушки (гриб, собачка, паровоз, домик).
Тактильно-двигательное восприятие – формировать ориентировку на форму и величину через тактильное восприятие – различать предметы на ощупь (выбор из 2-3), доставать предметы из мешочка по тактильному образцу и слову: «Достань такое, как у тебя в руке», в мешочке – яйцо, шарик, кубик; «Достань большое (маленькое) яйцо, большой (маленький) домик; достань морковку (яблочко, огурец, елочку)».
Слуховое восприятие – учить различать последовательность звучания музыкальных инструментов, проводить игры: «Угадай, на чем я сначала играла, а потом?..» (барабан, металлофон), «Где звенит колокольчик?» (у двери или у окна); показывать, называя, следующие изображения на картинках: «Покажи, где лягушка - жук; кошка - коза; тигр -волк; лиса – медведь» (выбор из двух) и т.д.
Формирование наглядно-действенного мышления
Развивать предпосылки к наглядно-действенному мышлению: учить действовать
целенаправленно, проводить игры: «Поймаем все шарики», «Соберем все колечки», «Соберем все каштаны», «Расставим всех зверюшек»; учить пользоваться предметами- орудиями: сачком ловить камешки, рыбок, уточек; возить каталки, используя ручки; наливать воду в сосуд, используя кружку и лейку; использовать различные палочки для доставания далеко закатившейся игрушки; использовать скамейки (стулья), чтобы достать
высоко лежащие игрушки в различных игровых и бытовых ситуациях.
Ознакомление с окружающим
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей
действительности: выделять игрушки – «Вот наши игрушки и пособия: вот кукольный домик - там куклы живут; вот гараж - там машины стоят; вот полка - там краски, фломастеры и бумага лежат».
Учить выделять предметы посуды, узнавать их изображения на картинках, знать их назначение: «Покажи, в чем будем варить суп. Вот она, кастрюля, в ней будем варить суп.
Покажи, где чайник. Там будем кипятить воду, а потом заварим чай. Покажи, где нож. Вот нож, будем резать огурец».
Учить выделять предметы одежды и узнавать их изображения на картинках: «Где платье? – надеваем его утром, когда встаем», «Где колготки? – наденем на ножки, ножкам будет тепло», «Где кроссовки? – наденем их на ножки, когда гулять пойдем».
Знакомить с помещением и учить ориентироваться в нем: «Где люстра (огонек)? Где одежда Настина лежит? Где окно, дверь? Где кухня? Где ванная комната?» и т.д.
Обращать внимание на окружающих животных и насекомых: птичку (где она летает?
Как она крылышками машет?), кошку (как она бегает?), собаку (как она лает?), лягушку (прыгает, кричит «ква-ква»), бабочку (жука, муху) (летает), показывать их на картинках.
На прогулке: знакомить ребенка с явлениями природы и с жизнью людей: солнце светит ярко, оно вверху, высоко (там); сегодня нет солнышка, тучки его закрыли; на деревьях стало тепло (холодно), люди одели пальто, куртки; вот идут дети, они смеются, разговаривают, вот идет мама с дочкой..
Уделять внимание развитию движений: ходить самостоятельно по ровной дорожке, держа в руках пакетик с игрушками; собирать листочки в букет (в пакетик); ходить по ступенькам.
Формирование ориентировки на количественный признак
Учить выделять по подражанию один предмет из множества; учить расставлять в ряд однородные предметы – грибы, елочки, палочки, кружочки; делать множество, соединяя предметы по одному; показывать и выделять «много предметов и один» по подражанию.
Развитие речи
При разговоре взрослый стремится, чтобы ребенок смотрел ему в лицо. Развитие понимания обращенной речи с опорой на визуальное раписание, учить показывать некоторые действия, предметы, картинки с опорой на ответные карты по лексическим темам: «Покажи, где спит, ест, пьет?
«Покажи, как спит, ест, пьёт?», «Покажи, кто мяукает, лает, кудахчет?»,
«На чём ты сидишь, чем ешь, чем рисуешь?»
Игры: «В гости пришла кукла Аня», «Расскажи кукле Ане, как зовут детей в группе», «Покажи кукле Ане новые игрушки».
Во время прочтения коротких стихов (потешек), выполнять в это время простые действия по подражанию: «Идет бычок, качается...»; «Зайку бросила хозяйка...»; «Уронили мишку на пол...», «Наша Маша маленькая...» и т.д.
Учить произносить слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка): имена кукол – Оля, Катя, Ваня; слова-действия - пить, есть, гулять, спать, рисовать, лепить, сидеть, копать, мешать, купать, петь, прыгать, ехать и т.д.;
только в определенной ситуации: «Мама, дай пить; дай яблоко; хочу спать; поедем на машинке, хочу к деткам, хочу лепить; буду рисовать»; учить задавать вопросы: «Где папа? Где мяч? Где книжка?» и т.д.
Учить отвечать на вопросы: «Настя, хочешь рисовать?» (Да! нет!), «Настя, хочешь качаться на качелях?» (Да!), «Настя, хочешь в туалет?» (Да!), «Настя, идем играть в мяч?» (Да!).
Педагогическая работа с родителями
1. Педагог рекомендует родителям:
а) заполнить таблицу предпочитаемых объектов, на основе которой подготовить карточки
б) вести дневник наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком;
В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом;
отмечаются задания на дом, фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпрепровождением ребенка как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу;
б) фотоальбом, в котором будут размещаться фотографии девочки, ее близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, она ест, она катает машинку и т.д.) в течение продолжительного периода времени;
в) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение дошкольного развития ребенка);
г) пропевать некоторые просьбы;
д) для коррекции нежелательного поведения создать домашнее визуальное расписание
2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании следующих условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:
- организация и соблюдение взрослыми режима для ребенка;
- организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);
- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения);
- включение близких родственников в ход занятия.
Рекомендации для родителей
Важно начинать совместно не только играть с ребенком, но совершать простые бытовые действия – в позе рядом, напротив, помогая при этом своими руками. Необходимо побуждать и приучать Настю действовать сначала совместно, а затем самостоятельно, постепенно снижая степень физической подсказки. Все предлагаемые к выполнению задания рекомендуется комментировать простой инструкцией, понятной для ребенка.
Целесообразно подкреплять слово карточкой с графическим символом. В конце каждого задания, игры или упражнения важно похвалить его, обнять, поцеловать.
Вариант индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Лена К. (4г. 2мес.)
Часть 1.
1. Условия воспитания
Здоровье: поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня.
Предметно-развивающая среда
У ребенка должно быть два набора игрушек и пособий: первый для повседневной
работы (кукла, кубики, машины, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.); второй для
обучения, этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым:
для сюжетных игр: деревянный набор «Строитель» (кубики, конусы, другие модули
разной формы и величины); набор детской посуды (отличный от набора для повседневной
игры); предметы мебели детской; наборы овощей и фруктов; детские весы для игры в
магазин; набор машинок разной величины(3-4 шт.);
для игр, развивающих познавательную деятельность: средняя пирамида (5 колец); 4
пирамидки разного цвета (4 кольца); матрешка – 5 мест (средняя); «доска Сегена» - можно
разных видов (с формами, цветом, предметной картинкой, изображением животных и т.д.);
ткани разной фактуры и цвета: шелк, фланель, байка, вельвет крупный, бархат, капрон,
искусственный мех, шерсть (грубая);
для формирования игровой деятельности и продуктивных видов деятельности: куклы
с одеждой; мягкие игрушки – мишка, заяц, белочка, машины (большая, маленькая) и др.;
для рисования: мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных карандашей, кисти
(крупные и средние); набор бумаги (можно использовать обои);
для лепки: пластилин (тесто, глина), дощечка для работы, стека;
для аппликации: ножницы, набор цветной бумаги, карандашный клей;
для игр, развивающих мелкую моторику рук: бусы, баночки с сыпучим материалом
(горох, чечевица, фасоль и пр.);
для развития речи: наборы предметных картинок (овощи, фрукты, одежда, животные и
т.д.), лото, сюжетные картинки, книжки с детскими стихами (например, А. Барто);
для развития навыков самообслуживания: полотенце, наборы (один для куклы, другой
для Лены – расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода – ложка,
чашка, тарелка (для куклы), различные виды детской одежды с разными застежками: на
пуговицах, кнопках, липучках, молнии.
Общие требования: всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Лены.
2. Социальное развитие
Задачи этого раздела направлены на формирование у девочки социально-принятых
норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия,
связанные с навыками самообслуживания; здороваться при встречах (пожимать руки) со
взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться
салфеткой, правильно держать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не
вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Задачи:
Продолжать формировать эмоциональную реакцию Лены на ласковое обращение к ней
знакомого взрослого.
Устанавливать положительные эмоциональные связи со взрослыми (упражнения и
игры: «Посмотри на меня», «Поморгаем глазками», игры – «Ку-ку», «Подуй ветерок»).
Учить откликаться на свое имя.
Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых.
Игры – «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Тритатушки – три-та-та»
(ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные
покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики»
(совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух
ритмов); игра-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка» (хлопать ладошкой ребенка по своей
и, наоборот).
Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным
пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы («покажи, где глазки,
ротик, носик, ручки»; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?»).
Побуждать самостоятельно есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.
Формировать положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических
навыков (умывание и др.).
Закреплять представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность
(«Я - девочка, Я – Лена»); показывать на себя рукой и говорить: «Я – Лена!».
Формировать представление Лены о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить
представление о назначениях рта и носа.
Формировать представление о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я
устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу играть» и т. д.
Обращать внимание Лены на просьбы других детей: «Я хочу играть с куклой», «Маша
хочет играть с тобой в мяч», «Мама устала, она хочет спать» и т.д.
Продолжать формировать способы взаимодействия с другими взрослыми: здороваться,
задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как дела?», «Как тебя зовут?», «Кто ты?»,
«Давай играть» и т.д.
3. Физическое развитие
Этот раздел направлен на формирование у девочки основных двигательных навыков:
- проводить игры на формирование умений ловить, удерживать, бросать мяч в цель (в
направлении взрослого);
- учить подниматься самостоятельно вверх и вниз по лестнице;
- прыгать на батуте;
- учить перепрыгивать через «ручеек, канавку»;
- учить ползать по скамейке, ползать по ковру до определенной цели;
- учить ходить на мысочках, на пятках;
- учить ездить на велосипеде;
- продолжать учить плавать.
4. Развитие познавательной деятельности
Сенсорное воспитание:
- формировать ориентировку на величину, форму, цвет, целостное восприятие
предметов.
Величина:
- учить по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой –
маленький, затем средний и самый маленький и т.д. При этом задается вопрос: какой
предмет в руках – большой или маленький и т.д.
Форма:
- учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышку (один-два предмета из двух-трех) и
называть их по слову, отвечать на вопросы;
- учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач;
- опускать различные формы в прорези;
- выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки»;
«давай построим башни», «выбери все крыши»;
- учить доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики,
крыши);
68
- учить по слову доставать из мешочка предметы, разные по форме, материалу,
величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Цвет:
- учить выделять основные цвета (сначала желтый, затем красный, зеленый, синий);
- учить называть цвет в соответствии с разными предметами: солнышко – желтое,
цыпленок – желтый и т.д. Например, учить находить предмет и комментировать: это
цыпленок, он желтый, какой цыпленок?
Целостное восприятие:
- учить собирать сборно-разборные игрушки из 2-4 частей (машинку, пирамидку,
матрешку и др.).
Тактильно-двигательное восприятие:
- формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное
восприятие: (твердый – мягкий, холодный – теплый, колючий – гладкий, легкий – тяжелый,
железный, деревянный, матерчатый, меховой – шелковый);
- учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи,
фрукты): «Что (называется имя ребенка) взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит –
апельсин или морковь?» и т.д.);
- учить по слову доставать предметы из мешочка или из рук: «достань холодное»,
«достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух) и т.д. и выбирать
игрушки по слову (выбор из двух-трех): «возьми колечко», «возьми рыбку», «возьми уточку»
и т.д.
Слуховое восприятие:
- учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? (колокольчик,
барабан и др.);
- различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
- различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» (овечка, свинья,
кукушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку (картинку).
Формирование наглядно-действенного мышления:
- закреплять у Лены орудийные действия (использовать по назначению ложку, палочку,
веревочку и др.).
Формирование количественных представлений:
- учить различать количества пустой – полный;
- учить выделять один, два, много предметов из группы по подражанию, образцу;
- соотносить количество 1, 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос «Сколько?»;
- учить находить заданное количество однородных предметов один, два, много в
окружающей обстановке;
- учить составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом
одной группы соотносить только один предмет другой группы, используя приемы
приложения и составления пар; понимать выражения столько…, сколько…. (Например:
«Сколько елочек, столько грибочков»; «Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше,
где меньше»);
- учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными
анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз,
сколько матрешек на столе; учить Лену перед каждым предметом совершать только один
хлопок).
Ознакомление с окружающим:
- знакомить с игрушками, предметами мебели дома и ее назначением;
- учить узнавать знакомую мебель в других помещениях;
- знакомить с посудой;
- учить по слову выделять: игрушки, мебель, посуду и др.;
- закреплять названия отдельных предметов в обобщающих группах: игрушки, мебель,
посуда и др. Учить называть эти группы одним словом – игрушки, мебель и др.;
69
- формировать представления о явлениях природы: осень – листья желтые, красные,
они падают, дождь идет – стало холодно, ты надеваешь шапку, куртку; снег падает –
холодно, ты надеваешь шубку, шапку, шарф и др.
5. Формирование деятельности
В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять совместно с ребенком в
позиции за спиной, затем рядом или напротив.
Учить Лену обследовать предметы, при этом ее руки должны находиться в руках
взрослого.
Задачи:
Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия
сопровождаются комментариями взрослого):
- брать и удерживать игрушки в руке;
- перекладывать игрушки из одной руки в другую;
- бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;
- засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используется чечевица, фасоль,
горох);
- снимать кольца с пирамиды;
- развивать соотносящие действия (совместно): нанизывать на стержень кольца
пирамиды (от 3 до 5 колец);
- закрывать кастрюли, коробки крышками;
- пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой;
- развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную
бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку; выполнять
предметно-игровые действия с игрушками: мишка – «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»;
паровозик – «ту-ту»; «ля-ля» – «ам-ам»; причешем волосы и т.д.;
- нанизывать бусы на палочку, на веревку;
- ловить шарики (тяжелые) в тазу с водой.
6. Развитие речи
Развитие понимания обращенной речи:
- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки?
Вот они! Где ручки? Вот они хлоп-хлоп!». Игра в «ладушки»; дай куклу, чашку, ложку.
Формирование активной речи:
- петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на
ребенка и на игрушку;
- учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др., также проводится массаж лица и
артикуляционного аппарата;
- формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить в
процессе предметных и предметно-игровых действий с названиями новых слов: Миша,
Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т.д.;
- учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации:
«тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»;
- учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончания слов
(работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить»,
«Мы готовим обед», «Лена рисовала», «Ляля (кукла) проснулась», «Подними Лялю» и т.д.;
- обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы,
прилагательные, числительные;
- учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
- учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных
падежах;
- вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например: «Мяч
круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный»);
70
- формировать у Лены потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем
делать: лепить или рисовать?», «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или
домино?»; «Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет? Как зовут эту девочку?» и т.д.;
- учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и быту («Где Лена была? –
Гуляла на улице», «Что там видела? – там холодно, много снега». «С кем гуляла? Кого
видела?»);
- учить выполнять определенные действия при произнесении взрослым потешек,
стихов, считалок, разучивать с Леной игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и
картинок: «Что это? – это дом»; «Что это? – это мяч» и т.д.;
- учить отвечать на вопросы педагога, описывать действия по их демонстрации и по
картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов: например, «Что
делает девочка? – девочка едет. Девочка едет на велосипеде», «Что делает мальчик? –
Мальчик рисует. Мальчик рисует картину» и др. «Птичка сидит в гнезде. Рыба плавает в
воде. Мальчик идет в школу» и т.д.;
- учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые
сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в
драматизации этих сказок;
- побуждать девочку самостоятельно задавать вопросы: «Тетя, что это? Что у тебя в
сумке? Что у тебя в мешочке?».
7. Формирование игровой деятельности
Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, купание
куклы, укладывание куклы спать; строительные игры – нагружаем кубики, разгружаем,
строим.
8. Формирование продуктивных видов деятельности
Цель: сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
Лепка:
- учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми
движениями, сплющивать пластилин;
- учить лепить совместно («баранки», «Колобок» и т.д.).
Рисование:
- вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком
рисует простые элементы – прямые, круглые линии, различными изобразительными
средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке
иголки», дорожки и т.д.
- побуждать к самостоятельному рисованию.
Конструирование:
- учить строить совместно, используя речевую инструкцию, поделки из двух-трех
деталей (стол, стул, башенка, дорожка, забор и т.д.).
Взрослый обыгрывает постройки.
Часть 2.
72__
Вариант индивидуальной программы сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья дошкольного возраста*
Наименование образовательного учреждения
Утверждаю:__________
руководитель МДОУ
приказ № ____
от «___» _________20 г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ
____________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
__________________________________________________________________________
(Срок реализации программы)
Вариант программы разработан и успешно используется в практике индивидуального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья специалистами МДОУ № 2 г. Сухого Лога
Индивидуальная программа сопровождения разработана в соответствии с федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ
Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655)
85
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные.
Ф. И. О. ребенка_______________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Мать_________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________
Другие члены семьи____________________________________________________________
1.2. Цель психолого-педагогического сопровождения:____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.3. Задачи сопровождения: _____________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
1.4. Основания разработки индивидуальной программы (№ протокола, рекомендации
ПМПК)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
1.5.Заключение по результатам обследования специалистами МДОУ (характер
имеющихся нарушений)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
1.6. Ответственные за составление и реализацию программы (ФИО педагога и
направления)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
86
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Планирование медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника
2. 1. Лист медицинского сопровождения
Фамилия, имя ребенка ______________________________ (________ год жизни).
Диагноз основной _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Диагноз сопутствующий ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Статус ребенка ________________________________________________________________
Заключение
специалиста
Дата
консультации
Диагноз Рекомендации Контрольная
явка
Отоларинголо
г
Хирург
Окулист
Невропатолог
Участковый
педиатр
Психиатр
Ортодонт
Фельдшер __________________________________________________________________
2.2 Лист здоровья
Фамиля, имя ребенка_________________________________ (________ год жизни)
Критерии оценки здоровья Показатели оценки здоровья
1. Данные медицинского осмотра
1.1 Группа здоровья
1. 2 Группа физического развития
1.3 «Д» - учет
1.4 Частота заболеваний в году
2. Физическое развитие
2.1 Вес (кг)
2.2 Рост (см)
2.3 Индекс показателя упитанности
3. Посещение спортивных секций, кружков
87
Рекомендации для педагогов:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Фельдшер ___________________________________________________________________
2.3. Лист индивидуального сопровождения воспитанникам педагогом-психологом
Фамилия, имя ребёнка________________________________________(_____ год жизни)
Направления деятельности педагога-психолога
Содержание деятельности,
методы и приёмы
Формы работы во
взаимодействии со
специалистами
Динамическое наблюдение
Сентябрь-ноябрь
Направление «Физическое
развитие»
Содержание
образовательной области
«Здоровье»
Сохранение и укрепление
психического и физического
здоровья
∙ Изучение медицинской
карты
∙ Беседа с медицинским
работником ДОУ
У ребёнка, согласно
медицинскому
обследованию и
собеседованию, выявлено
нарушение зрения и
нарушение осанки.
Направление «Социально-
личностное развитие»
Содержание
образовательной области
«Социализация»
Развитие игровой
деятельности ребёнка
Приобщение к элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми
(в том числе моральным)
∙ Наблюдение за
ребёнком в процессе игровой
и повседневной деятельности
∙ Наблюдение за
взаимоотношениями со
сверстниками и взрослыми в
течение пребывания в ДОУ
Рекомендовать
воспитателям:
∙ Помочь ребёнку
научиться принимать
общепринятые правила в
группе
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре и
Музыкальному
руководителю
∙ Помочь ребёнку
научиться принимать
общепринятые правила на
занятии
Ребёнок испытывает
психоэмоциональное
напряжение во
взаимодействии с детьми в
группе, так как не умеет и
не может высказать свои
мысли и чувства
Направление
«Познавательно-речевое
развитие»
Рекомендовать
воспитателям:
∙ Помочь ребёнку
Выявлены уровни
сформированности:
наглядно-действенного
88
Содержание
образовательной области
«Познание»
Развитие познавательно-
исследовательской
деятельности.
Сенсорное развитие
Содержание
образовательной области
«Коммуникация»
Овладение конструктивными
способами и средствами
взаимодействия с
окружающими людьми.
∙ Исследование
познавательных процессов и
коммуникативных навыков.
научиться произносить
несложные слова и
выражения в повседневной
жизнедеятельности и на
занятиях.
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре и
музыкальному
руководителю
∙ Включение речевого
сопровождения в предметно-
практическую и
музыкальную деятельность.
∙ Развивать
слухомоторную
координацию, включая в
работу игры с пением и
движением.
мышления – низкий;
произвольного внимания –
выше среднего;
восприятия – низкий;
памяти – средний;
графомоторных и
сенсомоторных навыков-
низкий.
Базовые психические
процессы находятся в
пределах возрастной
нормы, кроме развития
речи, что препятствует
усвоению программного
материала.
Содержание деятельности,
методы и приёмы
Формы работы во
взаимодействии со
специалистами
Динамическое наблюдение
Декабрь-февраль
Направление «Физическое
развитие»
Содержание
образовательной области
«Здоровье»
Сохранение и укрепление
психического и физического
здоровья
∙ Охрана зрения
∙ Укрепление осанки
∙ Снижение
психоэмоционального
напряжения
Методы и приёмы
Наглядный метод
Наглядно-зрительные
приёмы: пока, использование
наглядных пособий
Словесный метод
Объяснение, словесная
инструкция
Игровой
Проигрывание ситуаций
Рекомендовать
воспитателям: Проведение
комплекса игровых
упражнений, направленных
на:
∙ профилактику
нарушения зрения: «Волна»,
«Цветок», «Рисуем
колобка»;
∙ профилактику
нарушения осанки
«Травинка».
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре
Проведение игрового
упражнения, направленного
на профилактику нарушения
осанки «Травинка».
Рекомендовать
музыкальному руководителю
подбор релаксационных
музыкальных детских
произведений, направленных
на дифференциацию
эмоционального состояния.
За период совместной
деятельности разучены
игровые упражнения,
направленные на
профилактику нарушения
зрения и осанки, снижение
психоэмоционального
напряжения.
Наблюдается снижение
уровня
психоэмоционального
напряжения и повышения
развития мелкой моторики
обеих рук.
Направление «Социально-
личностное развитие»
Содержание
образовательной области
Рекомендовать
воспитателям:
∙ Расширять спектр
ролей в коллективных играх
Ребёнок выполняет
элементарные игровые
роли, но не озвучивает их
словами и предложениями.
89
«Социализация»
Развитие игровой
деятельности ребёнка.
Приобщение к элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми
(в том числе, моральным).
Рисование на тему «Нарисуй
себя» Рисование «Плохой и
хороший товарищ».
Сказкотерапия и ролевые
упражнения на приобщение к
элементарным общепринятым
нормам и правилам
взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в
том числе, моральным).
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре
проведение игровых
упражнений, направленных
на закрепление правил
взаимоотношения со
сверстниками.
∙ Рекомендовать
музыкальному руководителю
подбор репертуара детских
песен с проигрыванием
конкретных игровых
ролевых действий детей.
Понимает, что такое
«хорошо», «хороший» и
что такое «плохо»,
«плохой».
Направление
«Познавательно-речевое»
Содержание
образовательной области
«Познание»
Развитие познавательно-
исследовательской
деятельности.
Сенсорное развитие
Развитие психических
процессов.
Сенсомоторное развитие
Упражнения и игры на
развитие психических
процессов и сенсомоторики:
- «Будь внимателен!»;
- «Чего не стало?»;
- «Сложи картинку»;
- «Цветные шарики»;
- «Обведи и раскрась»;
- «Упражнение на релаксацию
и концентрацию «Куклы»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Подвижный карандаш»;
- «Найди такой же».
Содержание
образовательной области
«Коммуникация»
Овладение конструктивными
способами и средствами
взаимодействия с
окружающими людьми.
Сказкотерапия на развитие
Рекомендовать
воспитателям для развития
диалогической речи
закреплять упражнение «Кто
Я»- краткий
последовательный рассказ о
себе, отвечающий на вопрос
«Кто Я?» по образцу или с
помощью наводящих
вопросов.
Рекомендовать
_________инструктору по
физической культуре
использовать упражнения на
развитие координации речи с
движением, игровые
моменты на развитие
сенсомоторики.
Рекомендовать
музыкальному
руководителю на занятиях
включать, потешки, игры с
пением для развития:
долговременной
эмоциональной памяти,
слухового внимания,
развития тонкой ручной
моторики, сенсорного
восприятия,
коммуникативных навыков.
Ребёнок способен
внимательно выслушать
предложенные небольшие
рассказы, сказки, но
пересказать не может, или
пытается чтение взрослого
сопровождать звуками или
жестами, при ответе на
вопрос показывает пальцем
на картинке тот или иной
сюжет услышанного.
С удовольствием и
успешно выполняет
задания: «Обведи и
раскрась», «Подвижный
карандаш», «Найди такой
же».
90
диалогической речи.
Игра-драматизация «Дай» (на
основе рассказа
К.Д.Ушинского).
Обогащение речи (словаря)
вежливыми словами и
выражениями: пожалуйста,
спасибо, благодарю.
Использование в работе
игровые моменты песочной
терапии с применением
упражнений для развития
диалогической речи «Кто Я?»
- краткий последовательный
рассказ о себе, отвечающий
на вопрос «Кто Я?» по
образцу или с помощью
наводящих вопросов.
Содержание деятельности,
методы и приёмы
Формы работы во
взаимодействии со
специалистами
Динамическое наблюдение
Март-Май
Направление «Физическое
развитие»
Содержание
образовательной области
«Здоровье»
Сохранение и укрепление
психического и физического
здоровья:
Охрана зрения.
Укрепление осанки.
Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Методы и приёмы:
1. Наглядный метод:
наглядно-зрительные приёмы:
пока, использование
наглядных пособий.
2. Словесный метод:
Объяснение, словесная
инструкция.
3. Игровой метод:
проигрывание ситуаций.
Рекомендовать
воспитателям проведение
комплекса игровых
упражнений, направленных
на
- профилактику нарушения
зрения: «Рисуем
треугольники», «Цветок»,
«Ракета»;
- профилактику нарушения
осанки «Петрушка».
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре
проведение игрового
дыхательно-
координационного
упражнения, направленного
на профилактику нарушения
осанки «Пружинки».
Рекомендовать
музыкальному
руководителю продолжить
применение релаксационных
музыкальных детских
произведений, направленных
на дифференциацию
эмоционального состояния.
Наблюдается
самостоятельное
выполнение комплекса
игровых упражнений,
направленных на:
- профилактику нарушения
зрения: «Рисуем
треугольники»;
- профилактику нарушения
осанки «Петрушка».
Направление «Социально-
личностное развитие»
Содержание
Рекомендовать
воспитателям разучить
ролевую коллективную игру
Ребёнок с удовольствием
пытается нарисовать себя,
но не может чётко
91
образовательной области
«Социализация»
Развитие игровой
деятельности ребёнка.
Приобщение к элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми
(в том числе моральным).
Рисование на тему «Нарисуй
себя». Рисование «Плохой и
хороший товарищ».
Сказкотерапия и ролевые
упражнения на приобщение к
элементарным общепринятым
нормам и правилам
взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в
том числе моральным).
«Горная тропинка».
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре
продолжить проведение
игровых упражнений,
направленных на
закрепление правил
взаимоотношения со
сверстниками.
Рекомендовать
музыкальному
руководителю расширить
репертуар детских песен с
проигрыванием конкретных
игровых ролевых действий
детей и взрослых.
прорисовывать отдельно
части тела, так как слабо
развиты графомоторные
навыки.
При анализе сказок,
содержание которых
повествует общепринятые
нормы и правила
поведения людей и
животных, может отразить
«хорошо»и «плохо» при
помощи кивка головой.
Ребёнок умеет включаться
в игровую деятельность, но
она не сопровождается
больше одного-двух детей
из группы.
Направление
«Познавательно-речевое»
Содержание
образовательной области
«Познание»
Развитие познавательно-
исследовательской
деятельности.
Сенсорное развитие.
Развитие психических
процессов.
Сенсомоторное развитие.
Упражнения и игры на
развитие психических
процессов и сенсомоторики:
- «Будь внимателен!»;
- «Чего не стало?»;
- «Сложи картинку»;
- «Цветные шарики»;
- «Обведи и раскрась»;
- «Упражнение на релаксацию
и концентрацию «Куклы»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Подвижный карандаш»;
- «Найди такой же».
Содержание
образовательной области
«Коммуникация»
Овладение конструктивными
способами и средствами
взаимодействия с
окружающими людьми.
Рекомендовать
воспитателям: продолжить
работу над упражнением для
развития диалогической
речи «Кто Я?» - краткий
последовательный рассказ о
себе, отвечающий на вопрос
«Кто Я?» по образцу или с
помощью наводящих
вопросов.
Рекомендовать
инструктору по
физической культуре
продолжать разучивать и
закреплять упражнения на
развитие координации речи с
движением; продолжать
закреплять ранее изученные
игровые моменты на
развитие сенсомоторики.
Рекомендовать
музыкальному
руководителю продолжать
закреплять ранее изученные
потешки, игры с пением для
развития:
долговременной
эмоциональной памяти,
слухового внимания,
развития тонкой ручной
моторики, сенсорного
восприятия,
Выявлен уровень
сформированности на
конец учебного года
следующих функций:
- наглядно-действенного
мышления – ниже
среднего;
- произвольного внимания –
выше среднего;
- восприятия – низкий;
- памяти – средний;
- графомоторных и
сенсомоторных навыков -
низкий.
Таким образом,
наблюдается
положительная динамика в
развитии наглядно-
действенного мышления.
Ребенок легко вступает в
контакт со взрослыми.
По отношению к детям
проявляет чувство
симпатии, не конфликтна.
Базовые психические
процессы находятся в
пределах возрастной
нормы, кроме уровня
развития речи, что
препятствует усвоению
программного материала.
Испытывает трудности в
приобретении
92
Сказкотерапия на развитие
диалогической речи.
Пальчиковые игры.
Игры-шнуровки.
Использование в работе
игровых моментов песочной
терапии с применением
упражнений для развития
диалогической речи «Кто Я?»
- краткий последовательный
рассказ о себе, отвечающий
на вопрос «Кто Я?» по
образцу или с помощью
наводящих вопросов.
коммуникативных навыков. коммуникативного опыта и
выстраивания
конструктивных
взаимоотношений с
детьми.
93__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с умственной отсталостью легкой степени
Индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Вариант структуры и содержания разделов ИОМ...
Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью
Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с умственной отсталостью (синдром Дауна).
Эти материалы можно взять за основу и разработать свой ИОМ....