Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Модель индивидуального образовательного маршрута
ФИО ребенка: ____________________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование: ____________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование: ____________________________________
Дата начала ИОМ _________________________________________________________________
Причина постановки на учет: _______________________________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: ________________________________
Цель (ИОМ): _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задачи: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Количество индивидуальных занятий в неделю: _____________________________________
Форма проведения: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ожидаемый результат: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Формы работы с родителями: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Родитель _________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития ребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Соматическое развитие ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Речевое развитие _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Внимание ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Восприятие _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Мышление _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Речь _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности
на 2016-2017 учебный год
Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности осуществляется воспитателем и учителем-логопедом в рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
№ | Образовательные области и направления работы (I полугодие) (вариант оформления) | Педагог |
1 | Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» | Воспитатель |
1.1 | Формировать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в ДОУ | |
1.2 | Знакомить с именами сверстников, учить узнавать их на фотографии, называть их по имени | |
2 | Образовательная область: «Познавательное развитие» | Воспитатель |
2.1 | Развивать зрительное восприятие и внимание: - учить соотносить игрушку с ее изображением; | |
2.2 | Развивать слуховое восприятие и внимание: - знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают разные звуки, вызывать интерес с к играм со взрослыми на музыкальных инструментах; | |
3 | Образовательная область: «Речевое развитие» | Воспитатель |
3.1 | Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению; | |
3.2 | Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками | |
3.3 | Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослыми, затем со сверстниками («Поймай шарик», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину» и т.д.) | |
3.4 | Учить отвечать на вопросы, связанные с жизнью ребенка и его практическим опытом («Что ты делал?», «Во что ты играл?») | |
Коррекция речевого развития | Учитель-логопед | |
4.1 | Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную моторику: -работать над выразительностью мимики -активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию свистящих звуков | |
4.2 | Развивать мелкую моторику |
Рекомендации родителям: (вариант оформления)
Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.
Важно научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
Очень важно, когда родители оценивают возможности ребенка и его успехи, замечают прогресс (пусть незначительный), преодолевая заблуждение, что, взрослея, он сам всему научится!
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
Образовательные технологии, методы и приемы коррекции
Определение образовательных технологий, методов, системы обучения и воспитания, коррекции осуществляется с учетом структуры нарушения и реализуется в определенный отрезок времени (полугодие).
После проведения коррекционно-развивающих мероприятий осуществляется оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости вносятся коррективы в индивидуальную коррекционно-развивающую и образовательную деятельность.
Реализация индивидуального маршрута
по образовательной области: «Познавательное развитие»
Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | |||||||||||||||||
Развивать зрительное восприятие и внимание | ||||||||||||||||||
Д\и «Закрой окошко» | ||||||||||||||||||
Развивать слуховое восприятие и внимание | ||||||||||||||||||
Д\и «Колпачок и палочка» | ||||||||||||||||||
Развивать тактильно-двигательное восприятие | ||||||||||||||||||
Д\и «Узнай на ощупь» | ||||||||||||||||||
Развивать память | ||||||||||||||||||
Д\и «Что изменилось» | ||||||||||||||||||
Формировать мышление | ||||||||||||||||||
Д\и «Парные картинки» |
Реализация индивидуального маршрута
по образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»
Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | |||||||||||||||||
Формировать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в ДОУ | ||||||||||||||||||
Д\и «Кто к нам пришёл?» | ||||||||||||||||||
Знакомить с именами сверстников | ||||||||||||||||||
Д\и «Кто позвал?» | ||||||||||||||||||
Учить правильно реагировать на пространственные перемещения внутри ДОУ | ||||||||||||||||||
Посещение музыкально-физкультурного зала | ||||||||||||||||||
Формировать представления о половой принадлежности ребенка | ||||||||||||||||||
Д\и «Магазин одежды» | ||||||||||||||||||
Учить выделять себя по половому признаку (относить себя к мальчикам) | ||||||||||||||||||
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением мальчиков, мужчин | ||||||||||||||||||
Формировать интерес к предметно-игровым действиям | ||||||||||||||||||
С\р игра «Дом» |
Реализация индивидуального маршрута
по образовательной области: «Речевое развитие»
Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | |||||||||||||||||
Формировать невербальные формы общения | ||||||||||||||||||
Д\и «Зеркало» | ||||||||||||||||||
Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками | ||||||||||||||||||
Д\и «Напои куклу чаем» | ||||||||||||||||||
Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции | ||||||||||||||||||
ИОС «Делай вместе со мной (с нами)» | ||||||||||||||||||
Учить отвечать на вопросы, связанные с жизнью ребенка и его практическим опытом | ||||||||||||||||||
«Что ты делал?», «Во что ты играл?» |
* - Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, самостоятельно, с интересом, старался, выполнил верно, предложить задание с усложнением;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; с помощью воспитателя; с интересом, старался, допустил несколько незначительных ошибок, предложить подобное задание;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; без интереса; не старался; неверно; повторить данное упражнение ещё раз.
Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития
Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | ||||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики | |||||||||||||||||
Упражнения для выразительности мимики «Сладко», «Кисло», «Горько»; «Рассердились», «Удивились» |
Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития
Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | ||||||||||||||||
Развитие просодической стороны речи | |||||||||||||||||
Упражнения на дыхание «Понюхаем цветок» «Летят листочки» «Шторм в стакане» |
Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития
Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | ||||||||||||||||
Игры на пополнение пассивного словаря прилагательными: «Кто скорее соберёт» «Найди предмет по описанию» |
Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития
Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | ||||||||||||||||
Игры на закрепление правильного произношения гласных а, о, у, и и простых звукосочетаний ау, уа, иа «Кораблики» «Кто как кричит?» |
* - - Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, самостоятельно, с интересом, старался, выполнил верно, предложить задание с усложнением;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; с помощью воспитателя; с интересом, старался, допустил несколько незначительных ошибок, предложить подобное задание;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; без интереса; не старался; неверно; повторить данное упражнение ещё раз.
Индивидуальная сетка занятости ребенка
(вариант оформления)
Педагоги | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Воспитатель | |||||
Учитель-логопед |
Условия реализации индивидуального образовательного маршрута соответствуют условиям реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Динамическое наблюдение в рамках реализации ИОМ
Динамическое наблюдение позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и предоставляет материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Оценка успехов освоения ИОМ проводится три раза в год (сентябрь, январь, май). Выявление динамики в развитии ребенка за первое полугодие является основанием для планирования работы на второе полугодие. Характеристика динамики развития ребёнка: Приложение 1
Особенности поведения ребенка в группе
Показатели* | Сентябрь | Январь | Май |
Особенности адаптации | |||
Особенности расставания ребенка с родителями | |||
Наличие адаптационных трудностей после праздников, выходных дней | |||
Отношение ребенка к посещению детского сада | |||
Наличие отказа от контактов с разными людьми, сверстниками | |||
Особенности речи | |||
Наличие расстройств поведения и эмоций ребенка | |||
Настроение у ребенка | |||
Наличие признаков психологического напряжения и невротических тенденций | |||
Другое |
* Специфику и своеобразие поведения ребенка определяет воспитатель: Приложение 2
В процессе реализации ИОМ проводится педагогическая диагностика – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью.
Результаты педагогической диагностики по освоению образовательных областей программы
Сентябрь | Январь | Май | |
1.Социально-коммуникативное развитие | |||
2.Познавательное развитие | |||
3. Речевое развитие | |||
4.Художественно-эстетическое развитие | |||
5. Физическое развитие | |||
Уровень освоения |
Педагогическая диагностика воспитателя: Приложение 3
Результаты логопедической диагностики (учитель-логопед)
Сентябрь | Январь | Май | |
Артикуляционная моторика | |||
Мелкая моторика | |||
Просодика | |||
Пассивный словарь | |||
Активный словарь | |||
Фонетико-фонематическое развитие | |||
Уровень освоения |
Логопедическая диагностика учителя-логопеда: Приложение 3
Приложение 1
Характеристика динамики развития ребёнка
Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:
- положительная динамика: высокий уровень;
- положительная динамика: выше среднего уровень;
- относительно – положительная динамика: средний уровень;
- незначительная динамика: низкий уровень;
- отрицательная динамика (невозможность ребёнком усвоить содержание того или иного раздела программы);
- волнообразная динамика;
- избирательная динамика.
Приложение 2
Особенности поведения ребенка в группе
Специфика и своеобразие поведения ребенка:
- особенности адаптации (условно благоприятная, не благоприятная – более 2 месяцев);
- особенности расставания ребенка с родителями (спокойно, без слез, без особенностей, тяжело, ярко проявляет нежелание расставаться с родителями);
- наличие адаптационных трудностей после летнего отдыха, праздников, выходных дней;
- отношение ребенка к посещению детского сада (приходит с удовольствием, проявляет упрямство, плаксивость, негативизм, безразличен, избирателен в отношениях);
- наличие отказа от контактов с разными людьми, сверстниками и неприсоединение ребенка к группе играющих детей;
- особенности речи (общается только с помощью жестов, речь очень тихая, с длинными паузами или наоборот громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная (необусловлено речевыми нарушениями);
- рассказывает о себе очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
- наличие расстройств поведения и эмоций ребенка (ребенок адекватный, или депрессивный, тревожный, эйфоричный);
- настроение у ребенка: бодрое, спокойное, или раздражительное, неустойчивое, отмечаются резкие колебания настроения; настроение ребенка подвержено резким перепадам, либо настроение подвержено частой смене, резко зависит от физического комфорта (естественно для нормально развивающегося ребенка в возрасте 2-3 лет), фон настроения стабильный, менее подвержено перепадам).
- наличие признаков психического напряжения и невротических тенденций.
Показатели:
- грызет ногти; сосет палец; отсутствует аппетит; разборчив, избирателен в еде; засыпает медленно и с трудом; жалуется на головные боли; жалуется на боли в животе; бывает часто рвота; заикается; чрезмерно потеет; краснеет, бледнеет; легко пугается; часто дрожит от возбуждения или волнения; часто плачет; часто моргает; дергает рукой, плечом, и т.п.; недержание мочи (днем или ночью); недержание стула (днем или ночью); бывают припадки злости; играет с какой либо частью тела; боится за свое здоровье; не умеет сосредоточиться на чем–либо; имеются ли у него заботы (чрезмерно озабочен чем–либо); очень тревожен; старается всегда быть тихим; боится темноты; часто видит фантастические предметы; боится одиночества; боится животных (каких?); боится чужих людей; боится шума; бывает необоснованное чувство стыда, позора или вины; испытывает чувство собственной неполноценности.
Использована литература:
- Радуга. Применрная основная образовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2016
- Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г.В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
- Пример составления индивидуального образовательного маршрута [Электронный ресурс]// HTTP://WWW.EDU42.RU/SITES/DS252/PRIMER-SOSTAVLENIYA-INDIVIDUALNOGO-OBRAZOVATELNOGO-MARSHRUTA/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью
Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...