Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Волосевич Елена Викторовна

Вариант структуры и содержания разделов ИОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_iom.docx49.78 КБ

Предварительный просмотр:

Модель индивидуального образовательного маршрута

ФИО ребенка: ____________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________

   

Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование:  ____________________________________

Фамилия имя отчество папы, возраст, образование:  ____________________________________

Дата начала ИОМ _________________________________________________________________

Причина постановки на учет:  _______________________________________________________

Возраст на начало коррекционно-развивающей работы:  ________________________________

Цель (ИОМ): _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задачи: __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 

Количество индивидуальных занятий в неделю: _____________________________________

Форма проведения: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ожидаемый результат: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Формы работы с родителями: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Родитель _________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития ребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Физическое развитие ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Соматическое развитие ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 

Речевое развитие  _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Особенности развития познавательных процессов

Память ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Внимание ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Восприятие _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Мышление _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 

Речь _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заключение ПМПК _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности

на 2016-2017 учебный год  

Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности осуществляется воспитателем и учителем-логопедом в рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Образовательные области и направления работы (I полугодие)

(вариант оформления)

Педагог  

1

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель

1.1

Формировать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в ДОУ

1.2

Знакомить с именами сверстников, учить узнавать их на фотографии, называть их по имени

2

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Воспитатель

2.1

Развивать зрительное восприятие и внимание:

- учить соотносить игрушку с ее изображением;

2.2

Развивать слуховое восприятие и внимание:

- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают разные звуки, вызывать интерес с к играм со взрослыми на музыкальных инструментах;

3

Образовательная область: «Речевое развитие»

Воспитатель

3.1

Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению;

3.2

Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками

3.3

Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослыми, затем со сверстниками («Поймай шарик», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину» и т.д.)

3.4

Учить отвечать на вопросы, связанные с жизнью ребенка и его практическим опытом («Что ты делал?», «Во что ты играл?»)

Коррекция речевого развития

Учитель-логопед

4.1

Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную моторику:

-работать над выразительностью мимики

-активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию свистящих звуков

4.2

Развивать мелкую моторику

Рекомендации родителям: (вариант оформления)

Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Важно научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Очень важно, когда родители оценивают возможности ребенка и его успехи, замечают прогресс (пусть незначительный), преодолевая заблуждение, что, взрослея, он сам всему научится!

Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

Образовательные технологии, методы и приемы коррекции

Определение образовательных технологий, методов, системы обучения и воспитания, коррекции осуществляется с учетом структуры нарушения и реализуется в определенный отрезок времени (полугодие).

После проведения коррекционно-развивающих мероприятий осуществляется оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости   вносятся коррективы в индивидуальную коррекционно-развивающую и образовательную деятельность.

Реализация индивидуального маршрута

по образовательной области: «Познавательное развитие»

Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

Развивать зрительное восприятие и внимание

Д\и «Закрой окошко»

Развивать слуховое восприятие и внимание

Д\и «Колпачок и палочка»

Развивать тактильно-двигательное восприятие

Д\и «Узнай на ощупь»

Развивать память

Д\и «Что изменилось»

Формировать мышление

Д\и «Парные картинки»

 

Реализация индивидуального маршрута

по образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»

Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

Формировать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в ДОУ

Д\и «Кто к нам пришёл?»

Знакомить с именами сверстников

Д\и «Кто позвал?»

Учить правильно реагировать на пространственные перемещения внутри ДОУ

Посещение музыкально-физкультурного зала

Формировать представления о половой принадлежности ребенка  

Д\и «Магазин одежды»

 Учить выделять себя по половому признаку (относить себя к мальчикам)

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением мальчиков, мужчин

 Формировать интерес к предметно-игровым действиям

С\р игра «Дом»

Реализация индивидуального маршрута

по образовательной области: «Речевое развитие»

Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

Формировать невербальные формы общения

Д\и «Зеркало»

 Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками

Д\и «Напои куклу чаем»

Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции

ИОС «Делай вместе со мной (с нами)»

Учить отвечать на вопросы, связанные с жизнью ребенка и его практическим опытом  

«Что ты делал?»,

«Во что ты играл?»

*        - Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, самостоятельно, с интересом, старался, выполнил верно, предложить задание с усложнением;

      - Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; с помощью воспитателя; с интересом, старался, допустил несколько незначительных ошибок, предложить подобное задание;

     - Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; без интереса; не старался; неверно;  повторить данное упражнение ещё раз.

Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития

Деятельность

учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

    Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для выразительности мимики  «Сладко»,

«Кисло»,

«Горько»; «Рассердились», «Удивились»

Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития

Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

Развитие просодической стороны речи

Упражнения на дыхание

«Понюхаем цветок»

«Летят листочки»

«Шторм в стакане»

Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития

Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

Игры на пополнение пассивного словаря прилагательными:

«Кто скорее соберёт»

«Найди предмет по описанию»

Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития

Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы)

(вариант оформления)

Дата, результат занятия*

Игры на закрепление правильного произношения гласных а, о, у, и  и простых звукосочетаний ау, уа, иа

 «Кораблики»

«Кто как кричит?»

*   - - Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, самостоятельно, с интересом, старался, выполнил верно, предложить задание с усложнением;

      - Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; с помощью воспитателя; с интересом, старался, допустил несколько незначительных ошибок, предложить подобное задание;

       - Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; без интереса; не старался; неверно;  повторить данное упражнение ещё раз.

Индивидуальная сетка занятости ребенка

(вариант оформления)

Педагоги  

Понедельник  

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Воспитатель

Учитель-логопед

Условия реализации индивидуального образовательного маршрута соответствуют условиям реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Динамическое наблюдение в рамках реализации ИОМ

Динамическое наблюдение позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и предоставляет материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Оценка успехов освоения ИОМ проводится три раза в год (сентябрь, январь, май). Выявление динамики в развитии ребенка за первое полугодие является основанием для планирования работы  на второе полугодие. Характеристика динамики развития ребёнка: Приложение 1

Особенности поведения ребенка в группе

Показатели*

Сентябрь

Январь

Май

Особенности адаптации

Особенности расставания ребенка с родителями

Наличие адаптационных трудностей после праздников, выходных дней

Отношение ребенка к посещению детского сада

Наличие отказа от контактов с разными людьми, сверстниками

Особенности речи

Наличие расстройств поведения и эмоций ребенка

Настроение у ребенка

Наличие признаков психологического напряжения и невротических тенденций

Другое

* Специфику и своеобразие поведения ребенка определяет воспитатель: Приложение 2

В процессе  реализации ИОМ проводится   педагогическая диагностика – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью.

Результаты педагогической диагностики по освоению образовательных областей программы  

Сентябрь

Январь

Май

1.Социально-коммуникативное развитие

2.Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4.Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Уровень освоения

Педагогическая диагностика воспитателя: Приложение 3

Результаты логопедической диагностики (учитель-логопед)

Сентябрь

Январь

Май

Артикуляционная моторика

Мелкая моторика

Просодика

Пассивный словарь

Активный словарь

Фонетико-фонематическое развитие

Уровень освоения

Логопедическая диагностика учителя-логопеда: Приложение 3

 Приложение 1

Характеристика динамики развития ребёнка

Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:

- положительная динамика: высокий уровень;

- положительная динамика: выше среднего уровень;

- относительно – положительная динамика: средний уровень;

 - незначительная динамика: низкий уровень;

- отрицательная динамика (невозможность ребёнком усвоить содержание того или иного раздела программы);

- волнообразная динамика;

 - избирательная динамика.

Приложение 2

Особенности поведения ребенка в группе

Специфика и своеобразие поведения ребенка:

- особенности адаптации (условно благоприятная, не благоприятная – более 2 месяцев);

- особенности расставания ребенка с родителями (спокойно, без слез, без особенностей,  тяжело, ярко проявляет нежелание расставаться с родителями);

- наличие адаптационных трудностей после летнего отдыха, праздников, выходных дней;

- отношение ребенка к посещению детского сада (приходит с удовольствием, проявляет упрямство, плаксивость, негативизм, безразличен, избирателен в отношениях); 

- наличие отказа от контактов с разными людьми, сверстниками и неприсоединение ребенка к группе играющих детей;

- особенности речи (общается только с помощью жестов, речь очень тихая, с длинными паузами или наоборот громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная (необусловлено речевыми нарушениями);

- рассказывает о себе очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);

- наличие расстройств поведения и эмоций ребенка (ребенок адекватный, или депрессивный, тревожный, эйфоричный);

- настроение у ребенка: бодрое, спокойное, или раздражительное, неустойчивое, отмечаются резкие  колебания настроения;  настроение ребенка подвержено резким перепадам, либо настроение подвержено частой смене, резко зависит от физического комфорта (естественно для нормально развивающегося ребенка в возрасте 2-3 лет), фон настроения стабильный, менее подвержено перепадам).

- наличие признаков психического напряжения и невротических тенденций.

Показатели: 

- грызет ногти; сосет палец; отсутствует аппетит; разборчив, избирателен в еде; засыпает медленно и с трудом; жалуется на головные боли; жалуется на боли в животе; бывает часто рвота; заикается; чрезмерно потеет; краснеет, бледнеет; легко пугается; часто дрожит от возбуждения или волнения;  часто плачет;  часто моргает; дергает рукой, плечом, и т.п.; недержание мочи (днем или ночью);  недержание стула (днем или ночью); бывают припадки злости; играет с какой либо частью тела; боится за свое здоровье; не умеет сосредоточиться на чем–либо; имеются ли у него заботы (чрезмерно озабочен чем–либо); очень тревожен; старается  всегда быть тихим; боится темноты; часто видит фантастические предметы;  боится одиночества; боится животных (каких?); боится чужих людей; боится шума;  бывает необоснованное чувство стыда, позора или вины; испытывает  чувство собственной неполноценности.

Использована литература:

  1. Радуга. Применрная основная образовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2016
  2. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г.В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
  3. Пример составления индивидуального образовательного маршрута [Электронный ресурс]// HTTP://WWW.EDU42.RU/SITES/DS252/PRIMER-SOSTAVLENIYA-INDIVIDUALNOGO-OBRAZOVATELNOGO-MARSHRUTA/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...