Инклюзивная практика.Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПРР.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Показаны основные направления и методы  работы  коррекции эмоционально-волевых нарушений у  ребенка с ЗПРР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивная практика. Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПРР.

Логопедические занятия обязательным образом учитывают различные коррекционные цели:

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

Коррекция ощущений и восприятия  

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально-волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Методы ПК эмоциональных нарушений у детей делятся на две группы: основные и специальные.                                                                                                   К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.                                                                                                Выбирая методы психокоррекции эмоциональных нарушений учитываю направленность конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте использую игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.  (Методика КАТ, Рене Жиля, Розенцвейга и др.) Установочный блок включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:

  • снижение эмоционального напряжения у ребенка;
  • активизация родителей на самостоятельную психологическую
  • работу с ребенком;
  • повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции (Спиваковская, 1988).

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции, с привлечением родителей и проч. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проходят занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

  • преодоление внутрисемейного кризиса;
  • изменение родительских установок и позиций;
  • снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;
  • расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
  • формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа.                                           Первый этап – ориентировочный. На данном этапе наблюдаю за детьми, а у детей формируется положительный эмоциональный настрой на занятия в процессе спонтанной игры, что очень важно в процессе сглаживания внутренних конфликтов. Здесь же продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

Второй этап – реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования (Спиваковская, 1988).

При оценке эффективности психологической коррекции просматриваю отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираю поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, использую цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений -цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

Речь возникает у ребенка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний.

Но, ни принуждение, ни убеждение пользоваться речью не помогают,

если не созданы для этого необходимые условия.

Наша задача – использовать все традиционные и нетрадиционные

методы для развития речи через сказку.

Сказка – это нетрадиционный метод речевого развития, развития

творческих способностей, расширения сознания, совершенствования

взаимодействия через речь с окружающим миром детей.  Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо создать эффективную ситуацию общения. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим интересом и удовольствием выполняют задания, исполняют роли, произносят диалоги героев.

Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Например: как лиса съела колобка, или как лиса выгоняла зайца, или как тяжело жилось Золушке и т.п.

Дошкольникам с нарушениями слуха недоступен смысл сказки без помощи взрослых. Рассматривая иллюстрации с детьми, обыгрывая сюжеты, пересказывая в доступной форме текст сказки, педагог развивает у детей воображение, мышление, речевое творчество и активное воспитание добрых чувств.

Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит

в жизни человека, способствует его внутреннему росту. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом.

В своей работе обязательно использую метод сказкотерапии для ПК эмоционально-волевой сферы детей, это могут быть народные сказки: «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», или авторские, «Золушка», «Волшебная снежинка» и др.

Игра «Пиктограммы»

Цель: тренировка распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Оборудование: два набора карточек (разрезанный и целый)

Игры на выражение отдельных черт характера: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Рисуем эмоции пальцами», «Как улучшить настроение»

Игра «Рисуем эмоции пальцами»

Цель: упражнение направлено на выражение осознания своего эмоционального состояния.

Игры, имеющие психотерапевтическую направленность: «Комплименты», «Зеркало», рисование на темы: «Моё лицо», «Мои сны», «Я боюсь…», «Когда я злой…».

Упражнение «Комплименты»

Психомышечная тренировкапроводится как физкультминутки на занятиях.

Упражнения для мышечного расслабления для рук, туловища, ног, шеи.

Приём формирование адаптивных форм поведения реализуется в повседневной жизни. Педагогами отрабатывалось формирование положительных отношений со сверстниками, формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

Продолжение коррекционной работы было направлено на отработку правильного речевого дыхания, и отрабатывалось в следующих играх: «Приятный запах», «Соседи», «Обгони», «Волшебное зеркало», «Дождик – дождик», «Палочка – выручалочка», «Повар» и другие.

Игра «Приятый запах»

        Развитие голоса проходило на занятиях по образовательной области

«Коммуникация» и специализированных занятиях «Коррекционная ритмика». На этих занятиях проводились такие игры: «Успокой куклу», «Вьюга», «Перебежки», «Кто кого?», «Узнай по интонации»

Игра «Перебежки»

Цель: развитие силы голоса, активизация мышц губ.

Оборудование: мел, стульчики.

Ход игры: дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей по своему выбору вызывает другого: «АУ, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему и они меняются местами.

Формирование эмоциональной лексики проходило на занятиях по всем образовательным областям.

Проводились игры на подбор антонимов и синонимов: «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Скажи ласково», «Какое слово не подходит»

Ещё одним приёмом работы над эмоционально - волевой сферой дошкольников является- отработка дикции.

В работе использовались такие игры и упражнения: «Цапля», «Хомячок», «Зайка», «Цветок»

Игра «Цапля»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.

Игра «Цветок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа.

Фаза

Задачи

Психотехнические приемы

1. Установочная

Образование группы как целого.
Формирование положительного настроя на занятие.
Диагностика поведения и особенностей общения

Спонтанные игры.
Игры на невербальные коммуникации.
Коммуникативные игры

2. Подготовительная

Структурирование группы.
Формирование активности и самостоятельности.
Формирование эмоциональной поддержки членов группы

Сюжетно-ролевые игры.
Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения

3. Реконструктивная

Коррекция неадекватных эмоциональных реакций.
Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний.
Обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования

Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций

4. Закрепляющая

Закрепление у ребенка адекватного эмоционального реагирования на конфликт.
Формирование адекватного отношения к себе и окружающим

Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

Конспект НОД по коррекции эмоционально – волевой сферы с детьми 6 – го года жизни «На прогулку с Филей»

Цель: формирование эмоционально — волевой сферы детей с повышенной двигательной активностью и низким уровнем внимания....

Опыт работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках песочной терапии"

предлагаемый опыт работы содержит в себе рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и конспекты занятий по гармонизации эмоционально-волевой сферы...

Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...

Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

      В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...