Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_korrektsii_i_razvitiya_evs.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический семинар для педагогов ДОО
"Методы и приёмы развития и коррекции эмоционально- волевой сферы у дошкольников"
Дата проведения: 24 октября 2018г.
педагоги-психологи
Гуркова Т.Н., Левина Ж.В.
Цель:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников
Задачи:
- формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников;
- закрепление знаний педагогов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников;
- закрепление знаний педагогов о формах и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитие;
- формирование практических умений работы с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива.
Оборудование: наборы цветной бумаги, цветные карандаши, ватман, клей-карандаш, наглядный материал «Эмоции», две коробки для рефлексии, стулья по количеству участников.
Место проведения: музыкальный зал
Время проведения: 45 минут
План семинара
- Вводная часть:
- Приветствие.
- Игра-разминка «Австралийский дождь»
2. Теоретическая часть:
- Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника;
- Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы;
- Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей.
3. Практическая часть:
«Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы»
4. Заключительная часть:
Подведение итогов
Ход семинара
1. Вводная часть
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы и методах и приемах, которые педагоги могут использовать в своей практической деятельности по данному направлению.
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Цель: обеспечение психологической разгрузки участников
Время проведения: 5 минут
Ход упражнения
Участники встают в круг.
«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»
- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
2. Теоретическая часть
1. Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-16лет). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.
В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно- кишечными расстройствами.
В возрасте от 3 до7лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции.
2. Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы
Нарушения эмоционально-волевой сферы у ребенка - дошкольника чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, истощаемостью нервной системы.
В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
-Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
-Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
-Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:
- природные особенности (тип темперамента)
- социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение педагога;
- отношения окружающих.
В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
- расстройства настроения;
- расстройства поведения;
- нарушения психомоторики.
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.
К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.
Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.
Эйфория - приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром - состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить, как неуверенного, скованного, напряженного.
Страх - эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия - безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость - уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Гиперактивность - сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно - инструментальная агрессия - это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия - это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию - прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание - как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.
3. Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:
- несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
- нарушение режима дня;
- избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
- желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
- неблагополучное положение в семье.
- частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
- чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
- снижение двигательной активности;
- недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система психолого-педагогических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
3. Практическая часть
Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы
- Сейчас мы хотели бы провести с вами несколько упражнений и игр, которые вы могли бы применить при работе с детьми. Каждое из упражнений можно адаптировать под возраст, а так же внести в них какие-либо изменения, исходя из цели занятия.
Упражнение «Дорисуй Несуществующее животное»
Цель: развитие чувственного восприятия
Время проведения: 15 минут
Ход упражнения
- Первое упражнение называется “Дорисуй Несуществующее животное”. Основа этого упражнения взята из знаменитой проективной методики и адаптирована под наше сегодняшнее занятие. Оно относится к одному из методов развития эмоционально-волевой сферы и направлено развитие чувственного восприятия.
Ваша цель - нарисовать животное, которого точно не существует на свете. Главное условие: избегайте шаблонов, зверь должен быть абсолютно небывалым. Но рисунок этот следует не просто так нарисовать, а начать рисунок с головы животного и передать его соседу справа, который дорисует еще одну деталь рисунку и передаст дальше по кругу. Не задумывайтесь долго, просто посмотрите на рисунок, который попал к вам руки и дорисуйте к нему то, что по вашему мнению не хватает. Несуществующее животное должно вернуться к владельцу, для этого, пожалуйста, подпишите с обратной стороны свой листок. В конце упражнения каждый дайте название своему животному.
После завершения упражнения делается галерея Несуществующих животных (рисунки клеятся на ватман).
Вопросы для обсуждения:
- Что было трудным в этом упражнении?
- Какие чувства вы испытали, когда получили свой рисунок обратно?
- Вам понравился результат? Чтобы вы хотели бы дополнить в рисунке?
Игра «Эмоциональный глухой телефон»
Цель: развитие способности понимать, осознавать, правильно выражать свои и чужие эмоции
Время проведения: 10-15 минут
Ход упражнения
- Следующее упражнение относится к методу игротерапии, направленного на развитие эмоций и эмоционального контакта.
Давайте для начала выберем ведущего. Теперь всем следует встать паровозиком за ведущим и отвернутся к нему спиной. Я покажу ведущему картинку с изображением какой-то эмоции, он развернется к тому, кто у него за спиной, повернет его и изобразит эмоцию мимикой, не произнося ни слова. Тот, поняв, что ему показали, показывает эту эмоцию следующему, всё делается молча, с помощью мимики. Последний человек должен сказать, что это была за эмоция.
Вопросы для обсуждения:
1. Удалось ли передать нужную эмоцию до последнего человека?
2. В чем были затруднения?
4. Заключительная часть
- Дорогие коллеги! На выходе у нас стоят две коробочки, на которых написано “Удовлетворен” и “Не удовлетворен” и лежат листики. Пожалуйста, опустите листик в одну из коробочек, чтобы оценить наш семинар.
Список литературы:
1. Данилина Т.Н., Зедгенидзе В.Я., Степанина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников
Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников...
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...
Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностны...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...
Семинар для педагогов "Методы и приемы развития связной речи"
семинар для педагогов...