Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников
методическая разработка

Левина Жанна Викторовна
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников; - закрепление знаний педагогов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников; - закрепление знаний педагогов о формах и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитие; - формирование практических умений работы с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_korrektsii_i_razvitiya_evs.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический семинар для педагогов ДОО

"Методы и приёмы развития и коррекции эмоционально- волевой сферы у дошкольников"

Дата проведения: 24 октября 2018г.

педагоги-психологи

Гуркова Т.Н., Левина Ж.В.

Цель:    

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников

Задачи:

- формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников;

- закрепление знаний педагогов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников;

- закрепление знаний педагогов о формах и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитие;

- формирование практических умений работы с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива.

Оборудование: наборы цветной бумаги, цветные карандаши, ватман, клей-карандаш, наглядный материал «Эмоции», две коробки для рефлексии, стулья по количеству участников.

Место проведения: музыкальный зал

Время проведения: 45 минут

План семинара

  1. Вводная часть:
  • Приветствие.
  • Игра-разминка «Австралийский дождь»

2.         Теоретическая часть:

  • Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника;
  • Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы;
  • Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей.

3.         Практическая часть:

 «Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы»

4.         Заключительная часть:

Подведение итогов

Ход семинара

1. Вводная часть

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы и методах и приемах, которые педагоги могут использовать в своей практической деятельности по данному направлению.

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечение психологической разгрузки участников

Время проведения: 5 минут

Ход упражнения

Участники встают в круг.

«Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!»

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

2. Теоретическая часть

1. Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-16лет). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно- кишечными расстройствами.

В возрасте от 3 до7лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции.

2. Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы у ребенка - дошкольника чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, истощаемостью нервной системы.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома.  Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия.  Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

-Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

-Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

-Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:

- природные особенности (тип темперамента)

- социальные факторы:

 - тип семейного воспитания;

 - отношение педагога;

 - отношения окружающих.

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

- расстройства настроения;

- расстройства поведения;

- нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

 К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория - приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром - состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить, как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх - эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия - безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость - уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность - сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно - инструментальная агрессия - это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия - это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию - прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание - как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей.  Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.

     

3. Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

  • несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
  • нарушение режима дня;
  • избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
  • желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
  • неблагополучное положение в семье.
  • частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
  • чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
  • снижение двигательной активности;
  • недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система психолого-педагогических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

3. Практическая часть

Психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы

- Сейчас мы хотели бы провести с вами несколько упражнений и игр, которые вы могли бы применить при работе с детьми. Каждое из упражнений можно адаптировать под возраст, а так же внести в них какие-либо изменения, исходя из цели занятия.

Упражнение «Дорисуй Несуществующее животное»

 

Цель: развитие чувственного восприятия

Время проведения: 15 минут

Ход упражнения

- Первое упражнение называется “Дорисуй Несуществующее животное”. Основа этого упражнения взята из знаменитой проективной методики и адаптирована под наше сегодняшнее занятие. Оно относится к одному из методов развития эмоционально-волевой сферы и направлено развитие чувственного восприятия.

Ваша цель -  нарисовать животное, которого точно не существует на свете. Главное условие: избегайте шаблонов, зверь должен быть абсолютно небывалым. Но рисунок этот следует не просто так нарисовать, а начать рисунок с головы животного и передать его соседу справа, который дорисует еще одну деталь рисунку и передаст дальше по кругу. Не задумывайтесь долго, просто посмотрите на рисунок, который попал к вам руки и дорисуйте к нему то, что по вашему мнению не хватает. Несуществующее животное должно вернуться к владельцу, для этого, пожалуйста, подпишите с обратной стороны свой листок. В конце упражнения каждый дайте название своему животному.

После завершения упражнения делается галерея Несуществующих животных (рисунки клеятся на ватман).

Вопросы для обсуждения:

  1. Что было трудным в этом упражнении?
  2. Какие чувства вы испытали, когда получили свой рисунок обратно?
  3. Вам понравился результат? Чтобы вы хотели бы дополнить в рисунке?

Игра «Эмоциональный глухой телефон»

Цель: развитие способности понимать, осознавать, правильно выражать свои и чужие эмоции

Время проведения: 10-15 минут

Ход упражнения

- Следующее упражнение относится к методу игротерапии, направленного на развитие эмоций и эмоционального контакта.

Давайте для начала выберем ведущего. Теперь всем следует встать паровозиком за ведущим и отвернутся к нему спиной. Я покажу ведущему картинку с изображением какой-то эмоции, он развернется к тому, кто у него за спиной, повернет его и изобразит эмоцию мимикой, не произнося ни слова. Тот, поняв, что ему показали, показывает эту эмоцию следующему, всё делается молча, с помощью мимики. Последний человек должен сказать, что это была за эмоция.

Вопросы для обсуждения:

1. Удалось ли передать нужную эмоцию до последнего человека?

2. В чем были затруднения?

4. Заключительная часть

- Дорогие коллеги! На выходе у нас стоят две коробочки, на которых написано “Удовлетворен” и “Не удовлетворен” и лежат листики. Пожалуйста, опустите листик в одну из коробочек, чтобы оценить наш семинар.

Список литературы:

1. Данилина Т.Н., Зедгенидзе В.Я., Степанина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для   родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников...

«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»

При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...

Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностны...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...