Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии.
материал по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии.
Подготовила: Коровина О.В.
Эмоциональное развитие – одно из магистральных направлений в психическом развитии ребенка. Гармония или дисгармония эмоционально-волевой сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.
Именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Коррекция эмоционально – волевой сферы это вопрос, который решается в нашем детском саду постоянно. По итогам обследования детей нашей группы на предмет эмоционально – личностного развития были выявлены разные глубинные проявления эмоциональных нарушений.
Детям 1 подгруппы свойственно отсутствие оттенков переживаний, отсутствие инициативы, самостоятельности, неспособность подавлять аффект, любое влечение часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу, повышенная тревожность, высокое количество страхов. Агрессия, направленная на окружающих, носит защитный характер.
Детям 2 подгруппы характерны проявления протестного поведения это – негативизм ( грубость, дерзость, упрямство, строптивость ; отчуждённость, обидчивость. Агрессивное поведение бывает как непосредственное , т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещённым, когда ребёнок по каким – либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Этим детям свойственно: частота или возбудимость и внутренняя напряженность. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, импульсивности. Эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
В связи с этим мы определили коррекционную работу по формированию эмоционально – волевой сферы у детей со сложными диагнозами в, которой применялись различные игровые технологии.
В работе с дошкольниками со сложными дефектами, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего – игра.
Игровая терапия - использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека.
Сюжетно – ролевые игры, Игры – драматизации – традиционные игры , в которые наши дети с удовольствием играют.
В настоящее время существует несколько концепций игротерапии, которые применяются в нашей группе.
1.Игры с правилами.
2.Игры – соревнования (игра – «Лото»).
3.Коллективные дидактические игры.
Применялись психотерапевтические игры на снятие эмоционального напряжения. Такие как:
- Игры с крупой. Мелкий размер крупы ( горох, фасоль, гречка), характерные звуки, особые тактильные ощущения при перебирании в руках , детям очень нравиться.
- Игры с ватой. Вата очень приятный на ощупь материал, её можно рвать бросать, имитировать снег, дуть на снег.
- Иры с небольшими подушками, полотенцами, верёвками ( перетягивание, подбрасывание, лёгкие удары).
У аутичных детей есть следующая особенность: они могут наносить себе удары, часто по голове. Причина таких действий либо самоагрессия, либо самостимуляция. Затевая с ребёнком игру, мы получаем возможность контролировать силу удара, переключить ребёнка с агрессивных действий на игру.
Кто сильнее. Предложить ребёнку конец верёвки и начать тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!».
Подушечные бои. Для игры потребуются маленькие подушки, можно кидаться ими, издавая победные кличи.
Выбиваем пыль. Подавая ребёнку пример, усердно колотите по подушке руками со словами: «Давай выбивать пыль из подушки- вот так, вот так!»
- Игры со старыми газетами или журналами.
Птицы летят. Подбросанные журналы издают шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их полётом. Можно взять в каждую руку по листу газеты и побегать по группе изображая птицу.
Бумажная битва. Снаряды – это скомканные газеты и журналы. В конце игры обязательно собирать снаряды в коробку ( пакет).
- Игры с водой. Дети любят наливать воду в различные ёмкости, переливать по емкостям. Дети заранее надевают клеёнчатые фартуки. Летом на улице можно использовать водяной пистолет или различные брызгалки.
Психогимнастика. Регулярное выполнение психогимнастических упражнений, направленных на снижение дезаптации у детей на укрепление их физического и эмоционального благополучия поможет освободиться от отрицательных эмоций; развивать эмоциональную сферу, коммуникативную и волевую сфер.
Эмоционально-стимулирующая гимнастика (опыт работы Е.М. Мастюковой). Необходимость её проведения обусловлена наблюдениями за состояние детей в утренние часы приёма: некорые из них приходили заторможенные, вялые, другие были чрезмерно возбуждены и не могли сосредоточиться. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день. В нашем детском саду эмоционально – стимулирующая гимнастика проходит 2 раза в неделю. В эмоционально – стимулирующую гимнастику входят: дыхательные упражнения, ходьба, физкультминутки, подвижная игра, релаксация.
Элементы куклотерапии или сказкотерапии. «Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым. В этом суть методики. Данный вид коррекции был применён в работе с детьми во второй половине дня.
Арт –терапия- терапия искусством. На занятиях по изобразительной деятельности систематично использовались нетрадиционные приёмы (рисование тычком, пальчиком, рисование на мятой бумаге и т.д.). Особое удовольствие дети получали от рисования на мыльной пене.
Музыкотерапия. Музыкотерапия - это особая форма работы в группе с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, пение и др.).
Широко использовались элементы песочной терапии. (предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом).
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей
Включались игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
Так же возможно нарисовать и геометрические фигуры, и узоры, и всё что пожелает ребёнок. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Параллельно велась работа с родителями по данному вопросу. В работе с родителями мы проводили беседы, консультации на такие темы как: « Песочная терапия, как средство развития деятельности», «Гиперактивный ребёнок», « Куклотерапия», «Развитие эмоций в совместной деятельности», «Развитие эмоционального восприятия у детей».
В результате проделанной работы мы наблюдаем положительную динамику уровня сформированности эмоционально – волевой сферы у детей с нарушением интеллекта. Дети стали более спокойными в общении с детьми и взрослыми, проявляют меньше агрессии и импульсивности.
Исходя из того, что дети имеют сложные сочетанные дефекты и комплексные нарушения развития и недостаточный период времени коррекционной работы мы достигли незначительных результатов формирования базовых эмоций. Считаем необходимым продолжить коррекционную работу по формированию эмоционально-волевой сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...
Игровые упражнения по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей 2-4 лет "Веселые львята""
В первые годы жизни ребенка происходит его интенсивное эмоциональное развитие. Ребенок учится проявлять радость, обиду, гнев, тревогу, развивается способность к эмпатии — сопереживанию. Но в этом во...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»
программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции.
Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости),...
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...
Презентация "Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции".
Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости),...