Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
рабочая программа по теме
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции.
Так же обращает на себя внимание тот факт, что все большее количество детей при поступлении в детский сад имеют сопутствующие нарушения в деятельности центральной нервной системы. соматически ослаблены. уних замедлен и затруднен процесс становления саморегуляции.важным элементом формирования базовой составляющей произвольной саморегуляции является организация правильного дыхания у детей.
В данной программе мы используем наряду с методами арт-терапии дыхательные упражнения, самомассаж , упражнения на релаксацию.
предлагаем вам примерное описание программы и конспект одного занятия.
Программа составлена на основе сказок Галины Азовцевой "Волшебные истории планеты Магнолия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_skazkoterapii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие проводится в рамках имаготерапевтической программы «Волшебные истории планеты Магнолия» (модифицированный вариант программы Г.Азовцевой)
Цель программы — профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии и здоровье детей.
Адресат программы
В коррекционно-развивающие группы отбираются дети 4-6-летнего возраста, имеющие проблемы эмоционального характера (страхи, тревожность, агрессивность, обидчивость, замкнутость, неуверенность), а также, по результатам скрининговой диагностики, дети с нарушенным развитием.
Предполагаемый результат
- Активизация способности детского организма к саморегуляции (или её
восстановление) при помощи методов дыхательной гимнастики,
самомассажа и пальцевой гимнастики. - Снижение уровня тревожности и агрессивности детей.
- Развитие умений преодолевать трудности и страхи.
- Раскрытие творческих способностей детей через развитие
непроизвольности, непосредственности, эмоциональности и двигательной
активности. - Развитие мотивационной сферы через активизацию естественной
познавательной деятельности. - Формирование навыков конструктивного выражения эмоций и
ненасильственной коммуникации. - Инициирование самопознания ребёнка.
Условия проведения
В группе одновременно занимаются 4-6 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога. Продолжительность занятия 20-25 минут. Необходимое оснащение:
- Место для подвижных игр
- Место для релаксации лежа (со специальным покрытием)
- Столы для рисования
- Краски, кисточки, бумага
- Магнитофон, аудиозаписи
- Мяч
- Наглядный материал (по теме «Эмоции»)
8. Проектор с комплектом дисков с космической тематикой
Краткое описание программы.
Программа представляет цикл из 10 музыкальных сказок, объединённых общим содержанием и общей историей.
Каждый сеанс — сказка длится 20 - 25минут и записан на магнитофонные кассеты.
Обоснование выбора программы:
-позволяет обучить детей релаксации и элементарным навыкам психической саморегуляции;
-предлагает игровые дыхательные упражнения;
-содержит подвижные игры и динамическую релаксацию, причём играть в
предлагаемые игры можно и в воображении;
-способствует повышению самооценки ребенка, принятие им себя и окружающих;
-благодаря захватывающему содержанию побуждает интерес ребёнка к
прослушиванию каждой следующей сказки.
Структура сеансов-сказок.
Все сеансы имеют одинаковую структуру, состоящую из шести частей;
- приветствие 1 - 2 минуты;
- вводная беседа и объяснение происхождения запаха (используются
целебные благовония растительного происхождения) -до 1 минуты;
- легенда или волшебная история (4 — 6 минут), рисование;
- релаксация – колыбельная, дыхательные упражнения - 5 минут;
- пальчиковые игры, самомассаж - 4 - 5 минут;
- обсуждение рисунков – 5 - 7минут;
- музыкальная пауза, подвижная игра, прощание - 5 минут.
Примерное описание занятия
«Волшебный сон магнов»
В первой волшебной истории происходит знакомство и представление феи Космоса Сандрелизы и детей планеты Земля друг другу( сказка в аудиозаписи).
Дети рассматривают движущуюся проекцию космического пейзажа, рассказывают, что они знают о космосе.
Определяется главная задача детей - слушать волшебные истории, нюхать их запах, рисовать по желанию, и играть в игры главных героев историй.
Важно в начале занятия поинтересоваться у детей об их настроении, спросить, какого оно цвета (или на какой цвет похоже).
Предлагается легенда о происхождении названия планеты Магнолия, раскрывается секрет магнов - «кнопка на животе», который одновременно может служить психологической защитой детей.
Во время колыбельной-релаксации дети «превращаются» в маленьких магников, ложатся на специальные маты, выполняют упражнения на напряжение–расслабление мышц, дыхательные упражнения. Напряжение ассоциируется с неприятными эмоциями, расслабление – с позитивными. Также детям предлагается выдохнуть (выдуть) неприятные эмоции, если таковые имеются, а вдохнуть побольше счастья, радости, хорошего настроения.
После релаксации для восстановления тонуса, «чтобы проснуться», проводятся пальчиковые игры и самомассаж.
В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, ведущий задает проясняющие вопросы, предлагает детям определить настроение рисунка, спрашивает, что понравилось на занятии, какое теперь настроение.
Способы оценки результативности
В эмоциональной сфере и в сфере общения: наблюдения за ребенком по формализованной таблице, тесты Дорки-Амена, Дембо-Рубинштейна, Люшера.
Для определения уровня развития творческих способностей: анализ детских рисунков (возрастает количество сюжетов, деталей, используются оригинальные сюжеты, дается развернутый комментарий к рисункам и т.д.).
Уровень развития мелкой моторики оценивается по рисуночным тестам, тестам Тейлора и Рея-Остерица, пробам кинестетического праксиса.
Также проводится анкетирование родителей и педагогов.
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36 компенсирующего вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
в подготовительной группе
педагога-психолога
Бизиной Е.В.
Санкт-Петербург
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»
презентация опыта по проекту «Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»...
План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"
План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения»
Консультация для педагогов...
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...
Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
Консультация для педагогов-психологов ДОУ по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников....
Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями зрения
В сообщении представлено теоретическое обоснование развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения: основные понятия, особенности развития познавательных процессов у дошкольников, влияние н...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...