Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике
В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Автор предлагает для того, чтобы ценностные возможности театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе ДОУ были полностью реализованы, создать ряд условий:
- основываться на рекомендациях ПМПК; на диагностике развития личности ребенка и уровней развития самой театрально-игровой деятельности;
- осуществлять системный и комплексный подход в работе всех специалистов и педагогов (психологи, логопеды, музыкальные работники, воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- предусмотреть готовность педагогов к осуществлению подобного вида деятельности (мотивационная готовность, понимание сущности театрализованной деятельности, наличие специальных умений и навыков, творческих способностей);
- создать предметно-развивающую среду, соответствующую всем современным требованиям ФГОС ДО (наличие театрально-игровых зон, костюмов, театральных атрибутов, литературного и сценарного материала, хорошо иллюстрированных книг, игрушек, разных видов детского театра);
- включить этот вид деятельности не только в студийные занятия, но и в целостный режим дня (прогулку, умывание, подготовку ко сну, свободную деятельность);
- использовать весь арсенал форм театрализованной деятельности: развлечения, спектакли, (в том числе, кукольные), инсценировки и драматизации, театрализованные игры, мини-игры с литературной и музыкальной основой, пластические и мимические этюды, самостоятельную творческую деятельность, изготовление кукол, театральных афиш.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
Отечественные и зарубежные педагоги неоднократно подчеркивали, что театрализованная деятельность, в основе которой игра, построена на обратных связях: эмоциональное воздействие взрослого на чувственный мир ребенка вызывает у малыша ту или иную ответную эмоциональную реакцию и волевое действие.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность, являясь источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ребенка.
«В процессе этого сопереживания, - отмечал академик В. М. Теплов, - эмоционально-волевая сфера ребенка заметно меняется; ему необходимо произвольно выполнять ряд волевых действий: «слушать», «замечать», «настраиваться», «принимать или выбирать роль», «заучивать», «репетировать», «принимая на себя образ, следовать его характеристике», «договариваться».
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека, героя по вербальным и невербальным средствам выразительности, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Для театрально-игровой деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса. Причем, выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его. Будучи по своему характеру органичной природе ребенка, театрализованная деятельность наиболее полно отвечает специфике развития всех его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, в воображаемую ситуацию, сильной эмоциональной восприимчивости, двигательно-эмоциональной активности, экспрессивной окраске речи.
Кроме того, актерская коммуникация предполагает «чувственный обмен» эмоциями и настроениями, вызывает сильный эмоциональный отклик, как у исполнителей (актеров, кукловодов), так и у зрителей. Вышеназванное говорит о широком развивающем и коррекционном потенциале данного вида деятельности.
Но для того, чтобы ценностные возможности театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе ДОУ были полностью реализованы, необходимо создать ряд условий:
- основываться на рекомендациях ПМПК; на диагностике развития личности ребенка и уровней развития самой театрально-игровой деятельности;
- осуществлять системный и комплексный подход в работе всех специалистов и педагогов (психологи, логопеды, музыкальные работники, воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- предусмотреть готовность педагогов к осуществлению подобного вида деятельности (мотивационная готовность, понимание сущности театрализованной деятельности, наличие специальных умений и навыков, творческих способностей);
- создать предметно-развивающую среду, соответствующую всем современным требованиям ФГОС ДО (наличие театрально-игровых зон, костюмов, театральных атрибутов, литературного и сценарного материала, хорошо иллюстрированных книг, игрушек, разных видов детского театра);
- включить этот вид деятельности не только в студийные занятия, но и в целостный режим дня (прогулку, умывание, подготовку ко сну, свободную деятельность);
- использовать весь арсенал форм театрализованной деятельности: развлечения, спектакли, (в том числе, кукольные), инсценировки и драматизации, театрализованные игры, мини-игры с литературной и музыкальной основой, пластические и мимические этюды, самостоятельную творческую деятельность, изготовление кукол, театральных афиш.
Важно, чтобы каждый из специалистов ДОУ включал элементы театрализованной деятельности или ее отдельные формы в свою работу, исходя из ее специфики и направленности. Нужно уделять внимание и редко используемым формам работы, требующим большой подготовки, Это - фестивали театрального творчества, литературные концерты, вечера слушания рассказчика.
В своем образовательном учреждении мы пытаемся создавать и реализовать все вышеназванные условия, считая, что использование большого психотерапевтического и творческого потенциалов театрально-игровой деятельности может помочь в работе с проблемными детьми, имеющими нарушения в развитии, в том числе, и в эмоционально-волевой сфере. И если выбор приоритетного направления деятельности на начало учебного года был связан с рекомендациями ПМПК, то, завершив этот учебный год, проведя итоговый мониторинг развития наших воспитанников, будет очень важно отметить результаты работы всего педагогического коллектива по эффективности использования театрализованной деятельности как средства коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста
Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....
Театрализованная игра, как средство формирования речи и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, с отклонениями в развитии.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие...
Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...
Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...
Аналитический анализ диагностики: влияния музыкально-театрализованной деятельности, на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старшего дошкольного возраста (2015-2016гг.)
Аналитический анализ диагностики...
Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...