Конспект ККРЗ учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития «Осенние заботы»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

План – схема непрерывной  комплексной коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

«Осенние заботы». Итоговое занятие, объединяющее несколько лексичеких тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kkrz.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

План – схема непрерывной  комплексной коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-дефектолога

с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

«Осенние заботы»

Учитель-дефектолог: А.А. Антюфеева

2018г.


Цель:  развитие  наглядно-образного, логического  мышления; воображения

Задачи  по  образовательным  областям:

 «Познавательное развитие» 

-закрепление знаний детей о величине , цвете  и форме предметов

-совершенствование умения  устанавливать последовательность событий; закрепление понятий  «раньше-позже»

«Речевое развитие»:

- активизация  словаря детей по пройденным лексическим темам «Лес», «Грибы и ягоды» , «Фрукты. Сад»,  «Овощи. Огород», «Посуда», «Урожай»,  «Осень»

-закрепление  умения  согласовывать  существительные  с  прилагательными;

- закрепление  умения  отвечать  на  вопросы  полными  предложениями;

-развитие связной речи

«Физическое развитие»

-развитие зрительного внимания и восприятия;

-развитие памяти;

-развитие мышления;

-развитие общей и мелкой моторики;

-закрепление умения согласовывать движения с речью;

«Социально – коммуникативное развитие »,

 -развитие навыков  общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками при создании проблемной ситуации;

- побуждение детей к открытому выражению своих мыслей;

- формирование самостоятельности, решительности;

- формирование способности сопереживать, быть эмоционально отзывчивыми

«Художественно-эстетическое развитие»

 -способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру природы;

Оборудование: коврограф, плоскостные изображения деревьев и кустраников (дуб, каштан, рябина, орешник, клюква), сюжетные картины  «Сад и огород»  магнитная доска; игрушка Лесовичок, изобразительные средства (карандаши, фломастеры), ножницы;

 

Раздаточный материал:

массажные мячики  (по 1 для каждого ребёнка рабочие листы (по 1   для каждого ребёнка), дидактическя игра “Путаница”, природный материал

Используемые  технологии:  

-здоровьесберегающие технологии: динамические  паузы,


Примерный ход  совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, ожидаемые ответы детей

Организационный момент:

Дефектолог привлекает внимание детей, предлагая отгадать загадку, перечисляя признаки.

Проводится игра «Угадай по признаку». Педагог называет признаки и спрашивает детей, догадались ли они, что находится за дверью.

Дефектолог: Тот, что там находится - растет; имеет ствол, пьет воду; засыхает; сбрасывает листья; дает плоды. Что же это?

Основная часть

Дети совместно с дефектологом отгадывают загадку и заходят в кабинет. (На коврографе плоскостные изображения деревьев и кустарников с облетевшими листьями и плодами : дуб, каштан, рябина, орешник, клюква)

Дефектолог: Верно! Это дерево или кустарник. Посмотрите сколько растений! Куда же мы с вами попали? Давайте посчитаем,  сколько здесь деревьев/кустов!  Как называются плоды, которые созрели на этих деревьях/кустарниках?

Дефектолог обобщает ответы детей

Сюрпризный момент

Появляется Лесовичок (дефектолог демонстрирует игрушку), приветствует детей:

-Все верно, ребята! Вы попали в лес! А это мой лесной урожай. Здравствуйте,  я - Лесовичок! Я вижу, что вы ребята умные, про урожай и про лес много  знаете,  и значит сможете мне помочь. Мне написал мой друг, Гномик, говорит, что ему срочно нужно уехать, а он не справляется  со своим  урожаем в саду и огороде. А я не знаю, как ему помочь, я ведь только с лесным урожаем умею справляться! Что это такое сад и огород? Расскажете мне?

Дефектолог предлагает детям помочь герою: рассказать о том, что такое огород, сад. Ответы детей обобщаются.

Дефектолог: Тогда нам надо скорее отправиться туда, где бывает много овощей, фруктов и ягод. Значит, мы с вами отправимся к Гномику в сад и огород. Но попасть туда могут только овощи, фрукты и ягоды.

Лесовичок : Скорее надо отправляться, только прихвачу с собой лесной урожай!

Упражнение “Запомни, исключи, повтори”. 

Дефектолог предлагает детям запомнить ряд из 6 слов: утро – осень - помидор- кастрюля- груша-клубника.

Дефектолог: Мы справились с заданием, но как мы можем добраться  до  сада и огорода?

Лесовичок : Предлагаю найти нужную дорогу. Посмотрите,  появились три дорожки со знаками. Только вот указатель – стрелка сломалась. Подумайте, на какую дорожку указывала стрелка, найдите нужную нам.

Физкультминутка

Дефектолог совместно с детьми зачитывает стихотворение “В огороде ли, в саду”, сопровождая его движениями пальцев рук, массированием пальцев и ладоней мячом. (Во время соединения одноименных пальцев массажный шарик удерживается ладонями).

В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)
Фрукты, овощи найду,
Там картофель, апельсины, (соединение мизинцев)
Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев)
Редька, перец, чесночок, (соединение средних пальцев)
Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)
Сливы, баклажан, арбуз - (соединение больших пальцев)
И у всех отличный вкус! (пальцы – в “замке”, сжимание массажного мяча)

Вот мы и пришли. Сколько здесь овощей и фруктов и ягод, давайте назовем их и расскажем о них Лесовичку. Хотя они такие разные, у них много общего. Скажите, какие бывают овощи и фрукты – по цвету, по величине, по вкусу, по форме (педагог по необходимости оказывает помощь детям с помощью вопросов)

Дефектолог: Какой яркий, разнообразный урожай! И у нашего Гнома  в саду  и огороде свои правила сбора урожая! Гном складывает их в ящики по вкусу/цвету/размеру/величине. Ребята, найдите из трех предметов один лишний (дети выбирают с учётом выделенного признака) с опорой на символы выделенных признаков:

Цвет –

огурец морковь трава

лимон банан баклажан

апельсин картофель мандарин

Вкус –

лук чеснок огурец

арбуз дыня лимон

картофель редис редька

Величина –

арбуз абрикос дыня

хурма яблоко вишня

кабачок груша персик

Форма –

апельсин арбуз кабачок

абрикос морковь слива

баклажан апельсин мандарин

Лесовичок: Какие вы сообразительные, ребята! Мне понравилось как вы разобрались с урожаем Гномика! Давайте и мой лесной урожай разберем по ящикам! (выкладывает «мешок» с плоскостными картинками-заданиями)

дидактическая игра “Путаница”

Дефектолог: Ой, пока мы помогали Гномику, лесной урожай Лесовичка в мешке весь перепутался. Поможем ему?.

Детям предлагается самостоятельно  вырезать 4й лишний на картинках и затем сообща  рассортировать лесной урожай на 4 ящика (ядовитые грибы, съедобные грибы, ягоды, орехи\желуди)

Дефектолог обобщает результаты работы детей

Обобщение знаний детей о значении овощей, фруктов, ягод ,грибов  для здоровья человека; о значении грибов, плодов, ягод для животных/птиц

Почему же люди выращивают овощи, фрукты, ягоды? Зачем они человеку?  Обобщить ответы: плоды содержать много витаминов, минералов, полезных для здоровья человека веществ. А если человек не будет употреблять их в пищу? Как люди употребляют плоды?

Как люди используют «лесой урожай»?

Какие блюда мы можем приготовить?

Как используют/заготавливают  помидоры? капусту? груши? сливы и т.д.?

Окончание занятия.

Положительная оценка деятельности каждого ребёнка.

Рефлексия.

Интересное было сегодня путешествие, давайте же вспомним с вами с чего оно началось? А что было дальше? Что Вам запомнилось больше всего?

Лесовичок дарит лесной урожай детям

Последующая деятельность.

«Натюрморт из осенних плодов», «Удивительные превращения»

Работа воспитателей с детьми. Заучивание стихотворения Н. Кончаловской с зарисовкой плодов необычного огорода. Развитие логического мышления, творческого воображения, навыков работы карандашом, слуховой памяти.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыны росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел и моркофель созрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков и мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Это растение!

Трава /Это трава.

Это дерево/Дерево! Это куст! Куст!

Мы попали на дачу! Мы попали в парк! Мы попали в лес! На дачу! В лес! В парк! В огород !В сад!

Дети пересчитывают и называют деревья и кустарники, плоды.

Это место, где растут овощи/фрукты/ягоды! Это где фрукты\овощи! Там овощи\фрукты растут.

2-3 ребёнка повторяют этот ряд. Затем предлагается повторить ряд слов, исключив слово, обозначающее время года. 2-3 ребенка повторяют ряд из 4 слов. Аналогично исключаются слова, обозначающие часть суток и посуду. Остаются 3 слова: помидор, клубника и груша.

Мы поедем на машине! Поедем! Мы пойдем! На автобусе! Надо найти дорогу!

Дети подбирают дорожку в соответствии со знаками на стрелке.

Красные/Оранжевые/зеленые фиолетовые/желтые/розовые большие/маленькие/

кислые /сладкие/круглые/овальные/треугольные

Детям выполняют  задание на рабочем листе

Да! Поможем! Конечно!

Дети самостоятельно выполняют задание на листах, во время выполнения задания комментируют свои действия

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического раз...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития

Конспект сюжетно-ролевой игры«Зоопарк»для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Веселая ферма» для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития

Конспект сюжетно-ролевой игры«Веселая ферма»для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"

Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Позн...