Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Познавательное развитие" направлению "Формирование элементарных математических представлений".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития
«Вовка в тридевятом царстве»
Цель: развитие и закрепление у детей полученных математических представлений, умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 10, счета от заданного числа до заданного, умение находить смежные числа;
- закреплять навык счета предметов и соотнесения их с цифрой, умение сравнивать числа;
- закреплять навык узнавать и называть плоские геометрические фигуры;
- продолжать учить решать простейшие математические задачи, закреплять умение выделять составные части задачи;
- закреплять понятие «пара».
Коррекционно-развивающие :
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- совершенствовать вербальную и образную память;
- развивать мыслительные процессы;
- формировать точность речевых высказываний;
- совершенствовать навык самоконтроля.
Воспитательные:
- создавать психологическую ситуацию успеха;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи;
- формировать мотивацию к обучению в школе.
Оборудование.
Демонстрационный материал : карточки с цифрами и математическими знаками, карточки - составные части задачи, геометрические фигуры, плоскостные фигуры – персонажи мультфильма, птицы (лебеди и утки), скатерть-самобранка.
Раздаточный материал: цифры и математические знаки , карточки для решения задач, листы с заданиями, цветные карандаши.
Этапы проведения | Ход НОД | Методические приемы | |
действия педагога | действия детей | ||
Организационный момент | Учитель-дефектолог подает сигнал, оповещающий детей о смене деятельности | Дети подходят к учителю | Использование настольного звонка |
Вводная часть | Педагог выставляет на фланелеграф фигуру Вовки из Тридевятого Царства. - Узнали, кто это? - Вовка до сих пор не может покинуть Тридевятое Царство и вернуться в школу. Поможем ему? - Для начала нужно навести в Царстве порядок - восстановить числовой ряд! - Проверим, всё ли правильно – посчитаем. А теперь в обратном порядке. Педагог дает задание каждому ребенку. - Посчитай от 3 до 9. - Посчитай от 8 до 5 - … назовет соседей числа 5. - … покажет и назовет число, которое стоит после числа 7. - … назовёт соседей числа 3. - … покажет и назовет число, которое стоит перед числом 8. - … покажет и назовет число, которое стоит за числом 4. | Дети узнают и называют персонажа из знакомого мультфильма и соглашаются ему помочь. Дети восстанавливают числовой ряд от 1 до 10 и считают в прямом и обратном порядке. Дети выполняют задания. | Использование визуальной поддержки (фигуры персонажей мультфильма) Дидактическая игра «Восстанови числовой ряд» Дидактическая игра «Назови соседей числа» (смежные числа) |
Основная часть | Педагог выставляет на фланелеграф фигурки Василис Прекрасных. Приглашает детей к телевизору и демонстрирует фрагмент мультфильма (появление Василис Прекрасных). - Вы помните, что Вовка не смог справиться с заданиями, которые для него приготовили Василисы Прекрасные. - Первая Василиса решила построить Дворец. Для этого ей нужно было оформить заказ в строительный магазин. Она просит назвать геометрические фигуры, посчитать их количество и записать результаты в окошки. Педагог приглашает детей сесть за столы и раздает листы с изображением Дворца. - Как называется эта фигура? (показывает на прямоугольник) - Что мы можем сказать об этой фигуре? Подобные вопросы задаются по отношению ко всем геометрическим фигурам. - Сосчитайте, пожалуйста, фигуры и результаты запишите в окошки. - Каких геометрических фигур больше всего? - Сколько их? - Каких меньше всего? - Сколько их? - Каких фигур одинаковое количество? - По сколько их? - Можно сказать, что их поровну? - Молодцы! Все внимательно смотрели, считали и записывали. Наши глазки очень старались, поможем им снять напряжение, выполним гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз -Вторая Василиса рядом с Дворцом вырыла озеро и предложила Вовке решить задачу. У него ничего не получилось. Придется нам выручать его! Педагог зачитывает текст задачи и выставляет на доске изображение озера и фигурки птиц. - На озере плавали три лебедя. Позже к ним прилетели две утки. Какая замечательная у них птичья компания! - Решите, пожалуйста задачу. - Почему вы решили, что это не задача? На доске выставлены карточки со структурой задачи. - Из каких частей состоит задача? - Какой части нет в задаче Василисы Премудрой? Педагог предлагает детям составить правильную задачу. Приглашает ребенка для оформления задачи на доске. - Сколько птиц плавало на озере? -Сколько птиц прилетело позже? - Какой вопрос можно задать? - Сколько всего птиц на озере? Педагог предлагает детям решить задачу: выложить решение на карточках. Приглашает одного из детей составить выражение на доске и решить его. Все остальные дети проверяют правильность своего решения. - Какой ответ мы получили? - … скажи полностью ответ задачи. - Третья Василиса решила выпить чаю на природе и растелила скатерь-самобранку. Чего там только не было: печенье и баранки, пирожные и мороженое! Вовке было дано задание сосчитать и сравнить: чего было больше – баранок или печенья, пирожных или мороженого. Он, как всегда, перепутал математические знаки и задание выполнил неправильно. Нам с вами предстоит сосчитать, сколько было баранок и печенья, записать результат в окошки и сравнить, чего же было больше, а чего меньше, а может быть и поровну. Тоже самое проделаем с пирожными и мороженым. Запишем результат в окошки и поставим подходящий знак. - Проверьте результат у своего соседа. - Сколько было баранок? - Сколько было печенья? - Какой знак поставим? - Почему? Проводится подобная работа с карточками «пирожные» и «мороженое». - Ребята, вы молодцы! И чаепитие бы состоялось, если бы не эти «Двое из ларца – одинаковых с лица». Им поручили составить чайные пары, а они не знают, что это такое. - Мы с вами точно знаем, какая посуда нужна для чаепития; покажем всем как мы «чайничали – самоварничали». Физминутка «А мы чайничали-самоварничали». - Нам нужно собрать чайные пары. - Сколько предметов должно быть в паре? - Какие примеры парных предметов вы можете назвать? - Соберите чайную пару. - По какому признаку вы объединили пару? - Сколько пар у вас получилось? - Мы с вами молодцы, помогли Вовке выполнить все задания! Теперь он может вернуться в школу. Педагог меняет на фланелеграфе изображение Вовки в сказочной одежде на изображение Вовки в школьной форме. | Дети смотрят фрагмент мультфильма и вспоминают, какие задания Василисы Премудрые приготовили для Вовки. Дети садятся за столы и получают листы с заданиями Дети называют геометрические фигуры, рассказывают о наличии или отсутствии углов, замечают особенности сторон фигур. Дети считают геометрические фигуры на листе и записывают результаты в окошки. - Больше всего прямоугольников. - Их шесть. - Меньше всего квадратов и трапеций. Их по одной фигуре. - Одинаково кругов и шестиугольников. - Их по две фигуры. - Можно. Дети выполняют гимнастику для глаз Дети следят за появлением фигур на доске - Это не задача, потому что нет вопроса. Дети перечисляют части задачи и уточняют, что в задаче Василисы Премудрой вопрос не прозвучал. Ребенок выкладывает решение задачи на доске. Дети выполняют решение задачи на индивидуальных карточках и сверяют правильность своего ответа с озвученным. Несколько детей озвучивают полный ответ задачи. Дети внимательно следят за появлением на доске угощений. Дети получают листок с заданием, выполняют его и сверяют свой результат с результатом соседа. Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом - В паре два предмета. Звучат предположения детей - По цвету. - Получилось семь пар. | Визуальная поддержка – фигурки персонажей мультфильма Показ фрагмента мультфильма Задание на листочке «Посчитай геометрические фигуры и запиши результат» Визуальная поддержка – геометрические фигуры на магнитной доске Набор цифр и математических знаков для каждого ребенка Интерактивная гимнастика для глаз Использование визуальной поддержки – изображение озера и птиц Визуальная поддержка - карточки (составные части задачи). Индивидуальные карточки для записи задачи Визуальная поддержка – карточки с угощениями Дидактическая игра « Сосчитай и сравни» Музыкальная игра «А мы чайничали – самоварничали!» Дидактическая игра «Сложи пару» |
Заключительная часть | - Сегодня мы с вами выполнили много заданий. Педагог спрашивает всех детей – кому что понравилось. -Были ли задания сложными, непонятными для вас? - Как вы думаете, почему у нас все получилось? - Потому что мы команда, все вместе мы достигли успеха. Педагог оценивает работу на занятии каждого ребенка и выдает звездочки. | Дети отвечают на вопросы. Звучат предположения детей. Дети получают звездочки и прикрепляют на свой лист успеха. | Поощрение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Как помочь Буратино"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группеКак помочь Буратино? ...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы на тему: «Космическая математика» - Познание.
Интеграция образовательных областей « Безопасность», «Музыка», «Социализация», «Художественная литература» Программное содержание: § продолжать учить решать арифметические задачи и повтори...
Конспект игры - занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Полёт в космос»
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, направлено на развитие математических представлений детей. В форме космического путешествия дети научаться решать задачи, делать простейшие...
23.02.2021г. Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Буратино в стране математики"
Цель: продолжать формировать умения решать арифметические задачи на сложение и вычитание....
Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений по старше-подготовительной группе «Гуси-лебеди»
Конспект НОД по мотивам сказки "Гуси-лебеди" (ФЭМП)...
КОНСПЕКТ занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе
Задания бабушки-загадушки....