Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
консультация по коррекционной педагогике
Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost-1.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
Чалова Инна Викторовна
Учитель-дефектолог
МДОУ №25 « Светлячок»
Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на детей.
Необходимость продолжения лечебно-оздоровительной работы по сохранению зрения детей после пребывания в детском саду подтверждена практикой научных наблюдений, так как у 45-60% детей в первый месяц обучения в школе ухудшилось зрение. Поэтому очень важно следить за состоянием зрения детей в период начального обучения в школе, учитывать зрительные возможности каждого ребенка при обучении чтению и письму.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов преемственности предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения:
- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей
развития детей с нарушением зрения;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от
состояния их зрения и способов познавательной
деятельности;
- создание офтальмо-гигиенических условий в кабинетах, группах;
Эти же принципы должны соблюдаться и соблюдаются в школе, в классах.
Как в период предшкольного, так и в период начального образования в учебно-воспитательный процесс вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, просмотре кино и видеоматериалов. В своей работе я применяю систему двигательной активности ребенка, направленную на преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленную трудностями их зрительно-двигательной ориентировки. С этой целью я провожу специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве; во все общеобразовательные и специальные коррекционные занятия включаются физкультминутки.
Я вместе с воспитателямизаимствую у учителей начальных классов школы систему поручений, заданий детям, способствующих активизации их мыслительной деятельности, воспитания у них чувства ответственности.
Чтобы избежать возможной ломки динамических стереотипов у детей с нарушением зрения при переходе в школу, учителя начальной школы, в свою очередь используют в своей работе игровые формы деятельности детей, активно используя приемы соединения игры с учением в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, осуществление принципа преемственности преддошкольного и начального школьного образования позволяет целенаправленно формировать у детей с нарушением зрения знания, умения и способы умственной деятельности, необходимые для успешной учебной деятельности.
- развитие у детей компенсаторных способов познавательной деятельности (сенсорных функций, умения рационально пользоваться нарушенным зрением и сохранными анализаторами);
- формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит им быть мобильными, самостоятельными, активными, уверенными в себе в различных социально-бытовых ситуациях);
- развитие связной, грамматически правильной речи, наполненной конкретным содержанием, умения передавать в речи свои ощущения, впечатления от восприятия окружающего.
Казалось бы, ну подумаешь - нарушение зрения, ничего страшного и особенного. Да не так всё просто. Предлагаем на минутку окунуться в мир ребёнка с нарушением зрения и посмотреть вокруг его глазами.
Презентация
Теперь вы имеете представление, насколько тяжело и непросто детям с нарушением зрения приспособится к началу учебной деятельности.
Ребёнок, имеющий проблемы со зрение, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий.
Графический образ слова воспринимается человеком не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем. Одним из основных навыков, лежащих в основе овладения процессом письма, является навык графический, то есть, связанный с написанием графических знаков (букв и их элементов). У подавляющего большинства детей, поступающих в школу, первые серьёзные проблемы и первые разочарования возникают именно при формировании процесса письма, а точнее, при овладении графическим навыком.
У детей наблюдаются следующие ошибки:
- плохое запоминание и различение конфигурации букв
- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов
- пропуски или появления новых (лишних) элементов
- зеркальное написание букв, носящее стойкий характер
- ошибки пространственного характера, связанные со смешением букв, элементов
- нарушение границ рабочего поля, строки
- трудности при анализе рабочего поля
- трудности в восприятии целостного объекта
- трудности в выделении части из целого
Важнейшей задачей является подготовка руки ребенка к письму. С этой целью я использую графические игры, задания, которые включаются в специальные коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда, закрепляются на общеобразовательных занятиях воспитателями.
Поступающие в школу дети с нарушением зрения должны владеть:
- Грамматически правильной речью путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении;
- Элементарными математическими представлениями;
- Зрительно-пространственной, зрительно-двигательной ориентировкой;
- Элементарными пространственными представлениями;
- Ориентировкой в пространстве (на плоскости, в игровой комнате), понимать слова, характеризующие расположение объектов в пространстве и времени;
- Навыками самообслуживания.
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи
Ещё одна категория детей,о которой хотелось бы сегодня поговорить, это дети с нарушениями речи. В настоящее время увеличилось количество детей –логопатов. На мой взгляд, это обусловлено рядом причин:
- плохая экология;
- низкое качество медицинского обслуживания;
- не качественная диагностика речевого развития.
Выявление речевой готовности к началу обучения в школе сводится к краткому обследованию состояния звукопроизносительной стороны речи ребенка, без учета состояния фонематических процессов, которые лежат в основе овладения письмом и чтением. В настоящее время все поступающие в школу дети в срочном порядке исправляют внешние проявления несформированности произносительной стороны речи за весеннее - летний период, в то время как состояние фонематических процессов недостаточно для перехода к овладению звуко-буквенной символикой, что и обнаруживается, как правило, к концу первого полугодия в форме фонематической дислексии и дисграфии. В этой связи ориентация на правильное произношение звуков речи не является достаточным основанием для решения вопроса о речевой готовности к обучению в общеобразовательной школе. Необходимо использовать систему приемов экспресс-обследования всех сторон речевой деятельности.
Дети дошкольного возраста, имеющие нерезко выраженные нарушения речи, часто не попадают в поле зрения логопеда, нейропсихолога, воспитателя детского сада именно из-за минимальной степени выраженности и парциальных проявлений ошибок речевого характера. Однако, переход к новому виду деятельности – обучению, является сенсибилизирующим фактором и в этот период более четко обозначается несформированность отдельных компонентов речевой деятельности, которая, как правило, усугубляется в возрасте 9 и 11-12 лет. Наша практика показывает, что значительное число учащихся общеобразовательных школ, испытывающих трудности в овладении синтаксисом устной речи, самостоятельной письменной речью свидетельствует о недостаточно глубоком изучении процесса речевого развития в дошкольном периоде.
К сожалению, происходит закрытие групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, составляющих, как известно, основную группу риска по дисграфии и дислексии. Это приводит к увеличению численности учащихся общеобразовательных школ (4,8% по данным А.Н. Корнева, 2003) и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (90,8% по данным Т.А. Алтуховой 1995), которые испытывают трудности в усвоении навыков чтения и письма
Преемственность в логопедической работе МДОУ и школы осуществляется систематически. Это позволяет поддерживать тесный контакт учителей- логопедов школы и нашего детского сада.Ежегодно нами проводятся следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:
1. Обследование выпускников логопедического пункта с использованием речевой диагностики;
2. Индивидуальное консультирование родителей по результатам речевого обследования;
3. Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедического пункта детского сада;
4. Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе»
5. Обмен опытом
6. Выступление на методическом объединении
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:
- ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
- ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
- составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
- посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
- участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников;
- составлении подробной характеристики детей-логопатов;
- передаче речевых карт воспитанников ДОУ;
- ознакомлении с анамнезом детей-логопатов ;
- ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
- посещении занятий в школе логопедами ДОУ;
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста исходит из принципа «не навреди» и направленна на коррекцию и пропедевтику речевых нарушений устной и письменной речи, а также развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Основной формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника с нарушением зрения и речевыми нарушениями в образовательном пространстве МДОУ в рамках медицинского и психолого-педагогического сопровождения являются психолого-медико-педагогические консилиумы. На ПМПк актуализируются имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, анализируются возможные причины их возникновения, определяется педагогически целесообразный образовательный маршрут с учётом индивидуальных психических особенностей, ориентируясь на «зоны ближайшего развития
В логопукты дети попадают по направлению ПМПК, где выдаётся заключение с рекомендациями по дальнейшему обучению. Дети с тяжёлыми нарушениями речи идут на срок обучения 3 года. Практически этот срок охватывает старшую, подготовительную группы и первый класс.
Очень важно различать ошибки орфографические и ошибки логопедические. Зачастую умный ребёнок попадает в категорию «двоечник» не по своей вине, а по незнанию педагога. Логопедические ошибки бывают следующего вида и требуют помощи логопеда.
I. Ошибки на уровне буквы и слога.
1. Ошибки звукового анализа:
- пропуски (снки – санки, кичат – кричат, девча - девочки);
- перестановки (чунал – чулан, корвом – ковром, нагалух – на лугах);
- вставки (шекола – школа, ноябарь – ноябрь, сахахрный – сахарный, аавгуст - август).
2. Ошибки фонематического восприятия: смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (дедошка, клёква, самолют, тавно, деди, долко).
3. Смешение букв по кинетическому сходству (тетродь, рыдоловы, стешил, дорохки, февраяь, габота над ошидками).
4. Персеверации (застревание):
- в пределах слова (магазим, за зашиной);
- в пределах словосочетания (у Деда Модоза);
- в пределах предложения («Отнеси книгу отварищу»).
- 5. Антиципация (упреждение, предвосхищение):
- в пределах слова (на девевьях, с родмымимастами);
- в пределах словосочетания, предложения (жукчат ручейки, жалобко)замяукал котёнок.
II. Ошибки на уровне слова.
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку (вкармане, при летели, в зяла, с мотри).
- Контаминация (лептбау – лепят бабу, блзм – была зима).
- Нарушение функции словообразования (лёдик, ногища, медведин, медведий хвост).
III. Ошибки на уровне предложения.
- Отсутствие обозначения границ предложений: заглавных букв и точек.
- Аграмматизмы – нарушение связи слов в предложении (на ветки деревьях, упал с санкох, большая белая пятно, Саша и Лена собираитцветы.Дети сидели на большими стулья).
С помощью такой дифференциации ошибок учитель сам может выявить детей, требующих логопедической помощи.
Поэтому, наша цель при подготовке к школе это - формирование у дошкольника речевых умений и навыков, необходимых для овладения грамотой и становления всей учебной деятельности. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.
Принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка с речевой патологией к обучению в школе, реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития речи ребёнка, а также нацеленности коррекционно-обучающих технологий на развитие познавательной активности, речевых способностей, коммуникативности, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования. Принцип преемственности исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании.
Для нас преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Дорогие коллеги, помните, будущее детей в наших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями
Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...
Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.
В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Консультативный материал для педагогов ДОУ - Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
выступление на семинаре...
Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...
Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий...