Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
консультация на тему
Консультативный материал для педагогов ДОУ - Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий»
В соответствии с законом об образовании РФ дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
С введением ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Так наша деятельность, как дошкольного образовательного учреждения призвана смягчить переход ребенка из детского сада или из семьи в школу. Но это вовсе не должно превратиться в натаскивание детей на материал первого класса. Главной целью предшкольного образования является выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие года.
Важным условием для успешной адаптации детей к школьному обучению, по нашему мнению, является наличие той самой преемственности в использовании педагогических технологий. Тех, технологий, которые позволяют достичь таких результатов в обучении и воспитании воспитанников, с которыми наши выпускники с легкостью вступают в школьную жизнь.
Что же такое педагогические технологии?
Педагогическая технология (Б. Т. Лихачёв): это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе - «Я сам учусь, а не меня учат!» и отношение к ребенку взрослых - «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, мы выделяем следующие:
Здоровьесберегающие педагогические технологии - это воспитание валеологической культуры и культуры здоровья дошкольников, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. В комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие и хорошую физическую готовность к школе. Эти технологии включают в себя утренние встречи детей на улице, разного вида игры, динамические паузы, релаксация, гимнастики (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.,), гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая; это физкультурные занятия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки про здоровье». Для сохранения здоровья детям – школьникам, учителя начальных классов также применяют данные технологии здоровьесбережения и в учебном процессе – во время урока дети делают динамические паузы, физкультминутки, расслабляющие массажи шеи, кистей…
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Для достижения наилучшего результата в данной технологии, нами соблюдаются следующие условия:
создание разносторонней развивающей предметно – пространственной среды – благоприятного психологического климата, для возможности детей реализовать себя;
накопление банка данных о формирующемся у детей ин¬дивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития детей.
В процессе изучения таких индивидуальных карт развития каждого ребенка у учителя появляется возможность выстроить основу для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.
Технологии проектной деятельности - это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.). В нашем учреждении данная технология давно и активно используется педагогами. С детьми организуются и проводятся как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Тематика проектной деятельности чаще всего задается самими детьми, когда они начинают задавать интересные вопросы, ставить перед собой проблемные ситуации.
Так в течение последних двух лет старшая и подготовительная к школе группы прошли через такие проекты, как: «Чем знаменито Дымково?» - целью которого было - организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности; с целью воспитания нравственных качеств, патриотических чувств проведен проект «Моя малая Родина»; в рамках подготовки к обучению в школе в подготовительной группе проведен проект «Здравствуй школа!»; с целью воспитания любви и уважения к литературному творчеству, проведен проект «Моя любимая книга». Почти каждый проект был проведен с привлечением школы – приглашали учителя, ходили в школу на экскурсии, посещали школьную библиотеку.
Основные задачи проектной деятельности направлены на формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Все эти задачи являются основополагающими для детей, готовящихся к обучению в школе.
Технологии исследовательской деятельности – эта модель исследовательских технологий, которая совпадает с моделью научного исследования. При организации работы в данной технологии воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Игровые технологии – эта деятельность строится как целостный процесс, охватывающий определенную часть образовательного процесса и объединенный общим содержанием.
Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»:
* «Портфолио дошкольника» - индивидуальные образовательные достижения - это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и само презентации личных достижений ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много.
* «Портфолио педагога» - все мы знаем, что современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого- педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Информационно - коммуникативные технологии:
* «Информационные технологии» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.
* «Коммуникационные технологии» – определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
В нашем учреждении ИКТ педагоги используют не только в отношении детей, но и в отношении себя. Мы называем эту технологию – «Сайтостроение» - один из основных способов получения информации. У каждого педагога есть собственный сайт. Благодаря созданным сайтам происходит:
развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством общения на страницах сайта;
информирование родителей о развитии и воспитании детей, о деятельности ДОУ;
педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи);
непосредственный обмен видео-фото-материалами на страницах сайта.
Интерактивные игры для детей в ДОУ.
Педагоги нашего детского сада начинают постепенно овладевать элементами компьютерной грамотности. Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязательно проходить специальные курсы. В сети Интернет масса сайтов, которые научат вас работать с доской, поскольку такая доска уже стала постоянным атрибутом всех классов наших школ и каждый учитель применяет возможности доски почти на каждом уроке.
Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:
развитие познавательной и творческой активности детей;
формирование готовности ребенка к школьному обучению;
овладение навыками работы с интерактивной доской.
Интерактивная доска позволяет:
показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;
в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;
привлечь внимание детей движением, мультипликацией, звуком;
способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
И в заключении, хотелось бы сказать - грамотное использование современных педагогических технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, успешно готовить их к школе, способствует широкому раскрытию способностей и активизации умственной деятельности дошкольников.
Список литературы:
1. Дергунская В. А. - «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3
2. Материал с сайта www.deti-club.ru
3. О.В. Дыбина. – Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста / Тольятти:ТГУ, 2009 Современные педагогические технологии
4. Сивцова А. М. - Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.
5. Хабарова Т. В. - Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб ООО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
выступление на семинаре...
Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...
Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий...
Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...
Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».
Опыт работы на тему:«Образовательное пространство в рамках преемственн...
Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...