Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Родничок»
Выступление по теме:
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Воспитатель
первой квалификационной категории
Михалькевич Ольга Викторовна
п. Ушаково
2018 год
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Тема моего выступления - «Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В соответствии с законом об образовании РФ дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.
Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка, который знаменует собой начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
С реализацией ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. Что касается наших выпускников, то не все дошкольники идут в 1 класс нашей школы, что затормаживает преемственность.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Так наша деятельность, как дошкольного образовательного учреждения призвана смягчить переход ребенка из детского сада или из семьи в школу.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников в школу - «День знаний», «Последний звонок», где имеют возможность присутствовать на линейке, посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками, знакомятся с основными помещениями школы. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят. С детьми провожу беседы о школе, учителях, рассматриваем школьные принадлежности, разгадываем загадки о них. Особую роль отвожу игровой деятельности через развивающие игры и упражнения на школьную тематику. Выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Неповторимые эмоции получают дети от совместного взаимодействия со школьниками. Были проведены такие совместные мероприятия: выступление школьников со сценкой «Спор овощей», драматизация басни Крылова «Стрекоза и муравей», праздник «Люблю тебя, мой край янтарный, большой России малый островок», Масленица, «Рождественские колядки», при участии Ушаковской модельной библиотеки в нашей школе состоялись встречи с калининградскими писательницами Ларисой Прибрежной и Ириной Мотковой. Наши дети принимали участие в осеннем празднике в Яблоневской школе.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Советы родителям будущих первоклассников”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность”; проводятся родительские собрания, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы.
Важным условием для успешной адаптации детей к школьному обучению, является наличие преемственности в использовании педагогических технологий в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). Тех технологий, которые позволяют достичь таких результатов в обучении и воспитании воспитанников, с которыми наши выпускники с легкостью вступают в школьную жизнь.
Что же такое педагогические технологии?
Педагогическая технология (Б. Т. Лихачёв): это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе - «Я сам учусь, а не меня учат!» и отношение к ребенку взрослых - «Не рядом, не над ним, а вместе!»
Среди выбираемых технологий приоритет как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, мы выделяем следующие:
Здоровьесберегающие педагогические технологии - это воспитание валеологической культуры и культуры здоровья дошкольников, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. В комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие и хорошую физическую готовность к школе.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья – стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация гимнастика (корригирующая, ортопедическая пальчиковая, для глаз, дыхательная и др).
Технологии обучения здоровому образу жизни - физкультурные занятия, игротренинги, игро - терапия, коммуникативные игры, занятия «Уроки здоровья», точечный самомассаж.
Коррекционные технологии - технологии музыкального воздействия, арт-терапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.
В нашем дошкольном учреждении оборудован спортивный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает интерес к физической культуре. Приемы здоровьесберегающих технологий используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: в организованной образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Ежедневно с детьми провожу утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами. В группе имеются пособия для профилактики плоскостопия. В своей работе использую такие виды здоровьесберегающих технологий: утренние встречи детей на улице в тёплое время года, разные виды игр (подвижные, спортивные), динамические паузы, релаксация, гимнастики (пальчиковая, для глаз, дыхательная, гимнастика после сна), самомассаж, физкультминутки, физкультурные занятия, занятия «Уроки про здоровье», проведение дней здоровья, спортивных праздников и досугов.
В группе имеется картотека гимнастик, игр, аудио и видео пособия для проведения гимнастик. В приёмной размещаю информацию для родителей по вопросам здоровьесбережения. Приобщаю родителей к участию в спортивных праздниках.
Для сохранения здоровья детям – школьникам, учителя начальных классов также применяют данные технологии здоровьесбережения и в учебном процессе – во время урока дети делают динамические паузы, физкультминутки, расслабляющие массажи шеи, кистей.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, создание разносторонней развивающей предметно – пространственной среды – благоприятного психологического климата, для возможности детей реализовать себя.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому организуя педагогическую деятельность в нашей группе, прежде всего, проявляю уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему: стремлюсь установить доверительные отношения, поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности, слушаю детей внимательно, разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз». В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Самостоятельную и свободную деятельность организую, не ограничивая естественный шум в группе. В ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные особенности детей, их возможности и интересы. Откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину, и прошу подождать.
Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности, терпимо отношусь к затруднениям детей, позволяю им действовать в своем темпе, оказываю необходимую помощь и поддержку.
Предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время.
Технологии проектной деятельности - это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.).
В нашем учреждении данная технология давно используется педагогами. С детьми организуются и проводятся как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Основные задачи проектной деятельности направлены на формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Все эти задачи являются основополагающими для детей, готовящихся к обучению в школе. Так в нашей старше - подготовительной группе «Солнышко» в последнее время реализованы такие проекты, как: «Детский сад будущего», «Детская площадка глазами детей» - целью которых было создать условия для развития конструктивной деятельности детей средствами лего - конструкторов в процессе детского проектирования. Эти проекты ребята представляли на муниципальной выставке научно-технического творчества «Юные техники – будущее инновационной России» в гимназии г. Гурьевска. Еще один проект - «Весенний цветок зимой – это возможно». Цель проекта - формирование представлений о выращивании цветов в зимний период времени в условиях детского сада. Вырастить самостоятельно тюльпаны, гиацинты, нарциссы. Ежегодно реализуем проект «Огород на подоконнике». Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе. Проект «Я хочу в школу» был реализован с целью формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения, снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой, повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки. В преддверии празднования Дня Победы с детьми был реализован проект «Этот День Победы», цель
которого воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. Так же были реализованы такие проекты «Наша красавица Ёлка», «Мама – самый дорогой человек на свете», «Мы здоровье сбережём».
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Технологии исследовательской деятельности – эта модель исследовательских технологий, которая совпадает с моделью научного исследования. При организации работы в данной технологии воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды.
В уголке природы организовала мини-лабораторию, в которой в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
Здесь также размещены детские с энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская литература, дидактические игры, создала картотеку опытов.
Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, потом эти растения высаживаем на клумбу и огород. дополняем уголок природы комнатными растениями. Привлекая детей в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности. Для фиксации наблюдений использую календарь природы.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты. Элементарные эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой и неживой природы, которые можно проводить в групповой комнате на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка, группы детей, коллективную работу. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Не остаются в стороне от экспериментальной работы и родители моих воспитанников. Родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на прогулках.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для информирования родителей были оформлены информационные материалы по темам: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой».
Игровые технологии – эта деятельность строится как целостный процесс, охватывающий определенную часть образовательного процесса и объединенный общим содержанием. Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей. В процессе применения игровых технологий у дошкольников развивается внимание, память, мышление, развитие речи, коммуникативные и познавательные способности детей.
Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным.
В работе с детьми использую печатные настольные игры: лото, домино, головоломки. Так же в своей работе применяю элементы игровой технологии Никитиных. Это развивающие игры «Сложи узор», «Уникуб» представляют собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков.
Дидактические материалы «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» широко применяются в образовательной области «Познавательное развитие». Они помогают ребенку научиться различать расположение предметов в пространстве, осознать математические понятия сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества, осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка, освоить навыки – сложение и вычитание.
Использую в своей работе дидактические игры Воскобовича. Это «Квадрат Воскобовича», «Волшебная восьмёрка», «Счетовозик». Эти игры учат конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у ребенка элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а
вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.
Информационно - коммуникативные технологии:
«Информационные технологии» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.
«Коммуникационные технологии» – определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникативные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и мы уже не можем представить себе жизни без них. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ мы делим на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Я стараюсь активно использовать современные информационно-коммуникационные технологий, что позволяет мне в доступной и привлекательной и игровой форме донести новые знания до детей, родителей. Ко мне всегда обращаются мои коллеги за помощью, и я стараюсь всегда им помочь и научить чему-то новому, подсказать, что-то. Вся документация оформлена в электронном виде. Мною был создан персональный сайт, благодаря которому происходит развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством общения на страницах сайта, информирование родителей о развитии и воспитании детей, о деятельности ДОУ; педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи); непосредственный обмен видео-фото-материалами на страницах сайта.
ИКТ открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы. Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы по программе ДОУ, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу, лабиринты для развития мелкой моторики, что развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, позволяют сделать ОД более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений, что способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
В нашей группе имеется интерактивная доска, работа с ней позволяет показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, в доступной форме, ярко, образно, преподнести
дошкольникам материал, привлечь внимание детей движением, мультипликацией, звуком, способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов, поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. В своей работе использую программы для интерактивной доски «Дошколка».
И в заключении, хотелось бы сказать - грамотное использование современных педагогических технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, успешно готовить их к школе, способствует широкому раскрытию способностей и активизации умственной деятельности дошкольников.
Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Консультативный материал для педагогов ДОУ - Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...
Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...
Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий...
Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...
Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».
Опыт работы на тему:«Образовательное пространство в рамках преемственн...
Выступление на педагогическом совете перед педагогами ДОУ. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Проблема преемственности во все времена являлась одной из самых насущных и важных проблем в образовании. Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выр...