Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Конотопченко Светлана Алексеевна

Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются  актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образовательными потребностями" и сопровождению процесса подготовки к школе в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - д/с № 6 г.Нового Оскола Белгородской области».

На районном методическом объединении

педагогов - психологов

Доклад

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными

потребностями

Конотопченко Светланы Алексеевны педагога - психолога Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №6 г. Нового Оскола Белгородской области»

г. Новый Оскол 2012 год

     

 Начало школьного обучения — это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Однако это и переломный момент, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.

Современная жизнь задает высокую планку образованию. И, как следствие, школа предъявляет высокие требования к ребенку.

В число учеников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни, попадают дети, имеющие как низкий уровень интеллектуальной готовности, и такую категорию детей мы в настоящее время относим к "детям с особыми образовательными потребностями". Это дети, у которых наряду с общими для всех детей образовательными потребностями есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

В условиях специального обучения нуждаются дети с сенсорными нарушениями, речевыми нарушениями, часто болеющие дети, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройствами        эмоционально-волевой        сферы,        глубокими

интеллектуальными нарушениями, и другими.

Образование ребенка с особыми образовательными потребностями рассматривается не только как подготовка к жизни, но и как часть культуры, способная помочь выпускнику школы совершенствовать свои общекультурные и профессиональные знания, умения и навыки, не прерывать свое образование на протяжении всей жизни.

Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, в повышении тревожности, ухудшении состояния здоровья. А ведь многих этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.

В настоящее время в нашем ДОУ обеспечение приемственности дошкольного и начального образования детей старшего дошкольного возрас-

та с образовательными потребностями при систематическом обучении детей выглядит следующим образом.

С детьми старших и подготовительных к школе групп в течение учебного года проводим занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов. Также проводим занятия по развитию эмоционально- волевой и коммуникативной сфер, физкультурно-оздоровительную работу.

В начале учебного года проводим предварительную диагностику готовности детей подготовительных к школе групп к систематическому школьному обучению с целью выяснения актуального уровня развития у детей школьно-значимых функций, для выявления детей, еще не готовых к школе. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и групповую), а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации.

В апреле—мае мы проводим динамическую диагностику готовности к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно- развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, мы формируем коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах направлены на: развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); овладение способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы; развитие перцептивно-моторных функций, а также произвольности поведения и деятельности.

Свою работу строим на основе развивающих игр. Задания одного занятия связаны общей темой, героем или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр

по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей. Каждое занятие включает в себя разминочные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас; логические; с правилами; развивающие внимание и память: развивающие мелкую и крупную моторику; развивающие фонематический слух), психогимнастические, релаксационные упражнения, работу в тетрадях. В коррекционные занятия с детьми логопедических групп включаются еще и дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Современные дети находятся под воздействием ряда факторов, негативно сказывающихся на психологическом здоровье. В практике нередки случаи, когда дети, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, испытывали серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое). Следовательно, в работу по подготовке детей к школьному обучению включаем специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Большое значение отводим индивидуальным встречам с родителями "детей с особыми образовательными потребностями" будущих первоклассников, назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций мы освещаем итоги диагностики конкретного малыша; даем родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии; если есть на то причины, советуем обратиться к другим специалистам (нейропсихологу, дефектологу психоневрологу); помогаем определиться с выбором программы обучения в школе; готовим родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечаем стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития.

На родительских собраниях в подготовительных группах мы выступает с докладами, обсуждает с родителями теоретические аспекты данного вопроса (психологические особенности старшего дошкольника; компоненты школьной зрелости; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения и т. д.). Также проводим тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку «Советы психолога», разрабатываются памятки для родителей.

Выступаем на советах педагогов, семинарах, проводим тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников освещаем точки зрения различных ученых по этому вопросу, помещаем информацию по подготовке к школе на стенд. Проводим индивидуальное консультирование педагогов в ходе которых дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми в соответствии с их особенностями развития, решаются вопросы, интересующие педагога.

Коллектив ДОУ работает в тесной связи с ближайшей школой СОШ №1 и другими учебными заведениями. Выпускники коррекционных и общеразвивающих групп успешно обучаются в массовых школах, легко усваивают программный материал.

Проводим встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогом-психологом, на которых обсуждаем индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Актуальность работы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с «особыми образовательными потребностями» и сопровождению процесса подготовки к школе в современных условиях очевидна, она приносит положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование детей с особыми образовательными потребностями. Первые шаги к легоконструированию

Краткая аннотация работы: предлагаемый опыт работы направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных спос...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями ...

Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...