Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме
В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальной площадкой районного уровня по теме: «Компетентностный подход как условие обеспечения преемственности в непрерывном воспитании дошкольника: семья, дошкольное учреждение, начальная школа». В эксперименте принимали участие 2 группы д/с старшего дошкольного возраста, а так же учителя начальных классов близлежащих школ. В статье отражены некоторые аспекты работы над темой, даются методические рекомендации, предлагаются формы работы. Большое внимание уделено причинам возникновения конфликтов между педагогами и родителями и умению их разрешить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка: "Методические рекомендации для педагогических кадров" | 60.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Забадыкина Е.В.
Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.
Много надежд, и волнений связывают дети, родители и воспитатели детского сада с переходом в школу. Это начало нового этапа в жизни ребенка, а взрослые держат своеобразный экзамен — именно за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети добиваются успеха, и разочарование, если ребенок начинает отставать в учебе.
В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного образования — всестороннее развитие личности ребенка, а задача начальной школы принять детей так, чтобы переход от дошкольного к младшему школьному возрасту был безболезненным.
Особое внимание в системе «семья – детский сад – школа» необходимо уделять работе с родителями – именно родители основные проводники ребёнка в школьную жизнь.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Характер и ценности ребёнка зависят, прежде всего, от внутрисемейных отношений, компетентности родителей. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помочь родителям не допустить ошибок в воспитании.
Поскольку в детском саду контакт с родителями очень тесный, ежедневные встречи и взаимное сотрудничество позволяют достичь хороших результатов. Современные родители образованы, через интернет имеют широкий доступ к научно-методической литературе. Однако, высокая эрудированность и информированность родителей ещё не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. На практике, многие родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов. Оказать такую помощь обязан воспитатель, поэтому каждому педагогу ДОУ необходимо постичь азы грамотного общения с родителями.
Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Воспитатель – это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.
Родитель – это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. В работе с семьей, прежде всего, необходимо учитывать современные тенденции – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель" и требует особых усилий от педагогического коллектива. В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.
Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогами: диалог, умение отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка. Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Проведенное в ДОУ анкетирование показало, что многие и даже достаточно опытные, педагоги испытывают неуверенность в общении с родителями, не ощущают свою позицию как авторитетную. Связано это с тем, что многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенности работы педагога. Существуют различные ошибочные представления: детский сад-место, где только присматривают за ребенком, детский сад - плацдарм для старта в школу, воспитатель - человек, не нашедший места в жизни. Такие точки зрения не способствуют налаживанию контактов между родителями и педагогами.
Сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии "воспитатель". Но нужно еще время и усилия, чтобы родители и воспитатели до конца осознали собственные позиции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на "воспитание" родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым.
Другая причина затруднений в общении, что педагоги не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю. Есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми или не понятыми вовсе. Воспитатель один, а родителей много. Педагогу трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: "Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя". При этом воспитатели вызывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними. Ведь, в целом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодействия с родителями для наилучшего развития детей.
Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально, разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мамам в полной мере реализовывать свое право на информированность о воспитательном процессе в ДОУ и на обращение за советом к специалистам.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои знания.
Все это приводит к необходимости серьезной работы в области подготовки воспитателей ДОУ к грамотному общению с родителями. Основными задачами данного направления работы являются:
- развитие и коррекция установок, обеспечивающих успешность общения педагогов с родителями воспитанников;
- формирование способностей к адекватной оценке себя в общении с родителями;
- пополнение знаний из области семейной педагогики, психологии общения;
- развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
- выработка практических навыков эффективного взаимодействия с родителями;
- овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;
- изучение способов грамотного решения конфликтных ситуаций;
- проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении с родителями.
Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начинай меняться сам.
Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: "Детский сад – семье" – процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи: "Семья – детскому саду" – процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно - образовательный процесс детского сада.
Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Поэтому педагогу необходимо:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основными принципами взаимодействия работы с родителями должны быть:
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход в работе с родителями;
- сотрудничество, а не наставничество;
- серьезная подготовка к любому совместному мероприятию;
- динамичность;
- систематичность проводимой работы.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Систематичность
Только систематический подход в работе с родителями приведёт к желаемым результатам. Разрозненные, не объединённые общей идеей, мероприятия не принесут успеха. Должен быть составлен чёткий перспективный план работы на год, корректирующийся в течение месяца, с учётом возникающих интересов, проблем, потребностей.
Уважаемые педагоги! При общении с родителями помните:
Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания – «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Некую сдержанность в общении с родителями воспитатель проявляет из-за страхов возникновения конфликтов, ошибочно считая, что чем меньше общаешься, тем ниже риск появления противоречий. К сожалению, полностью избежать конфликтных ситуаций, практически невозможно. И ограничение общения не является гарантией избежать конфликтов, но если следовать советам психологов, можно свести их к минимуму.
Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.
Старинная английская игра (можно провести на педагогическом совете, родительском собрании)
Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Ведущий заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем).
Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Обсуждение: После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, ведущий задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить ведущего в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).
Далее ведущий предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? » (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.). В каком случае, было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте)?
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания;
• плохо следят за ребенком (не вытерли нос, не переодели грязную футболку, не завязали шарф, плохо просушена одежда после прогулки и т.д.);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали).
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают вовремя оплатить квитанции;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в д/с совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня);
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
• возникновение конфликта (появление противоречий)
• осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной
• конфликтное поведение
• исход конфликта
Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? »
Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Положительные и отрицательные стороны конфликтов.
Положительные:
• получение социального опыта
• нормализация морального состояния
• получение новой информации
• разрядка напряжённости
• помогает прояснить отношения
• стимулирует позитивные изменения.
Отрицательные:
• настроение враждебности
• ухудшение социального самочувствия
• формализация общения
• умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• эмоциональные затраты
• ухудшение здоровья
• снижение работоспособности.
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Упражнение «Яблоко и червячок».
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций
Конкуренция (соревнование) – предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) – характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество - является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь вспомните ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций. Например:
«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование;
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание;
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс;
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление;
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.
Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.
Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов поможет ряд упражнений.
Упражнение «Ваши предложения».
Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.
Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.
Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.
Упражнение «Список претензий к родителям».
Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.
Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.
Упражнение «Желаю Вам…».
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Психологическая зарядка.
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации.
Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов – интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла)? ", это поможет избежать умственных барьеров.
Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
В минуты торжества над соперником дайте ему возможность » спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.
Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.
Краткий курс доброжелательных отношений.
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину грозятся добиться выговора, а лучше сразу увольнения нерадивого воспитателя, который никогда не полюбит их ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, только чуткое, терпеливое и грамотное отношение к родителям изменит их взгляд на детский сад.
Основные направления взаимодействия с семьёй.
Можно разделить на информационно – аналитические, познавательные, досуговые, наглядно – информационные.
Информационно – аналитические:
анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик».
Познавательные:
семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.
Досуговые:
совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Наглядно-информационные:
дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка «Добрых дел».
Родительские собрания нетрадиционной формы.
«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что бы воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание: «Психологические особенности детей 6 лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис 7лет. Воспитатель дает понятия – кризиса семи лет, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает родителям поделиться, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини - тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребёнка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце отбираются наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, детское упрямство. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или «Разнос». Этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается выбор путей реализации цели.
«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или идеальный педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители делают запись наиболее важных, по их мнению моментов. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах». При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
«Мини - эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития. «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее» - А. В. Сухомлинский. Необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Что же такое преемственность? Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Вот тот минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Комплексная подготовка детей к школе, определяется разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
Ребенок не пассивный слушатель, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
На занятиях дети должны общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, а не механически отвечать на вопросы после поднятия руки.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
- диагностика и коррекция развития детей;
- планирование совместных со школой мероприятий;
- анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ (отслеживание успеваемости выпускников за все годы начальной школы и сравнение с результатами диагностики в детском саду).
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;
• совместные праздники, проекты.
2. Взаимодействие педагогов:
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, мастер классы;
• совместные родительские собрания, дни открытых дверей.
Основные формы работы со школой: совместные семинары, которые включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у детей интерес, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Работа с родителями дошкольников должна вестись совместно (ДС, школа) на протяжении всего учебного выпускного года. Необходимо провести родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей. Воспитатели, учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, имеющие более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Обозначив и осознав данную проблему, рекомендую педагогам выпускных групп вести «Карту индивидуального развития» каждого ребёнка, разработанную коллективом ДОУ. Эти карты позволят учителю начальной школы быстрее подобрать индивидуальные формы работы к каждому первокласснику, что способствует облегчению адаптации детей.
Подводя итог вышесказанному, можно утвердительно сказать, что наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи, детского сада, и начальной школы, по всем аспектам вопроса. Стандарты ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не только ребёнок должен быть готов к школе, к школе должны быть готовы родители, и сама школа должна быть готова к ребёнку».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
Родительские собрания в детском саду. Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2011.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Москва, 2006 .
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 .
Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001.
О.Л. Зверева, Т.В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
О.В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М., 2005
Т.Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
Н.А. Алексеев «Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения». Изд. «Факел», Челябинск, 1995.
О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. «Дети, в школу собирайтесь! Книга для родителей и воспитателей детского сада». Просвещение, учебная литература, М., 1996.
Зак А.З. «Поиск девятого: игры на поиск закономерностей для детей 6- 10 лет». НПО "Перспектива", М., 1993.
Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1995.
Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации.Санкт-Петербургский гос. университет пед. мастерства; Э.Д. Фокина, М.В. Базулько, Л.П. Астракова, Н.Г. Лозинина.- СПб, 1995.
Л.А. Венгер «Психолог в детском саду». РАО, М.: ИНТОР, 1995.
Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? Составители М.Н. Ильина и др.- СПб.: "Дельта", 2008.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Гринго, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сотрудничество детского сада с семьёй
формы работы с семьёй...
"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...
Методические рекомендации для старших воспитателей и методистов детских садов по теме: "Развитие понимания законов сохранения у детей старшего дошкольного возраста"
Данные методические рекомендации нацелены на то, чтобы познакомить педагогов и методистов детских садов с темой "Закон сохранения", с тем, как дети старшего дошкольного возраста понимают ...
Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...
Преемственность в системе дошкольного и начального общего образования: факты, проблемы, условия реализации.
В современных условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, профессионального стандарта учителя возрастает значимость организа...
Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования
в данном материале раскрываются проблемы преемственности ДОУ и начальной школы...
Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»
В.А.Сухомлинский«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется ...