Программа дополнительного образования детей с использованием ИКТ «Чудеса на песке».
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике (старшая группа)
В этой программе расскрыты современные методики работы над психоэмоциональным состоянием детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Песочная терапия | 53.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей с использованием ИКТ «Чудеса на песке».
Автор – составитель: Сефиханова Ирина Кафлановна, педагог-психолог МБДОУ №56 «Искорка» г. Сургут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Современный ребенок сталкивается с проблемами нехватки пространства для выражения всех тех импульсов и переживаний, которые зарождаются внутри него. Ведь именно они являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к неврозам, срывам, замыканию в себе.
Таким естественным пространством для выражения своих эмоций, страхов, переживаний, обид, злости и мечты является – песочница.
Данная программа имеет психокоррекционную, развивающую направленность. Она рекомендована для педагогов- психологов, воспитателей ДОУ и родителей.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Актуальность программы определяется реализованным подходом к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы iSandBOX. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает большой образовательный и воспитательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
- Во - первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во - вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- В - третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
- В – четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Данная программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного
периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
В ходе реализации образовательной программы необходимо руководствоваться
следующими общими принципами:
1 Принцип динамичности: от простого к сложному;
2 Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;
3 Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;
4 Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.
А так же необходимо соблюдать специальные принципы организации игр на песке:
1 Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.
2 "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3 Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
В процессе реализации программы необходимо дать возможность детям общаться друг с другом и взрослым, возможность обмениваться впечатлениями, проговаривать, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их социального, коммуникативного опыта.
Данная программа направлена на достижение целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
Цель программы: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков
самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Задачи:
- Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
- Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- Способствовать развитию мелкой моторики и речи;
- Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
- Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
- Сформировать навыки умения слушать говорящего.
Программа рассчитана на 1 год реализации, примерно на 34 занятия. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 30 мин и периодичность 1 раз в неделю. Занятия проводятся с малой развивающей подгруппой 34 человека, так и в индивидуальной коррекционной форме. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Целевая группа: занятия ориентированы на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.
Основное содержание групповых занятий:
Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.
Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.
Программа направлена на преодоление стрессовых состояний у детей, развитие эмоциональной сферы личности, психокоррекцию, поддержание психологического здоровья. Ожидаемые результаты:
- Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
- У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастит желание экспериментировать.
- Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
- Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
- Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
- Ребенок способен слушать своего собеседника.
Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса используются следующие виды мониторинга:
- Вводный (сентябрь)
- Текущий (в течение всего учебного года)
- Промежуточный (январь)
- Итоговый (май)
Для оценки эффективности используются программа мониторинга (приложение 2), включающая следующие психологические диагностические методы:
- Метод наблюдения,
- Цветовой тест Люшера,
- Методика самооценки «Лесенка»,
- Дневник воспитателей
- Тесты
Форма подведения итогов:
- Фотовыставки
- Показ открытых занятий
- Портфолио успешности (приложение 1)
- Видеофильмы, сказки
Приоритетной образовательной областью данной программы является познавательное развитие, которая реализуется в интеграции с другими образовательными областями.
Характеристика возрастных особенностей детей
Приблизительно с трех лет продолжается социализация ребенка. Следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Можно упрощенно сказать, что на базе отношений с миром вещей происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Главной интеллектуальной функцией в дошкольном возрасте оказывается речь: начинается активное развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитие ребенка. Происходит накопление словарного запаса (активный словарь трехлетнего ребенка содержит около 1200 слов, шестилетнего - 3000-5000 слов). Речь поначалу ситуативная, недостаточна для рассказа о каких-либо событиях, затем развивается контекстная речь, когда говорящий может представить последовательность событий, выразить отношение к ним, сам не принимая участия в описываемых событиях. Последней появляется объяснительная речь, возможность передачи информации. Уровень развития речи дошкольника очень сильно зависит от того, насколько этому уделяется внимание дома, находят ли родители время на разговоры с ребенком, описывают ли свои и его действия, побуждают ли говорить, играют ли с ребенком в речевые игры.
Для дошкольника характерен уровень регуляции психики на уровне представлений; представления же являются базой для развития воображения. Продолжает развиваться восприятие: появляются его целостность и структурность (целостность восприятия - свойство, позволяющее воспринимать предмет как единое целое, независимо от свойств входящих в него частей и элементов; структурность - свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные части и элементы в единое целое).
В дошкольном возрасте происходит формирование пространственной ориентации: к 4-5 годам у детей почти нет ошибок в определении направления в пространстве, они правильно употребляют предлоги на, внутри, за, перед, возле и т.п. В дошкольном возрасте
развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание.
Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще не сформировано.
Формируется характер дошкольника и его направленность. (Характер - система отношений к самому себе, к людям, к предметному миру. В дошкольном возрасте еще неустойчив, устойчивость формируется в подростковом возрасте.
Направленность личности - система желаний, потребностей, увлечений, мотиваций. Сензитивный период для формирования направленности - до 5 лет.) Самооценка дошкольника обычно несколько завышена, это нормально.
Формируется воля - сознательное сохранение напряжения для достижения поставленной цели. Успешный опыт позволяет ребенку ставить перед собой цели и задачи, требующие длительного напряжения, длительный неуспех, напротив, препятствует развитию волевых качеств.
УЧЕБНО-ТЕМАМИЧЕСКИЙ ПЛАН
для детей 3-4 лет
№ п/п | Разделы и темы занятий | Количество занятий | Часы (мин) | |
теория | практика | |||
1 | Вводная часть | 2 | 20 | 40 |
1.1 | Знакомство с чудесным песком и правилом обращения с ним | 1 | 10 | 20 |
1.2 | Свойства чудесного песка | 1 | 10 | 20 |
2 | Животные | 6 | 60 | 120 |
2.1 | Кто где живет? | 1 | 10 | 20 |
2.2 | Домашние животные | 1 | 10 | 20 |
2.3 | Хищные животные | 1 | 10 | 20 |
2.4 | Животные и времена года | 1 | 10 | 20 |
2.5 | Зоопарк | 1 | 10 | 20 |
2.6 | «По следам неведомых зверей» | 1 | 10 | 20 |
3 | Цифры и счет | 6 | 60 | 120 |
3.1 | Цифра 1 | 1 | 10 | 20 |
3.2 | Цифра 2 | 1 | 10 | 20 |
3.3 | Цифра 3 | 1 | 10 | 20 |
3.4 | Цифра 4 | 1 | 10 | 20 |
3.5 | Цифра 5 | 1 | 10 | 20 |
3.6 | Закрепление счета до 5 и цифр по порядку | 1 | 10 | 20 |
4 | Времена суток | 3 | 25 | 65 |
4.1 | День | 1 | 10 | 20 |
4.2 | Ночь | 1 | 10 | 20 |
4.3 | Закрепление понятия день и ночь | 1 | 5 | 25 |
5 | Цвета | 7 | 70 | 140 |
5.1 | Закрепление основных цветов и оттенков | 1 | 10 | 20 |
5.2 | Изучение (повторение) составных цветов | 1 | 10 | 20 |
5.3 | Насекомые | 1 | 10 | 20 |
5.4 | Радужные цветы | 1 | 10 | 20 |
5.5 | Космические приключения | 1 | 10 | 20 |
5.6 | Портрет друга | 1 | 10 | 20 |
5.7 | Закрепление цветов + релаксация | 1 | 10 | 20 |
6 | Вулканы | 6 | 65 | 115 |
6.1 | Вулкан- великан | 1 | 15 | 15 |
6.2 | Остров вулканов | 2 | 20 | 40 |
6.3 | Вулканы и животные живущие по соседству | 2 | 20 | 40 |
6.4 | Закрепление понятий о вулкане и его строении | 1 | 10 | 20 |
7 | В царстве морских обитателей | 4 | 40 | 80 |
7.1 | В гостях у Золотой рыбки | 1 | 10 | 20 |
7.2 | «На поиски сокровища» | 1 | 10 | 20 |
7.3 | Приключения маленьких рыбок | 1 | 10 | 20 |
7.4 | Зазеркалье | 1 | 10 | 20 |
ИТОГО | 34 | |||
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Знакомство с чудесным песком и правилом поведения с ним. | 2 | 1 | 1 |
2 | Свойства чудесного песка. | 1 | - | 1 |
3 | Путешествие в Страну Гласных звуков: «Знакомство со звуком А» | 1 | - | 1 |
4 | «Знакомство со звуком О» | 1 | - | 1 |
5 | «Знакомство со звуком У» | 1 | - | 1 |
6 | «Знакомство со звуком Е» | 1 | - | 1 |
7 | «Знакомство со звуком Ё» | 1 | - | 1 |
8 | «Знакомство со звуком И» | 1 | - | 1 |
9 | «Знакомство со звуком Э» | 1 | - | 1 |
10 | «Знакомство со звуком Ю» | 1 | - | 1 |
11 | «Знакомство со звуком Я» | 1 | - | 1 |
12 | «Знакомство со звуком Ы» | 1 | - | 1 |
13 | Закрепление знаний о гласных звуках | 2 | 1 | 1 |
14 | «Грамматеи в Песочной стране» | 1 | - | 1 |
15 | «Веселые зверюшки» | 2 | 1 | 1 |
16 | «Отгадай-ка» | 1 | - | 1 |
17 | «Назови одним словом» | 1 | - | 1 |
18 | «Волшебники на сказочной полянке» | 1 | - | 1 |
19 | «Хотим все знать» | 2 | 1 | 1 |
20 | «Воздушные шарики» | 1 | - | 1 |
24 | 4 | 20 |
УЧЕБНО-ТЕМАМИЧЕСКИЙ ПЛАН
для детей 5-7 лет
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, можем использовать интерактивную песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Основное содержание групповых занятий:
Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.
Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.
Виды детской деятельности | Интеграция образовательных областей | Цели и задачи | Игры, игровые упражнения |
Игровая деятельность | Социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; | Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения; Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие; Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке. В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность. | «Песочный детский сад», «Игра на пианино», «Отпечатки», «Следы» и др. |
Эмоционально - волевое | Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; | Влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия; Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов; Развивать умение слушать и слышать друг друга. | «Отпечатки наших рук», «Чудесный мешочек», «Норки для мышки», «Песочный детский сад» ,«Победитель злости», «Бусы для мамы» и др. |
Сенсомоторное | Познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие. | Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения; Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое; Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве); Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия; Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами. | «Волшебные отпечатки на песке», «Заборчики», «Я пеку, пеку, пеку», «Следы» и др |
Познавательное развитие ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; | Формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве; Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям; Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных. | «Откопай разгадку» и д |
Развитие речи | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
| «Песочный детский сад», «Мое имя» , «Страна слов» , «Норки для мышки», «Откопай разгадку» и |
Основная идея программы - используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методы и приёмы
- Виды познавательных игр в песке:
- игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
- географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
- фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
- исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
- игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки
через:
- сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
- языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
- дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи) При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.
Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.
Примерная структура занятия:
- Вводная часть занятия в детском саду:
- Особое приветствие.
- Правила работы с песком.
- Основная часть занятия:
- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
- Игры и упражнения, направленные на решение основной образовательной цели занятия
- Заключительная часть занятия:
- Подведение итогов.
- Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
- Ритуал прощания.
- Оргмомент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.
- Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться, не толкаться, обзываться!
И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять!
И друзей не обижать! Так давайте же ребята
Будем весело играть!
Это — мирная страна. Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Начинаем мы друзья?
- Ход занятия в детском саду.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
- Рассказ детям о сказке (путешествии).
Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
- Рефлексия.
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
- Коррекционные занятия
Содержание коррекционных занятий:
- этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка -разогревающие игры и дидактические упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождь», «Узор на песке»)
- этап игр и упражнений с погружением рук в песок («Секретное задание для кротов», «Песочные прятки»)
- этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (Аналогично играм с сухим песком)
- профилактика тревожных состояний (сюжетные игры на песке с использованием игрушек)
Формы и варианты песочной терапии
- Игровые методы
Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.
- С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)
В индивидуальной форме можно диагностировать:
- Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
- Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
- Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
- Потенциальные, ресурсные возможности ( когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
- Способы преодоления трудностей ( взаимопомощь, покровительство, избегание)
- Уровень развития эмоциональной сферы ( анализ чувств, рефлексия)
- Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение
- В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:
- Характер взаимодействия в группе
- Распределение ролей в группе
- Стиль поведения каждого участника группы
- Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)
- В качестве психопрофилактического, развивающего средства
Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию - песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.
- Обучающие игры
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
«Отпечатки наших рук»
С использованием режима интерактивной песочницы «Разноцветный песок», на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
"Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Каким цветом остаются следы от ваших рук? А если сильнее надавить на песок?
Попробуйте:
- по-скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими- либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
- "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем - безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
- "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
- сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
«Что же спрятано в песке?»
Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
«Подземные сокровища»
Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый предварительно нагребает горы и прячет туда мелкие предметы. В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры) и т.п. Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки.
«Откопай разгадку»
Используя режим интерактивной песочницы «Цвета и формы» ребенок «рассекречивает» не только цифры, но туда можно предварительно закопать буквы, геометрические фигуры, картинки с животными, цветами и др.
«Норки для мышки»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Маленькая пекарня»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок», ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Прятки»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» или «Рельеф земли» малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Чудесные превращения»
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
«Разноцветные дорожки»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Печать»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Музыканты»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на краю песочницы. Затем - на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.
«Составь свое имя»
В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бусы для мамочки моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
- Проективные игры
В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек - «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.
«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Материалы и оборудование песочницы
Важная составляющая любой песочницы - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.
Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:
• Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых.
- Фигурки животных - домашних, диких, мифических.
- Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
- Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
- Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
- Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
- Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
- Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
- Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
- Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
- Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки. Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко
объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина - в зависимости от настроя группы и возраста детей.
Для игр с песком можно использовать:
- Традиционные материалы: совочки, формочки, машинки, различные "сокровища", буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами).
- Бросовый материал: пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц
- Приспособления:
«расчески» для песка из пластиковых лотков, «разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».
Литература:
- Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.
- Зинкевич - Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. - 340 с.
- Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
- Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. - 61с.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176.
- Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально - коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. - 122 с.
«Портфолио успешности»
Период | Социально коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Художественно эстетическое развитие |
I (вводный) | |||
II (промежуточный) | |||
III (итоговый) |
А- низкий уровень
В- средний уровень
С – низкий уровень
Мониторинг развития ребенка дошкольного возраста по программе
дополнительного образования детей «Песочная палитра»
№ | Критерии | Методы диагностики |
I. Диагностика уровня развития предметных результатов | ||
1 | Владение предметными знаниями по направлению образовательной деятельности | Авторский тест «Что я знаю о песке?» |
2 | Опыт предметной деятельности | Анализ построек детей из песка и наблюдение педагога за степенью владения опытной деятельностью |
II. Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов | ||
1 | Регулятивный компонент: оценка инициативности, самостоятельности, умения осуществлять контроль работы, её коррекцию. | Наблюдения за деятельностью и общением воспитанников с целью изучения инициативности, самостоятельности, способности контролировать свою работу; цветовой тест Люшера |
2 | Коммуникативный компонент: анализ развития коммуникативных способностей, анализ достигнутого уровня навыков сотрудничества | Методика «Изучение коммуникативных умений» |
3 | Познавательный компонент: диагностика логического мышления; произвольного внимания; памяти. | Методика «Узнай фигуры» |
III. Диагностика уровня достигнутых личностных результатов | ||
1 | Самоопределение детей: анализ самооценки | Тест: «Лесенка» |
2 | Морально - этическая ориентация: определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально- этических проблем, оценки своих поступков | Наблюдение педагога за поведением детей и опрос с целью определения морально - этической ориентации ребенка |
3 | Творческое мышление | Модифицированный тест Дж.Гилфорда (с 5 лет) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
планирование кружка...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей подготовительной группы
подробный план + мониторинг...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа дополнительног образования. Художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес"...
Планирование 2 года обучения по программе дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством рисования песком с использованием метода «Sand Art».
Планирование занятий по развитию творческого мышления....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...