Программа для ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_dlya_rebyonka_s_ovz.docx | 90.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ «Сказка»
МАДОУ «Сказка» _______________ О.В. Ермолина
Протокол №3 от 28.03.2019 г. приказ № от _________
Адаптированная образовательная программа
для ребёнка с ТНР
Ф.И.О ребёнка
Разработчик :
Сейтбагимова Г.К., учитель-логопед
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф.И.О. ребенка ВАНЯ С
Дата рождения 15 мая 2014 г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 8 сентября 2016 г.
Дошкольная группа: средняя группа;
Режим пребывания: группа полного дня;
Сопровождение тьютора: нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, коммуникативной деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
В логопункте ДОУ достаточно пространства для свободного передвижения ребёнка, а также выделены зоны для разных видов двигательной активности-прыжков,метания и т.д.Также имеются пособия для развития общей моторики. Пособия и игры для развития мелкой моторики.
Архитектурная среда и учебное пространство
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для ребёнка.
Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для индивидуальной работы.
Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые , на срок до: с 18.02.2019г по 31 мая 2019 г.
Заключение и рекомендации врача | Врач-педиатр: 0 | Врач-специалист: 0 |
Рекомендации для организации обучения и воспитания | 0 | 0 |
Противопоказания | 0 | 0 |
Комплекс реабилитационных медицинских мероприятий
Номер | Мероприятие | Срок |
0 | 0 | 0 |
Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности | Степень ограничения (1,2,3) |
Способность к самообслуживанию | 2 |
Способность к передвижению | 3 |
Способность к ориентации | 2 |
Способность к общению | 1 |
Способность к обучению | 1 |
Способность к трудовой деятельности | 1 |
Способность к контролю за своим поведением | 1 |
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- ПрАООП для детей с ТНР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа , 2010.
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина), Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова), рекомендованные Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием среди контингента детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на период с 18.02.2019 по 31.05.2019г
Неделя | Модуль АООП, задачи | Развитие деятельности и коррекция психических процессов | Игры и упражнения |
1. | Адаптационный период | Диагностика | |
2. | |||
3. | 0 | 0 | 0 |
4. | Итоговая диагностика | ||
5. |
Примечание: из них 0 пропущено (по болезни и др.).
Примечание: из них 0 пропущено (по болезни и др.).
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | Дикие животные Домашние животные | 2 | ||
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | Маша ест кашу Рабочий инструмент | 2 | ||
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | Артикуляционная гимнастика Болтушки-хохотушки Вернисаж | 2 | ||
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | Крутись, колесо! Сочиняю на ходу | 2 | ||
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | Приключения Колобка - 1 Ну, заяц, убеги! - 1 | 2 | ||
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | На рынке Новогодние прятки | 2 | ||
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | Бабушкины запасы | 2 | ||
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | Бабушкины запасы | 2 | ||
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | Машки-Матрёшки Мечта поэта | 2 | ||
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | Несчастный случай | 2 | ||
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | Бабушкины запасы | 2 | ||
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | Бюро находок | 2 | ||
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | Правильный банан Пожужжим! Сладкий дом | 2 | ||
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | Волк и овцы Паровозики Две Принцессы Будильник для бабочки | 2 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях средней дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Логопедическая помощь |
|
|
| Учитель-логопед
|
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | |||
ОО «Познавательное развитие» | |||
ОО «Речевое развитие» | |||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | |||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | |||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
Разделы программы | Работа с ребёнком | Работа с родителями |
Развитие понимания речи | 1. Находить предметы, игрушки в кабинете по просьбе педагога. 2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. 3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. 4.Показывать картинки «Такая- не такая» 5.Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией: -действия по словесной инструкции: «Покажи, где кукла? Вот она! Покажи, где у куклы глазки? Вот они! Покажи, где у куклы ручки? – Вот они»; 6. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). «Покажи, где собака бежит». 7. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут. 8. Отдавать приказания: на, иди, дай | Просить ребёнка помочь маме накрыть на стол: разложить ложки, поставить тарелки, подать салфетки и т.д. Узнавать членов семьи : папа пришёл с работы, покажи ,где папа, где бабушка. А где Турпал? Мама проговаривает свои действия с ребёнком: мы пойдём гулять, ложимся спать, чистим зубки и все действия показываем жестами после того, если ребёнок не понял. |
Развитие мелкой и общей моторики, координации движения | Учить ребёнка захватывать мелкие детали двумя пальцами, тремя пальцами. Пальчиковые игры -логопед проговаривает и показывает, ребёнок выполняет вместе с педагогом . Игры: « Попади в цель»-бросание мяча в корзину. « Перешагни через прип-я». Игры с кинетическим песком; мозаикой; с прищепками | Лего, лепка. Конструкторы мелкие и крупные. Игры с крупами,с водой, камнями и т. д,раскраски Подвижные игры. «Пчёлка»-бег с жужжанием. «Заяц»- прыгание на 2 ногах скок, скок. |
Развитие активной подражательной речевой деятельности | Учить ребенка: 1. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Поезд гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.) 2. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!; 3. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира -на материале открытых слогов: корова-му, мышка-пи,пальчик-бо-бо,машина-би-би,гусь-га-га,курица-ко-ко-ко. (презентация) - на материале закрытых слогов: мячик-бух,собака-ав-ав.гномик-ням-ням,чайник-пых-пых, Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений). 4.Чёткому выражению своих желаний: «Да», «Нет». Игры на портале «Мерсибо» | Распевки с ребёнком. На улице показать ребёнку собаку. кошку, спросить, как кричит. В транспорте спросить, как гудит машина. автобус. Дома-как чайник пыхтит, как пылесос гудит. Повтори. |
Развитие общих речевых навыков | Игры: «Понюхай цветок» , «Кораблик», «Футбол» Просить ребёнка крикнуть громко АААА, затем тихо аааа. Вырабатывать силу голоса (тихо - громко) Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. ( сначала я, потом ты) Игры на портале «Мерсибо» | Просить ребёнка повторить песенки ааааа. Пускать мыльные пузыри, надувать воздушный шарик |
Развитие фонематического слуха | Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление: -постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона. Маракаса, звуки игрушек (пищание) Что звучит. Барабан, ксилофон, шумовые коробочки , голоса жив-х 3. Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы. Показать ребёнку. «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу - ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний. Игры на портале «Мерсибо» | «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос. Читать ребёнку сказки с интонацией.напр.Три медведя-громко-тихо. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ «Сказка»
МАДОУ «Сказка» _______________ О.В. Ермолина
Протокол №3 от 28.03.2019 г. приказ № от _________
Адаптированная образовательная программа
для ребёнка с ТНР
Ф.И.О ребёнка Салсаев Турпал
Разработчик :
Сейтбагимова Г.К., учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа одарённого ребёнка в детском саду
Данный раздел содержит программу одарённый ребёнок...
Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики» .
Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики»Цель: подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие ру...
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР
Индивидуальная коррекционно- развиваюая программа ребёгнка с общим недоразвитием речи 3 уровня...
Консультация на тему: "Компьютер и ребёнок. Компьютерные программы для ребёнка от 4 до 5 лет"
Компьютер уже давно перестал быть предметом роскоши. Он быстро и основательно вошел в нашу жизнь — в профессиональную жизнь и в быт, став предметом необходимости, инструментом, незаменимым помощником ...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребёнка 7 лет с ОВЗ (ФФН) "Говорю красиво".
Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте «Говорю красиво»(Программа разработана для ребёнка с ОВЗ, 7 лет, имеющим диагноз ФФН,...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Компьютер и ребёнок. Компьютерные программы для ребёнка от 4 до 5 лет
консультация для родителей...