Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребёнка 7 лет с ОВЗ (ФФН) "Говорю красиво".
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govoryu_krasivo_proramma.docx | 87.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте
«Говорю красиво»
(Программа разработана для ребёнка с ОВЗ, 7 лет,
имеющим диагноз ФФН, срок реализации 1 год).
Коррекционно-развивающая программа «Говорю красиво» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Нормативно-правовой и документальной основой коррекционно-развивающей работы дошкольного образования являются:
* Закон Российской Федерации «Об образовании»;
*Федеральные государственые образовательные требования дошкольного образования образования;
*СанПиН, "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях""
*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
*Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой, программа «Преемственность» дошкольного образования детей в возрасте 5-7 лет доработанная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Н. А. Федосовой.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада комбинированного вида и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания индивидуальной коррекционно-развивающей программы, применение которой поможет ребёнку с ФФН осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, поможет ребёнку в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольника с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В МБДОУ детский сад комбинированного вида “Ягодка” осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений, данная программа не исключение и может быть применена на нескольких детях со схожими нарушениями речи. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Ребёнок с речевыми нарушениями нуждается в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям ребёнка.
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии СанПинами продолжительность занятий с ребёнком 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетико-фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения ребёнка логопата решаются следующие задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
-выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- преодоление затруднений в освоении Общеобразовательной программы;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с ребёнком, имеющими диагноз ФФН 7 года жизни разделено на 3 периода обучения:
I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6 ч 30 мин.
II период –ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.
III период-март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час.30 мин.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год 34 час.
С1 июня– повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут .
Продолжительность занятий с ребёнком (детьми) ФФН 1 год.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у ребёнка (детей) дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка, журнале наблюдения в центрах активности, в таблице «Мониторинг уровня развития речи ».
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий от 10 – 20 минут.
ФФН – 2 раза в неделю.
Заключение
Данная коррекционно-развивающая программа «Говорим касиво» доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольника сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков, ребёнок преобретёт «базовую закладку» ЗУН и будет подготовлен к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
Направления работы
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление ребёнка с ОВЗ, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребёнка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребёнка с ОВЗ и его семьи по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ,его родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФФН у ребёнка 7-го года жизни.
Период | Произношение | Развитие речи | Формирование элементарных навыков письма и чтения |
I Сен- тябрь, ок- тябрь | Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование грамматически правильной речи. 4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с]. 2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и]. 4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов:тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та. Определение ритмических моделей слов:вата—тáта, вода—татáи т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью. | 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 3. Предложение, связная речь. Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы. Составление простых распространенных предложений с использованием предлоговна, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текстов наизусть. | 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов, например “am”, “ит”; выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”).Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: “ком”, “кнут”.Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов(“та”, “ми”) и слов:“суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов:“am”, “ит”. Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов:“та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”. Постепенное усвоение терминов “звук”, “буква”, “слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”. |
II Ноябрь, де-кабрь, январь, фев-раль. | Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). 3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’]. 2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’], [д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш] (без проговаривания). 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’]. 4. Усвоение слов сложного слогового состава(тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. 5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...). Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много —яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье;ые ... голубые полотенца). Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник). Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). 3. Предложения Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...). Составление предложений из “живых слов” (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. 4. Связная речь Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции(надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | 1. Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.). 2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и. Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”. 3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов. 4. Звуки и буквы Определение различий и качественных характеристик звуков: “гласный — согласный”, “твердый — мягкий”, “звонкий — глухой”. 5. Слово Звуко-слоговой анализ слов (например: “вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например:“ветка, “ели”, “котенок”, “елка”). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений. 6. Предложение Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа. 7. Чтение Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами(ежик сидит ... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи. 8. Правописание Закрепление умения различать ударные и безударные гласные. Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы). Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб —дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов. Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями “ши”,“жи”. Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа. |
III Март, апрель, май, июнь. | Индивидуальные и подгрупповые занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Фронтальные занятия 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш]. 3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’]. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. 5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под)стола. Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | 1. Звуки и буквы Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ьи ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья. 2. Слово Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й. Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетанием“ча”, “чу”, “ща”, “щу”. Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов. 3. Предложение Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб). 4. Чтение Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения. |
В индивидуальную работу с ребёнком ОВЗ, имеющим диагноз ФФН планируется включить программно-методический комплекс программы «Преемственность»: основы программы «Преемственность», рабочие тетради модуля «От слова к букве» в 2-х частях Н. А. Федосовой.
Планируемые результаты реализации программы коррекционно-развивающей работы.
Универсальные предпосылки учебной деятельности | Интегративные качества ребенка | Результаты формирования универсальных предпосылок учебной деятельности | Значение универсальных предпосылок учебной деятельности для обучения в 1-м классе |
Личностные Самоопределение
| Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Адекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. | Формирование адекватной мотивации дальнейшей учебной деятельности. Ребенок самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила здорового образа жизни. |
Смыслообразова- ние | Любознательный, активный. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Осознанность важности и необходимости учения. | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Откликается на эмоции близких людей и друзей. |
Нравственно-этическая ориентация | Эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Соблюдение нравственных норм и правил поведения. | Сопереживает персонажам сказок, рассказов. Эмоционально реагирует на окружающий его мир. |
Коммуникат-ивные Инициативное сотрудничество | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. | Проявлять активность во взаимодействии | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Речь как основа творческой учебно-познавательной деятельности в условиях коллективной деятельности. |
Планирование учебного сотрудничества | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | ||
Взаимодействие | Взаимодействие с взрослыми и со сверстниками. Умение выражать свои мысли в общении с педагогами и со сверстниками. | ||
Управление коммуникацией | Умение находить способы разрешения конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников. | ||
Регулятивные Осуществление учебных действий | Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Осуществление действий по образцу и заданному правилу. | Произвольность в поведении – основа учебно-познавательной деятельности (умение ребенка слушать и слышать, строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами). Способность планировать свои действия для достижения конкретной цели. |
Планирование | Умение организовать свою деятельность в соответствии с целью. | ||
Контроль и самоконтроль | Умение сопоставлять результат действий с поставленной целью. | ||
Коррекция | Умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. | ||
Оценка | Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | ||
Познавательные Общеучебные | Овладевший необходимыми умениями и навыками. Любознательный, активный. Способный решать интеллектуальный и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Широкий кругозор, достаточный объем знаний об окружающем мире. | Устная речь как основа для дальнейшего развития устной речи и освоения детьми письменной формы речи. Основы словесно-логического мышления. Первоначальные умения написания элементов букв, цифр - основа дальнейшего обучения письменной речи. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способность преобразовывать способы решения задач (проблем) |
Целенаправленная, продуманная, контролируемая деятельность. | |||
Знаково-символические | Умение использовать знаково-символические средства для решения задач. | ||
Информационные | Умение находить и выделять необходимую информацию. | ||
Умение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. | |||
Умение передавать информацию |
Планируемые результаты индивидуальной логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада комбинированного вида. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса ребёнка. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности ребёнка, ведение журнала наблюдений в центрах активности, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия, в том числе в тетрадях «От слова к букве».
Развитие познавательных интересов ребёнка в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда: | Приоритеты воспитателей: |
- звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; | - моторный праксис; - психологическая база речи; - обогащение и активизация словаря; |
Общение (социализация) (педагог-псхолог).
Выполнение следующих упражнений: для развития навыков свободного общения, навыков самоконтроля и адекватной самооценки; для развития моторики рук, основных движений, мелких мышц руки; активизации памяти, внимания, мышления; ориентировки в пространстве; развитие слухового восприятия; этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Примерный учебно - тематический план коррекционно-развивающей работы по формированию психологической базы развития речи ребёнка 7 лет с ОВЗ.
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | ||||
воспитатель | Педагог-психолог | Учитель-логопед | ||||
1. | Работа по формированию предпосылок УУД | Беседы на темы: «Что мы умеем - чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление детских портфолио успеха, альбомов «Я умею и люблю». Игры: «Люблю – не люблю», «Кем я стану», «Ласковое имя». Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)», «Школа Дружбы». | Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой», «Мое будущее», «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя», «Мой смешной портрет», «Ладошка достижений», «Цветок качеств». Упражнение «Я не могу – я могу – я сумею». Психогимнастика. Работа по сказке –метафоре «Огонек». Игры с песком. Лепка. Игры: «Давай поговорим», «Волшебные очки», «Путешествие по картине». | Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение», «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?». Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух). Интонационное выделение. Игра: «Попроси игрушку». | ||
2. | Нарушение нравственных норм и правил поведения | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы . Игра: «Приглашение в гости» Игры с правилами: «Да и нет не говори», «Кричалки– шепталки– молчалки». Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с. Игры: «Вежливый ручеек», «Волшебная палочка – добрых слов выручалочка». Настольные игры: «Оцени поступок», «Хорошо – плохо». Обсуждение фрагментов мультфильмов, сказок.
| Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить». Игры: «Круг добра», «Кто подарил добрые лова», «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место». Игры: «Если да – похлопай, если нет – потопай», «Догадайся, кто пришел?».
| Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному», «Поблагодари по-разному». Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно» Продолжи рассказ по картинкам. | ||
3. | Коммуникативное. Трудности во взаимодействии с взрослыми | Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила- схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных). Игры: «Повтори задание», «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами) по УМК «Предшкола нового поколения.). Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?». | Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки», «Повтори за мной», «Волшебные очки». Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку). Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один. Игры: «Интервью», «Давай поговорим», «Устройся на работу». Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин». | Работа в паре со взрослым. Игры: «Я слово, ты мне слово», «Исправь ошибку», «Составь предложение или Перевертыши». Включение ребенка в деятельность. Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. | ||
4. | Трудности во взаимодействии со сверстниками | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара» Ролевые игры. Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения. Организация работы в парах, небольших группах. Игры «Мы – конструкторы», «Повторялки», «Комплименты другу» Игры и хороводы с диалогами. Игры на обогащение словаря. | Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я – сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею». Работа в парах. Игры «Зеркало», «Скульпторы», «Сиамские близнецы». Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково», «Молчок», «Я люблю тебя за то. | Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». Работа и игры в парах. («Незнайка осваивает звуки») Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника». | ||
5. | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает», «Я знаю пять…», «Хитрые вопросы». | Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот». Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или с педагогом. | Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку», «Закончи предложение». Работа по автоматизации звуков. Работа в соответствии с планом коррекционной работы. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». | ||
6. | Регулятивные. Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу | Графические диктанты «Напиши и продолжи…». Упражнение «Срисуй» Подвижные игры «Летает - не летает», «Съедобное-несъедобное» Упражнение «Если «да» - хлопай, если «нет» - топай». | Упражнение «Нарисуй». Упражнение «Реши задачу». Упражнение «Делай, что я говорю». Упражнение «Найди ошибку». Рефлексивные техники эмоционального состояния: «Облака настроения», «Паровозик настроения», «Гусеница настроения», «Гора настроения», «Лестница настроения» | Упражнения: «Узнай, кто это?», «Узнай, что (кто) это?», «Цепочка слов». Упражнения: «Запомни, повтори», «Договори слово», «Найди место звука в слове». Упражнение «Назови ласково». Игра «Кто больше назовет…». | ||
7. | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью | Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано?». Игра «Из каких мы сказок?». Игра «Времена года». Игры со строительным материалом. | Упражнения: «Классификация», «Воспроизведение геометрических фигур», игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник?». Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку». | Игра Кто внимательный?». Игра «Я – слово, вы – много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания. Упражнения: «Найди и обведи букву», «Послушай, ответь и расскажи». Игра: «Укрась салфетку так, как я скажу». | ||
8. | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью | Игра «Найди дорожку». Игра «Лото». Игры с пальцами. Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». | Игра «Собери пирамидку». Игра «Выкладывание узора из мозаики». Упражнения: «Прямой и обратный счет». «Пальцы». Игра-пиктограмма «Запиши сказку». | Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери усы». | ||
9. | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Игровое упражнение «Нанизывание бусинок». Упражнение «Срисовывание по клеточкам». Игра «Найди два одинаковых предмета». Игровое упражнение «Четыре стихии». Игра «Слушай команду». | Логические цепочки «Найди нужную фигуру», «Погремушки». Упражнение «Кто внимательнее?». Упражнение «Сосчитай глазами». | Упражнение «Окончание слов». Игры: «Найди букву». «Узнай, какого это цвета». «Подчеркни А, зачеркни О». «Чем отличаются две картинки?». Игра «Зрительный диктант». | ||
10. | Познавательные (общеучебные) Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны | Беседы об окружающем мире Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…». Игра «Выкладывание узора». Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки». | Упражнение «Реши задачу». Упражнения: «Прямой и обратный счёт», «Пальцы». Игра - пиктограмма «Запиши сказку». Рефлексивные техники эмоционального состояния. | Разгадывание ребусов, кроссвордов. Упражнение «Узнай, что (кто) это?», «Цепочка слов». Упражнение «Хлопай в ладоши». Игра «Собери бусы». | ||
Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема | Рефлексия деятельности Игры с конструктором, мозаикой Все виды лото, домино. Игра «Из каких мы сказок?». Игра «Времена года». Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игры: «Квартет». «Найди дорожку». «Лото». Игра с пальцами. «Я кладу в мешок…». «Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Что не дорисовано». | Упражнение «Чем похожи и непохожи?». «Пары картинок». «Пары слов». Упражнение «Шифровки». Игра «Запиши сказку». Игра «Собери пирамидку». Игра «Выкладывание узора из мозаики». «Классификация». «Воспроизведение геометрических фигур». Игра «Исключение лишнего». Игровое упражнение «Кого испугался охотник». | Игровой приём «Вспомни и назови». «Узнай, что мы загадали». Игровой приём «Поручение». «Зеленый, красный, синий». Упражнения: «Найди и обведи букву». «Послушай, ответь и расскажи». Игры: «Укрась салфетку так, как я скажу». «Как их зовут?». Игры: «Кто внимательный?». «Я – слово, вы – много слов». Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. | |||
11. | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов | Игры со всеми видами мозаики (складывание рисунков, узоров по образцу). Игра «Найди два одинаковых числа». Игра «Положи такую же фигуру». Игры с конструктором Развивающая настольная игра «Сложи узор». «Найди игрушку» (инструкция пространственных действий). Упражнение «Повтори рисунок» (срисовывание). «Заколдованная картинка» (соединив точки по порядку, «расколдовать» предмет, сказочного героя) Игра «Найди отличия» | Упражнение «Продолжи узор» «Вычеркни лишнюю фигуру» «Из каких геометрических фигур составлен рисунок?» «Узнай по контуру» (назвать наложенные друг на друга изображения предметов). Разрезные картинки (разные варианты – по количеству частей, по способам разрезов). «Дорисуй картинку» (восстановить по клеточкам вторую половину изображения) «Заполни пробел» (восстановить клеточки на пустых областях листа в клетку) «Сделай копию» (срисовать изображение по клеточкам) | Работа с разрезной азбукой «Преврати буквы в слова» (о,а,с – оса). «Перепутанные буквы». Упражнение «Выложи буквы». Игра «Отвечай быстро». Штриховка по образцу, по вербальной инструкции. Игра «Запомни позу». Упражнение «Дорисуй букву», «Найди две одинаковые буквы» | ||
12. | Познавательные (информационные) Неумение находить и выделять необходимую информацию Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию | Упражнение «Кто это? Что это?" Логические задачи. Игра «Мультипликаторы, «Задай вопрос товарищу, ответь на его вопрос» Театрализованные игры-диалоги» | Игра «Чего больше?» «Подбери пару». Логические задачи. Игра «Истории из мешка», «Камень мудрости». | «Закончи предложения», «Подбери слово», «Послушай рассказ и ответь на вопросы». Игровые приёмы. Игровой приём «Что тебе сказали по телефону?». |
Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими).
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания, работа с применением ИКТ-технологий (электронная почта скайп, персональный сайт учителя-логопеда) и т.д.;
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с ребёнком опираемся на методологические подходы развивающего обучения, в соответствии с ФГОС:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии “духа открытия”;
- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов ребёнка;
- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов ребёнка;
- не оставление без внимания ни одного ответа ребёнка;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям ребёнка;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у ребёнка ощущения успешности;
- создание условий мотивации на успешное обучение в школе.
Для успешной реализации коррекционно-развивающей программы «Говорю красиво» необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа с ребёнком, имеющим диагноз ФФН, строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ФФН. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребёнка с ФФН, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования по предложенной схеме в приложении №4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА. (ФФН)
1. Фамилия, имя ребёнка _________________________________
2. Возраст _______________
3. Дата зачисления в группу _________________________
№ (название) группы ____________________
4. Домашний телефон, адрес________________________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать______________________________________________________________
Отец______________________________________________________________
6. Краткие анамнестические данные:
Как протекали беременность и роды?_____________________________________________
Когда закричал?___________________________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать головку_______________________________
сидеть ___________________
вставать__________________________________________ ходить_________________________
Какие заболевания перенёс от года?__________________________________________________
Речевое развитие ребёнка:
гуление___________________
лепет __________________________
первые слова _____________________________________
речь фразой ______________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас? __________________________________________________________________
7. Слух _________________ 8. Зрение ___________________
9. Интеллект _______________________________________
10. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________их результативность___________________________________________________
Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? __________________________________________________________________
11. Общее звучание речи: темп ________________________ голос __________________________________________________________________
разборчивость______________________________________________________
дыхание __________________________________________________________
12. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность языка____________________________________________________ прикус____________________________________________________________
строение нёба ________________________________________________________
зубов ____________________________
состояние подъязычной уздечки _________________________
губы _______________________________________
13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)___________________________________________________________
__________________________________________________________________
14. Общее развитие ребёнка:
а) счёт прямой ____________________________________ обратный __________________________________________________________________
счётные операции: __________________________________________________________________
б) выделение четвёртого лишнего __________________________________________________________________
15. Обследование понимания речи:
а) выполнение инструкций_______________ б) понимание значения предлогов______________
в) понимание числа ___________________ рода _________________ падежа ______________________________________
16. Звукопроизношение.
Гласные: А_____________ У ____________ О ____________ Ы ____________ Э ____________
Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц ___________
Ш __________________ Ж ________________ Щ ___________________ Ч _________________
Л _______________ ЛЬ _____________ Р _____________ РЬ _____________ Й ______________
Повтори предложения:
У сома усы. __________________________________________________________________
Зоя сушит шубу._____________________________________________________________
У Зины жёлтый зонтик. __________________________________________________________________
Девочки и мальчики скачут, как зайчики._____________________________________________________________
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.______________________________________________________________
__________________________________________________________________
У Любы болят зубы.______________________________________________________________
На дубе белка._____________________________________________________________
Пять котят есть хотят._____________________________________________________________
Майя и Юля поют._____________________________________________________________
У клоуна была балалайка._________________________________________________________
У коровы острые рога.______________________________________________________________
17. Фонематическое восприятие ________________________________________________________
а) выделение звука из ряда звуков: __________________________________________________________________
“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п ,т____________________________________________
“п” - та, ма, па, та, ка, да, та ___________________________________________
“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот _____________________________________
б) повторение серии слогов и слов: __________________________________________________________________
та-да-та ____________________________
да-та-та ___________________________
ка-га-га ____________________________
га-га-ка ___________________________
па-ба-па____________________________
ба-ба-па___________________________
кот-год-кот____________________________
том-ком-гном __________________________
том-дом-ком____________________________
мак-бак-так ____________________________
в) дифференциация звуков:_________________________________________________________
С – З _______________________ Ж – З __________________
Щ – СЬ _____________________
С – Ш______________________ Ч – ТЬ __________________
Л – Р _______________________
Ш – Ж______________________ Ц – С _________________
Ч – Ц _______________________
Ц – ТЬ _____________________ Ч – С _________________
П – Б _______________________
Т – Д ______________________ К - Х ___________________
К – Г _______________________
18. Анализ звукового состава слова_________________________________________________
а) выделение первого звука в слове:__________________________________________________
Алик ___________________ утка ________________________
город ______________________
Оля ____________________ эхо _________________________
волк _______________________
Ира ____________________ окна ________________________
банка ______________________
б) выделение последнего звука в слове:_______________________________________________
пух ________________ луна ______________ кот _______________
шары _________________
сок ________________ мука ______________ руки ______________
нос ___________________
19. Произношение слов сложного слогового состава: _________________________________
аквариум ______________________________
фрукты ___________________________________
милиционер ____________________________
велосипед ________________________________
строительство __________________________
велосипедист _____________________________
Космонавт управляет космическим кораблём._____________________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик._______________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле.______________________________________________________
Зайчиха с зайчатами пьют чай с печеньем. _______________________________________________
20. Состояние словаря____________________________________________________________
1. Предметный словарь: ____________________________________________________________
а) объяснение значения слов:
холодильник __________________________________________________________________
пылесос __________________________________________________________________
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко __________________________
Стул: сиденье ________________________
носик _____________________________
спинка ________________________
крышка ___________________________
ножки _________________________
ручка _____________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки _______________________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ____________________________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка___________________________________________________
Помидор, репа, морковь, капуста ____________________________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон ______________________________________________________
Кошка, собака, волк, ёж ____________________________________________________________
Голубь, утка, воробей, ворона _______________________________________________________
Шкаф, стол, кресло, тумбочка _______________________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолёт _______________________________________________
г) Назови, какие ты знаешь?
овощи__________________________________________________________
фрукты ________________________________________________________
одежда ________________________________________________________
обувь __________________________________________________________
мебель _________________________________________________________
времена года ____________________________________________________
месяцы _________________________________________________________
транспорт ______________________________________________________
дикие животные _________________________________________________
домашние животные _____________________________________________
птицы__________________________________________________________
цветы__________________________________________________________
деревья ________________________________________________________
грибы _________________________________________________________
ягоды _________________________________________________________
профессии _____________________________________________________
2. Словарь признаков: _____________________________________________________________
а) подбор прилагательных к существительным: __________________________________________________________________
лимон – какой? __________________________________________________________________
платье – какое? __________________________________________________________________
лиса – какая? __________________________________________________________________
б) подбор антонимов
широкий ____________________ длинный _________________
высокий ___________________
весёлый _____________________ светлый _________________
больной ___________________
прямой _____________________ сухой ____________________
холодный _________________
в) образование прилагательных от имён существительных:
Ручка из пластмассы ________________________
Сумка из кожи _________________________
Матрёшка из дерева _________________________
Стакан из стекла _______________________
Сок из клюквы _____________________________
Шуба из меха __________________________
г) образование притяжательных прилагательных:_____________________________________
Чей хвост? _____________________________
Чья голова? _____________________________
3.Глагольный словарь: ___________________________________________________________
а) Что делает?
повар __________________ учительница _____________________
врач _________________
почтальон ______________________________________________
б) Кто как голос подаёт?
кошка _______________________ собака___________________
гусь ______________________
утка _________________________ петух ___________________
мышь _____________________
корова _______________________ лягушка _________________
свинья ____________________
21. Обследование грамматического строя речи: _____________________________________
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. | Множ.число родит.пад. | |
стул | ||
ведро | ||
воробей | ||
дом | ||
пчела | ||
ухо | ||
утёнок | ||
окно |
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом______________________ ёлка ______________________
Женя _______________________
стул_____________________гриб _______________________
Костя ______________________
в) согласование прилагательных с существительными в роде:
синие брюки __________________________
красные туфли _____________________________
синий мяч ____________________________
красный зонт _______________________________
синяя ваза ____________________________
красная лампочка ___________________________
синее перо ___________________________
красное яблоко ______________________________
г) согласование существительных с числительными:
- 1 - ухо | - 2 - | - 5 - |
помидор | ||
стул | ||
ручка |
д) Кто у кого детёныш?
у кошки ____________________ у собаки __________________
у свиньи ___________________
у медведя ___________________ у зайца ___________________
у лисы_____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________
у овцы_____________________
у мыши ____________________ у лягушки _________________
у курицы
е) предложно-падежные формы: __________________________________________________
22. Обследование связной речи:_________________________________________
а) составление рассказа по картинке__________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
б) составление рассказа по серии картин ______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
23. Логопедическое заключение: __________________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
“____” _____________________ 20__ г.
Учитель-логопед МБДОУ д/с “Ягодка” /____________________/
Приложение № 2.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Планирование
индивидуальной логопедической работы (нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие ____________________________________________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
словообразование;
словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
расширять предметный словарь;
расширять словарь признаков;
расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
формировать умение составлять рассказ по картинке;
формировать умение составлять рассказ по серии картин;
формировать умение составлять пересказ;
формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Приложение № 3.
Список рекомендуемого оборудования и
мебели логопедического кабинета:
Настенное зеркало для логопедических занятий;
Зеркала для индивидуальной работы;
Дополнительное освещение у зеркала.
Логопедические зонды, шпатели, полотенце, мыло, влажные и бумажные салфетки;
Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
Шкафы для пособий;
Письменный стол для работы учителя-логопеда;
Столы для занятий с детьми;
Стулья детские;
Разрезная азбука;
Песочные часы;
Оборудвание для «Песочной теапии»;
Магнитофон;
Компьютер;
Диски с играми, программами развития и обучения;
Доска;
Фланелеграф;
Методическая и учебня литература;
Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированныйй по лексическим темам;
Учебные пособия в виде карточек-символов (звук-слог-слово-предложение);
Различные речевые игры, идактические игры, лото.
Приложение №4.
Мониторинг уровня развития речи | ||||||||||||||
Дата проведения мониторинга________________________________________________ | ||||||||||||||
Уровень развития параметров логопедического обследования | ||||||||||||||
Имя, фами лия ребён ка | Познавательные процессы | Моторная сфера | Импрессивная речь | Связная речь | Артикуляционный аппарат | Общее звучание речи | Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза | Звукороизношение | Слоговая структура | Грамматический строй | Словообразование | Словарь | Итоговый результат | |
начало | ||||||||||||||
середина | ||||||||||||||
итог |
Оценка уровня развития:___________________________________
3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции.
1 балл – большинство заданий не выполняются.
0 баллов – невыполнение задания
Литература
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс, 2002
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс, 2005
3. Бардышева, Т. Ю. Учусь перессказыват. -М.:Карапуз, 2003
4. Борисова, Е. А . Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера, 2008
5. Ворошилова , Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера, 2012
6. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера, 2007
7. Жохова, О.В. Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера, 2010
8. Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
9. Журнал “Логопед”
10. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос, 2003
11. Каше, Г.А Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение, 1978
12. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО, 2002
13. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера, 2001
14. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ, 2005
15. Курдвановская. Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера, 2007
16. Курмаева, Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель, 2011
17. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.:Литера, 2005
18. Курицына, Э.М. Большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН, 2005
19. Кузнецова, Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ, 1999
20. Нищева, Н.В. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.ООО «Детство-ПРЕСС», 2011
21. Нищева , Н.В. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс, 2001
22. Нищева, Н.В.Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс, 2002
23. Пожиленко, Е.А.Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос, 2002
24. Руденко, В.И. Домашний логопед. Ростов на Дону:Феникс, 2002
25. Рыбина, А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель, 2001
26. Соловьёва, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера, 2009
27. Тырышкина, О.В. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель, 2011
28. Филичева, Т.Б. Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ, 1993
29. Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.:ГНОМ и Д, 2000
30. Федосова, Н.А. Парциальная программа по подготовкек школе детей 5-7 лет, ОАО «Просвещение», 2014
31. Федосова, Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. ОАО «Просвещение», 2014
32. Чиркина, Г.В. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
33. Швайко, Г.С. Игровые упражнения для развития речи. -М.: Просвещение, 1988
34. Ястребова, А.В. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ, 2001
35. Ястребова, А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка с синдромом Дауна
Материал представленной индивидуальной программы краткий, определяющий основные направления деятельности с ребёнком с синдромом Дауна на 2 года обучения. Содержание программы можно дополнить играми, у...
Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы с гиперактивным ребёнком.
Постоянно усиливающееся влияние отрицательных факторов окружающей среды на организм ребенка часто приводит к осложнениям его психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы....
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...
Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...
"Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с неговорящим ребёнком по развитию артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний с использованием приёмов логоритмики".
В конспекте представлен опыт работы с неговорящими и плохо говорящими детьми. Использование таких занятий создаст условия для прохождения естественного речевого развития ребёнка....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа ребёнка инвалида с синдромом Дауна...