Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики» .
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики»
Цель:
подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_9.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики»
Пояснительная записка к программе «Развитие мелкой моторики».
Цель:
подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму.
Задачи:
ознакомить детей с правилами посадки за столом (партой) и владением ручкой (карандашом).
научить ребёнка ориентироваться на странице в тетради.
развивать речь, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук.
воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Основные направления работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:
Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.
Дорисовывание и копирование рисунков.
Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.
Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, вырезание ножницами и др.)
специальные упражнения для подготовки руки к письму.
рисование пластилином, аппликация.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития Учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Тематика курса.
Весёлые пальчики. «Детский сад и игрушки». Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому». Фигурки из палочек «Качели». Игра «Чудесный мешочек». Дорисовка узора.
Тема: «Ягоды». Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек «Корзина». Рисование пластилином «Земляничка». Дорисовка узора.
Тема: «Грибы». Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из палочек. Рисование пластилином «Грибы». Дорисовка узора.
Тема: «Овощи и фрукты». Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из палочек «Машина», «Банка для варенья». Рисование пластилином «Яблоко». Дорисовка узора.
Тема «Деревья и кустарники».Пальчиковая гимнастика «Елка». Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. Раскрашивание ёлочки.
Тема «Перелетные птицы». Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник». Соединение точек одной линией. Игра «Узнай меня!» Раскрашивание лебедя.
Тема «Домашние птицы».Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок и курочка». Обведение по точкам цыпленка. Штриховка по образцу.
Тема «Семья». Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?». Фигурки из палочек «Рожица», «Очки». Соединение точек одной линией «Веселый человечек».Дорисовка узора.
Тема «Наш город». Пальчиковая гимнастика «Газон засох». Фигурки из палочек «Башня», «Колодец». Обведение по точкам солнышко, волны. Штриховка тучки. Раскрашивание рисунка.
Тема «Наша Родина». Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!», «Обогрей». Фигурки из палочек «Солнце».Рисунок пластилином «Березовая роща».Дописать по образцу.
Тема «Зима». Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». Аппликация «Льдинки». Дорисовка узора.
Тема «Зимующие птицы». Пальчиковая гимнастика «Голуби», «Воробьи», «Птички». Обвести изображение птички, дорисовать незаконченный рисунок. Раскрашивание.
Тема «Зимние забавы». Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». Фигурки из палочек «Санки». Обведение узоров по точкам. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.
Тема «Новый год». Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Елочка». Аппликация «Елочка». Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.
Тема «Посуда». Пальчиковая гимнастика «Шалун». Фигурки из палочек «Конфета». Игра «Чудесный мешочек». Дорисовка узора.
Тема «Одежда и обувь». Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». Аппликация «Укрась одежду». Дорисовка узора.
Тема «Домашние животные». Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». Фигурки из палочек «Кисонька». Нарисуй по точкам щенка и раскрась.
Тема «Дикие животные». Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка», «Мышка», «Ежик». Фигурки из пальчиков «Ежик». Соединение точек одной линией. Дорисовка узора. Раскрашивание.
Тема «Животные жарких стран». Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил». Обведи рисунок по точкам «Слоненок» и раскрась. Дорисовка узора.
Тема «Защитники Отечества». Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы». Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». Аппликация «Салют». Дорисовка узора.
Тема «Мамин праздник». Пальчиковая гимнастика «Мамочка». Фигурки из палочек «Тюльпан». Аппликация «Пион». Дорисовка узора.
Тема «Рыбы». Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Фигурки из палочек «Рыбка», «Ракушка». Обвести рисунок по точкам и дорисовать.
Тема «Строительные профессии». Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе». Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно». Игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку».
Тема «Транспорт».Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.
Тема «Школа и библиотека». Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». Рисование по контуру сказочного героя. Раскрашивание.
Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». Обвести по точкам солнышко. Штриховка тучки.
Тема «Космос». Игра ладонями. Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». Аппликация «Звездное небо».
Тема «Откуда хлеб пришел». Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь». Фигурки из палочек «Мельница», «Колос». Упражнение в написании с чередованием изученных элементов.
Тема «Цветы». Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Обвести рисунок по точкам. Раскрасить.
Тема «Насекомые». Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук». Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». Обвести по точкам рисунок «Комарик». Дорисовать картинку в зеркальном отражении.
Список литературы:
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования"Развивай ка"(развитие мелкой моторики рук)
для дополнительного образования...
"Подготовка дошкольника к школе: влияние мелкой моторики рук"
В этой статье рассказано, о том, что развитие речи тесно связано с мелкой мотрики рук. Тренировка пальцев стимулирует умственное развитие, способствует развитию мышления, воображения, памяти и речи ре...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики для детей от 2-3 лет "Ловкие пальчики"
В раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети не только приобщаются к элементарной творческой деятельности, но и получают возможность развития мелкой моторики рук, ч...
Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики.
Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений....
Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель"Рука – это своего рода внешний мозг"Кант.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинс...
Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
Конспекты - краткое содержание занятий по развитию мелкой моторики рук.Октябрь...
Родительское собрание на тему «Ум ребёнка – в пальчиках. Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет.»
Так как в условиях пандемии запрещено собираться в группах, мы были вынуждены провести собрание в удалённом режиме. И подготовили небольшую электронную консультацию для них.Чтобы стимулировать р...