Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. Программа позволяет организовать воспитательный процесс с учётом особых образовательных потребностей конкретного ребенка, заданных характером нарушения его развития (первичное нарушение - ТНР, вторичное - ЗПР) и оценить полученные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.programma.docx | 55.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка»
684000, Камчатский край, г.Елизово, ул.Гришечко, дом 11
тел: 6-50-60, madou-lastochka@mail.ru
ПРИНЯТО: |
на ПМПк МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка» От «_____» 20_____ г. № протокола (консилиума)_________ |
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Председатель ПМПк заведующий МАДОУ №1
_____ И. С. Поступинская _________ Н.Ю.Зайцева
Коррекционно-развивающая программа
индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
М.А.Н.
на 2017-2018 уч.год
Составитель и специалист по реализации:
педагог – психолог МАДОУ
«Детский сад №1 «Ласточка»
Шпилевая Ирина Евгеньевна
Ознакомлен (а)
/ _____________________________
(подпись) (Ф.И.О. родителя/законного представителя)
___.___.20___
(дата ознакомления)
- Общие сведения о ребенке.
Ф.И.О. ребенка: Михайлов Андрей Николаевич
Дата рождения 30.10.2012
Посещает группу компенсирующей направленности.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка.
Ф.И.О. родителей / законных представителей: мать - М.Е.Д.; отец – М.Н.И.
Ребенок воспитывается в неполной семье. Андрей является единственным ребенком в семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные.
Заключение ТПМПК: задержка психоречевого развития, обусловленная ранним поражением ЦНС. Общее недоразвитие речи 1 уровня. Моторная алалия. Относится к категории воспитанников с ОВЗ.
Рекомендации ТПМПК: обучение по АОП ФГОС ДО для обучающихся с ОВЗ в группе компенсирующей направленности. Очная форма обучения. Режим обучения – полный учебный день.
Рекомендации специалистам сопровождения (если есть отдельно для психолога): коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом.
Педагог-психолог: коррекционно-развивающие занятия с педагогом психологом.
- Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования.
Возраст на момент обследования: 5 лет
Внешний вид: Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. Лицо не выразительное.
Порядок рождения: первый ребёнок в семье.
Особенности ВНД: Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает речевая и эмоционально-волевая сферы, в меньшей – сенсомоторная.
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности.
Особенности эмоционально-волевой сферы: эмоциональные реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования (в том числе динамическом) и в процессе наблюдения за особенностями поведения, активностью, успешностью усвоения материалов во время организованной образовательной деятельности.
- Андрей на контакт идёт без энтузиазма, но и не сопротивляется, не избирателен.
- В деятельности Андрей чаще ведёт себя адекватно ситуации. В ситуации оценивания испытывает нервное напряжение, скованность и неуверенность. В индивидуальной форме взаимодействия наблюдается замкнутость, слабая мотивация к выполнению предложенных заданий.
- У Андрея средний уровень самоконтроля, мальчик достаточно самостоятельный, на занятиях проявляет живой интерес, деятельность чаще целенаправленна и продуктивна, достаточный уровень работоспособности, но общий темп деятельности медленный, выполнение предложенных заданий доводит до конца, при организующей помощи педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опоры на наглядный материал. В свободной деятельности самостоятельно выбирает вид деятельности.
- Адаптация тяжёлая, по словам мамы по утрам часто выражает нежелание идти в детский сад. В детском саду не плачет, негативные эмоции проявляются через замкнутость, тревожность и подавленность.
- В контакт с детьми вступает, но без особого энтузиазма, предпочитает одиночные процессуальные игры. В играх отмечена зацикленность на определенных игрушках (часами может играть паровозиком и не проявляет интереса к другим предлагаемым игрушкам).
- Проявляет заметную чувствительность на похвалу, комплименты в свой адрес. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – несколько подавленный, тревожный.
- По результатам оценки нервно-психического состояния и тревожности (методика «Паровозик» С. В. Велиева) у мальчика было выявлено негативное психическое состояние низкой степени – ребенок очень устает от образовательной деятельности, испытывает тревогу в новой обстановке (адаптационный период в ДОО). Дома Андрей также испытывает напряжение и усталость (чрезмерное загруженность деятельностью направленной на повышение уровня интеллекта и развитие речи), с домом мальчик ассоциирует черный (этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит в выбранных условиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых; в данном случае это состояние открытого конфликта с родителем, или с той деятельностью, которой Андрею приходится заниматься) и серый цвет (цвет пассивного неприятия: серое настроение означает, что ребенок скучает в указанной ситуации, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания взрослого; часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в какой-либо деятельности, поскольку у него не получается выполнять требования - методика «Цветовой тест» М. Люшер).
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития):
Восприятие. Зрительное восприятие характеризуется достаточной точностью; достаточно четко дифференцирует объекты по цвету, форме и величине, целостное восприятии также сформировано хорошо. Однако, у мальчика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала.
Внимание. Непроизвольное внимание: сформировано (опосредованное наблюдение во время организованной образовательной деятельности). Объем произвольного внимания достаточный, концентрация, сосредоточение и распределение внимания развито хорошо, отмечается нарушение устойчивости и переключаемости, характерна быстрая истощаемость внимания (согласно результатам диагностических методик «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Найди такую же картинку», «Найди 2 повторяющихся предмета», «Отыскивание картинок в таблице»).
Память. Кратковременная слуховую память оценить не удалось, по причине нарушения речи у ребенка (тест «10 слов» А.Р. Лурия). По результатам оценки развития произвольной зрительной памяти (10 предметов) был констатирован низкий уровень. Достаточно слабо сформировано произвольное запоминание. В деятельности преобладает механическое запоминание (опосредованное наблюдение во время организованной образовательной деятельности). Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение.
Мышление. Основные данные о себе (имя, фамилию, пол, свой возраст) Андрей знает в недостаточной мере. Наглядно-действенное мышление сформировано. Преобладающий тип мышления - наглядно-образное – высокий уровень сформированности данного вида мышления (быстро собирает разрезные картинки из 5 частей, осуществляет перенос на аналогичные задания). Элементы словесно-логического мышления сформированы крайне слабо: с трудом выполняет классификации обобщающих понятий; особую трудность вызвали задания, направленные на исследование причинно-следственных связей: самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета (диагностический срез «Последовательные картинки»). Ориентировка в пространстве развита слабо: путает понятия «право-лево», понятия «верх-низ», «впереди-сзади» определяет с наводящей помощью педагога. Временные представления сформированы довольно хорошо: самостоятельно определяет времена года и части суток. Очень хорошо развиты навыки конструирования: осуществляет конструкции по модели и частично по условиям.
Речевое развитие. Речевое развитие не соответствует возрастной норме: речь неразборчивая, несвязная, активный словарь – крайне низкий (5-7 слов), пассивный словарь гораздо шире активного. Требуется целенаправленная коррекционно – развивающая логопедическая помощь. Артикуляционная моторика не развита в соответствии с возрастной нормой. Звукопроизношение сильно нарушено.
Моторика. Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. Общая моторика соответствуют средним показателям возрастной нормы: не очень уверенные походка и координация движений. При исследовании координации движений пальцев (по результатам наблюдений во время организованной образовательной деятельности) был констатирован средний уровень развития мелкой моторики рук: хорошее владение ножницами; карандаш держит правильно, нажим умеренный, линии ведёт достаточно уверенно, однако, соединения не всегда точные, с образца так же срисовывает неточно, большие трудности вызывает лепка из пластилина. Ведущая рука – правая.
Сформированность элементов трудовой деятельности и навыков самообслуживания. У Андрея сформированы навыки опрятности, навыки самообслуживания согласно возрасту, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве.
Выводы по результатам индивидуальной консультации со специалистами и педагогами ДОУ. По наблюдениям педагогов и специалистов во время взаимодействия с ребёнком большинством отмечена низкая мотивация к деятельности, замкнутость, отстраненность, что препятствует успешности усвоения программного материала.
Выводы: актуальный уровень развития ребенка не соответствует возрастной характеристике, развитие несколько снижено в части процессов восприятия пространства, мышления; у ребенка наблюдаются признаки психического напряжения и невротических тенденций, недостаточная познавательная активность.
На основании выявленных данных, приоритетным направлением в работе педагога-психолога является коррекция эмоционально - волевой сферы, а также развитие сенсорных, моторных и психических функций, с учетом уровня речевого развития.
Вся работа строится на основе АООП ДО для детей с ТНР и АООП ДО для детей с ЗПР, разработанных в МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка», протокол № ___ от ________ , детей с ОВЗ.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание специальных образовательных условий для оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, направленных на коррекцию эмоционально - волевой сферы, а также развитие сенсорных, моторных и психических функций
Задачи программы:
- диагностировать эмоционально-волевые и познавательные особенности ребенка;
- организовать индивидуальные, коррекционно-развивающие занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию и коррекции сенсорных, моторных, психических функций;
- стимулировать речевое развитие ребенка;
- оказывать консультативную помощь родителям ребенка и воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, по вопросам, связанным с особенностями образования детей с задержкой психоречевого развития.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации)
- Единство диагностики и коррекции;
- Опора на обучаемость ребенка;
- Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего Развития;
- Соблюдения интересов ребенка;
- Системность развития психической деятельности – необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи - принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы
Данная программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа – диагностика эмоционально-волевой, познавательной сферы ребенка, диагностика детско-родительских отношений;
- коррекционно-развивающая работа – стимуляция речевого развития; развитие познавательных процессов; снижение тревожности, эмоционального и мышечного напряжения; развитие сенсорных, моторных функций; обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- консультативная и информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образования ребенка с учетом его особенностей развития;
- экспертная работа - отслеживание эффективности работы по программе.
Предполагаемые результаты по итогам индивидуального психологического сопровождения.
Предполагается, что к концу работы по программе ребенок должен:
- иметь адекватное представление об образе своего Я, своих возможностях, о базовых эмоциях и формах их проявления;
- иметь низкий уровень тревожности, эмоционального и мышечного напряжения;
- иметь достаточный уровень сенсорных, моторных функций;
- определять пространственное расположение предметов относительно себя;
- проявлять инициативу, самостоятельность в игре, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявлять кооперативные умения в процессе игры;
- показывать динамику в развитии основных психических функций.
Оценивание деятельности по программе.
Текущее. Осуществляется в ходе всего процесса работы:
- с помощью наблюдения, вопросов, бесед с ребенком, родителями, воспитателями; анализ выполняемой работы, упражнений.
Контрольное. Осуществляется в середине года, для определения степени эффективности коррекционных и развивающих педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
Итоговое. Осуществляется в конце года.
Все данные, полученные в результате контрольной и итоговой проверки заносятся в карту развития ребенка /см.приложение № 1/
Используемые технологии, формы работы.
- Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (И.В.Ганичева)
- Сказкотерапия (И.С. Макарова)
- Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате (А.И.Титарь).
- Рефлексивные техники эмоционального состояния детей (Л.В.Свешникова).
- Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения (Т. П. Трясорукова); психогимнастика.
Формы работы с ребенком: индивидуальные занятия, игровое взаимодействие.
Формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы.
Индивидуальный план.
На реализацию программы отводится 30 занятий (1раз в неделю).
Время проведения: понедельник с 10.25-10.50
№ | Направления работы | Основные темы | Содержание деятельности | Кол-во занятий | |
1. | Диагностика (первичная, промежуточная, итоговая) | 9 | |||
2. | Индивидуальные занятия в игровой комнате. | «Знакомство» | Налаживание контакта с ребенком, ознакомление с пространством игровой комнаты. Снятие психоэмоционального напряжения. | 1 | 10 |
«Улыбка» | Психоэмоциональное и мышечное расслабление, снятие скованности; Формирование представлений о базовых эмоциях, формирование адекватной самооценки, игровых навыков, развитие волевой регуляции деятельности. Игровое взаимодействие на развитие пространственных представлений. | 1 | |||
«Я без дела не сижу» | 1 | ||||
«Мой дом» | 1 | ||||
«Волшебный сон» | 1 | ||||
«Печальный снеговик» | 1 | ||||
«Гордые лебеди» | 1 | ||||
«Трусливый заяц» | 1 | ||||
«Сердитый ёжик» | 1 | ||||
«Обиженные лягушки» | 1 | ||||
«Смущенные цветы» | 1 | ||||
«Мой дом» | 1 | ||||
«Лесная прогулка» | 1 | ||||
3. | Индивидуаль-ные занятия в интерактив-ной среде, сенсорной комнаты. | «Чудеса живут на свете!» | Сенсорная интеграция (развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений) Развитие сенсорных, моторных функций. | 1 | 10 |
«Улыбка» | 1 | ||||
«Я без дела не сижу» | 1 | ||||
«Мой дом» | 1 | ||||
«Волшебный сон» | 1 | ||||
«Печальный снеговик» | 1 | ||||
«Гордые лебеди» | 1 | ||||
«Трусливый заяц» | 1 | ||||
«Сердитый ёжик» | 1 | ||||
«Обиженные лягушки» | 1 | ||||
«Смущенные цветы» | 1 | ||||
«Мой дом» | 1 | ||||
«Лесная прогулка» | 1 | ||||
4. | Итоговое совместное занятие для ребенка и родителей. | 1 | 1 | ||
Итого: 30 занятий |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Содержание диагностическая работы.
Обследование уровня развития психических процессов (3); обследование эмоционально-волевой сферы (3); диагностика детско-родительских отношений (3).
Содержание развивающей работы и психологической коррекции.
- Индивидуальные занятия в игровой комнате (10 занятий).
Занятие начинается с ритуала приветствия, или ритуала вхождения в игру. Для этого используются: игра «Доброе утро!» и игра «Здравствуй мир чудес!»
В основной части используются:
- психогимнастические упражнения: психогимностика «Это я, это моё»; «Веселые мартышки»; «Кто весёлый?»; «Лягушки», «Цветы».
- релаксационные упражнения: «Улыбка», «У водопада», «В лесу».
- развивающие игры: «Паровозик», «Про мышонка», «Самолет», «Найди всех веселых девочек», д/игра «Построй-ка», «Подружись со звездочками», «Озеро чудес», р/игра «Приведи домой котенка», дв/игра «Прыгай – красный…»
Каждое занятие заканчивается ритуалом прощания, с помощью игры «Колокол».
- Индивидуальные занятия в интерактивной среде, сенсорной комнаты (10 занятий).
Структура занятия в сенсорной комнате строится по следующей схеме:
- ритуал вхождения в сказочное пространство (для этого используются различные приемы вхождения в сенсорную зону – обруч, сенсорная тропа, следы);
- рече-двигательное упражнение («Прогулка», «Птички», «Утро», «Муравей», «Солнце и тучка», «У моря», «Игра с песком»);
- взаимодействие с мультисенсорной средой («Солнышко», «Тучка», «Водопад», «Озеро», «Шариковый бассейн», «Хрустальные дворцы»);
- релаксационное упражнение (воздушная струя, дыхательные упражнения, релакс, телесно-ориентированные техники и т.п.);
- ритуал выхода из сказочного пространства (ребенок возвращается в активную зону сенсорной комнаты тем же путем каким и вошел).
Содержание работы с родителями.
- Диагностика детско-родительских отношений с помощью анкет и опросников.
- Консультации, ознакомление с итогами работы.
- Итоговое совместное занятие для ребенка и родителей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с задержкой психоречевого развития в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
- Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, средств и жизненных навыков;
- Учет речеязыкового развития, ограниченного объема личного опыта.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка
- Создание развивающей среды
- Сбалансированность подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Игровая комната: светлое помещение с ковровым покрытием, одним столом и стулом для дидактических игр.
Сенсорная комната: мультисенсорное оборудование, воздействующие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкие модули спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка, сухой бассейн.
Методическое обеспечение.
Методики для обследования познавательной сферы: «Разборка и складывание пирамидки», «Матрёшки», «Доски Сегена», «Почтовый ящик», «Кубики Кооса», «Разрезные картинки», «Пространственные ориентации», «Времена года», «Части суток», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Найди парные картинки и картинку в таблице», «10 картинок», «10 слов», «Серия сюжетных картинок», «Нелепицы», «Четвертое лишнее», «Кто что любит?».
Методики для обследования личностно-эмоциональной сферы: наблюдение, Цветовой тест, «Паровозик».
Методики для обследования детско-родительских отношений: анкета для родителей, анкета «Психологический микроклимат в семье»; опросник «Взаимодействие родителя с ребенком», «Семья цветов», методика «Измерение родительских установок и реакций».
Картотеки:
- подвижных игр
- психогимнастических упражнений
- релаксационных упражнений
- речедвигательных игр
- игры в сенсорной комнате
- игры на развитие мелкой моторики
- телесно-ориентированных игр.
Комплекты развивающих игр: набор пиктограмм; мнемокартинки. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Человек и его тело».
Список используемой литературы.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
- Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 л) / И.В.Ганичева - М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с.
- Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций» И.С. Макарова
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 272 с
- Ю.В. Царева Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48 с.
- Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006
- Мои эмоции. 4+. ФГОС ДО / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.Щербинина. – М.: Изд. «Экзамен», 2016
- Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ / А.И.Титарь. – М.: АРКТИ, 2009
- Игротренинги с использованием сенсорных модулей / М.В.Янчук. – Волгоград: Учитель, 2014
- Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010
- Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015
- Психогимнастика в детском саду : методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003
Приложение к программе № 1
КАРТА РАЗВИТИЯ
на 201__ - 201__ учебный год.
Ф.И. О. ребёнка ______________________________________ Дата рождения___________
Разделы программы | Итоги диагностики на начало учебного года | Динамика | ||
1 –е полугодие | 2-е полугодие | |||
1 год | ||||
Игровая деятельность | ||||
Развитие речи | ||||
Обучение грамоте | ||||
ФЭМП | ||||
Продуктивные виды деятельности | ||||
Самообслужи- вание | ||||
Музыкальное воспитание | ||||
Физическое воспитание | ||||
Эмоционально – волевая сфера | ||||
Заключение по итогам диагностики на начало учебного года | Заключение по итогам выполнения образовательной программы за учебный год | |||
Воспитатель: ____________________(_____ ____________)
Учитель – дефектолог: ____________(_____ ____________)
Учитель – логопед: _______________(_____ ____________)
Педагог-психолог: _______________(_____ ____________)
2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа основана на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка, учении об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования деятельности, ...
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...