МАСТЕР-КЛАСС Эффективные способы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского учреждения
методическая разработка

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.

Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.09 КБ
Файл mart_master_klass_2.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа «Гармония»

141600 Московская область, г. Клин, ул. 50 лет Октября, д.13а

Тел/факс: 8(496 24) 2-31-17, тел.: 8(496 24) 2-56-75, 2-82-23;

Е-mail:

МАСТЕР-КЛАСС

Эффективные способы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского учреждения

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

БУРАК

АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА

Март 2024 года

1 слайд (титул)

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.

Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада.

Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между воспитателями и родителями, должны установиться дружеские, партнёрские взаимоотношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей.

2 слайд

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание

Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Стресс, наносимый нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.

3 слайд

Адаптация является активным процессом, она приводит или к позитивным изменениям организма и психики или к негативным.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Адаптация приспособляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычной, сложившейся жизни ребёнка происходят такие изменения как:

- чёткий режим дня;

- отсутствие родных рядом;

- постоянный контакт со сверстниками;

- необходимость слушаться незнакомого до этого человека, воспитателя, помощника воспитателя;

-резкое уменьшение персонального внимания.

4 слайд

А – активность

Д – добро

А – анализ

П – последовательность

Т – тактичность

А – аргументированность

Ц – целеустремленность

И – инициативность

Я – яркость.

Как много различных понятий вложено в это слово.

5 слайд

От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении,

которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению его к новым

условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому

саду.

6 слайд

Существуют 3 степени сложности адаптационного периода:

легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; срок адаптации — 15–30 дней;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

7 слайд

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога. Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с мамой, привыкшие к исключительному вниманию. Главная задача работников детского сада и родителей в адаптационный период - сделать детский сад для ребёнка желанным! Для педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Воспитатель сталкивается с тем, что дети очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Необходимо создать основы благоприятных отношений между детьми и предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи являются вторичными.

8-9 слайд

И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего мною были выбраны следующие методы:

Слайд 10

  1. Метод песочной терапии, использование шариков для сухого бассейна . Песочная терапия – это интересный, творческий и весьма результативный метод, направленный на избавление от эмоционального напряжения, страхов, комплексов с помощью игры в песок. Песочная терапия одинаково подходит и взрослым, и детям! Занятия с песком стимулируют развитие правого полушария головного мозга и развивают творческие способности.

11 СЛАЙД

Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Вырабатываются хватательные навыки, укрепляется и развивается кисть.

12 слайд

Собирание пирамидки хорошая игрушка для развития малыша и является главной игрушкой раннего возраста. Складывание пирамидки, сортировка ее колец развивает интеллект и мышление ребенка, развевает моторику рук, координацию движений, сенсорику (цвет, форму, размер).

13 слайд

Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут

14 слайд
. Игры с нанизывание шариков, колец на шнур, соединение деталей крупного конструктора . - монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные способы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского учреждения ПОДГОТОВИЛ А ВОСПИТАТЕЛЬ БУРАК АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «Гармония» 141600 Московская область, г. Клин, ул. 50 лет Октября, д.13а Тел/факс: 8(496 24) 2-31-17, тел.: 8(496 24) 2-56-75, 2-82-23; Е- mail : Klin _ school _17@ mail . ru 17.10.2024 1

Слайд 2

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание Ломается привычный стереотип жизни Разлука с мамой порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности В незнакомой обстановке трудно ориентироваться Ребенок начинает активно обороняться У малыша сохраняется стойкий отрицательный эмоциональный настрой 2 2 1

Слайд 3

Адаптация- процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям Адаптация является активным процессом, она приводит или к позитивным изменениям организма и психики или к негативным. Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. 3 17.10.2024 1

Слайд 4

А – активность Д – добро А – анализ П – последовательность Т – тактичность А – аргументированность Ц – целеустремленность И – инициативность Я – яркость 4 17.10.2024 1

Слайд 5

От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду. 5 17.10.2024 1

Слайд 6

6 17.10.2024 1 легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; срок адаптации — 15–30 дней; тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Слайд 7

Главная задача работников детского сада и родителей в адаптационный период - сделать детский сад для ребёнка желанным! 7 17.10.2024 1

Слайд 8

Для педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Воспитатель сталкивается с тем, что дети очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Необходимо создать основы благоприятных отношений между детьми и предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи являются вторичными. 8 17.10.2024 1

Слайд 9

И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего мною были выбраны следующие методы: 9 17.10.2024 1

Слайд 10

17.10.2024 1 10 Метод песочной терапии, сухой бассейн

Слайд 11

17.10.2024 1 11 Игры с прищепками

Слайд 12

17.10.2024 Собирание пирамидки 12 Собирание пирамидки

Слайд 13

17.10.2024 1 13 Чтение художественной литературы

Слайд 14

17.10.2024 1 14 Игры с нанизывание шариков, колец на шнур, соединение деталей крупного конструктора

Слайд 15

Спасибо за внимание 17.10.2024 1 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Программа адаптационных занятийпедагога-психологаГорюновой Ж.В....

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в условиям детского сада» Колодина Татьяна Евгеньевна Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ Отсутствие в семье р...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...