Специфика профессиональной деятельности учителя дефектолога
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога : направления работы, функции дефектолога, специфика организации образовательного процесса с детьми со сложными дефектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_professionalnoy_deyatelnosti_uchitelya-defektologa.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога в детском саду.
1.Дошкольный дефектолог – специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющие отклонения в развитии.(ЗПР, УО, РАС, сложные дефекты)
Главная задача - определить индивидуальный маршрут воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям и в дальнейшем подготовить ребёнка к школьному обучению.
Функции дефектолога:
-Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья ребёнка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики, проводить диагностику уровня психического развития ребёнка- первичную - в сентябре, промежуточную - в январе и в мае – итоговую, исходя из результатов, составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы, умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии)
-Прогностические (умения наблюдать за психическим развитие ребёнка, способности прогнозировать результаты учебной и коррекционной деятельности с ребёнком с нарушением развития)
-Воспитательные (способности ставить и решать воспитательные задачи, владение методами социализации ребёнка с нарушением развития)
-Организационные (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный процесс, вести необходимую документацию, простраивать отношения между различными специалистами)
-Дидактические (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, учитывать психофизические особенности каждого конкретного ребёнка, умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку с ОВЗ)
Кроме перечисленных следует отметить консультативные, социальные и коммуникативные (взаимодействие с родителями, педагогами, специалистами участвующими в сопровождении ребёнка).
2. Профессиональная компетентность учителя-дефектолога включает в себя ряд составляющих:
-Психолого - педагогическая компетентность -знание особенностей психического развития условно здоровых детей и детей с нарушениями в развитии, знания о психолого –педагогических особенностей детей с различной патологией, умения собирать и систематизировать информацию
-Научно-методическая компетентность –знание актуальных проблем дефектологии, знания концепций и технологий коррекционно-развивающего обучения и умения их использовать с учётом особенности психофизического развития детей с особыми потребностями , умения выбирать методы и приёмы работы с детьми с особыми потребностями
-Коммуникативная компетентность-способность к межличностной коммуникации и продуктивному профессиональному взаимодействию
-Самообразовательная компетентность- профессиональная и личностная потребность в самосовершенствовании, способность к работе с профессионально значимой информацией
Кроме того, личностная (вера в потенциал ребёнка, эмпатия), предметная -владение нормативно-правовой базой организации коррекционно-развивающего процесса - которая является основой планирования , организации и осуществления контроля за психическим развитие детей с особыми потребностями
Направления работы учителя-дефектолога в детском саду
- Социальное развитие и ознакомление с окружающим, развитие речи
- Формирование системы сенсорных эталонов
- развитие зрительного восприятия и внимания
- развитие слухового восприятия
-развитие тактильно-двигательного восприятия
-развитие вкусовой чувствительности
- Формирование элементарных математических представлений
- Обучение игре
- Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму
Формы работы
Подгрупповая и индивидуальная. Преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребёнку в форме занятий, так и родителям в форме консультаций, во время которых родители учатся необходимым приёмам обучения и развития своего ребёнка.
Специфика организации образовательного процесса с детьми со сложными дефектами
-На каждом занятии используется большое количество наглядного и дидактического материала;
-Используются игровые технологии как доминирующие;
-Организуется практическая деятельность с конкретными предметами;
-Проводится постоянная работа по подражанию и многократному повторению материала;
-На занятиях соблюдается чередование разных видов деятельности;
-Обязательная эмоционально-положительная оценка малейших достижений ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности учителя-дефектолога
Первая часть Портфолио содержит анализ профессональной деятельности и включает "Портрет дефектолога" и материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетенции: социально-личностные, инструмента...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя – дефектолога
Тема самообразования: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения» Творческие замыслы: участие в городских и региональных семинарах, в профессиональных конкурсах, сетевых соо...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару
Тема самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года по 30 декаб...
Консультация по теме: «Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»
Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями...
Профилактика профессионального выгорания учителя-дефектолога
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Синдром професси...
Визитная карточка для регионального профессионального конкурса "Учитель-дефектолог года 2022"
Основная цель моей деятельности - оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в тесном взаимодействии со специалистами, воспитателями и родителями. Выявляя индивидуальн...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...