Консультация по теме: «Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Чернова Юлия Валерьевна

Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»

Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе социального дошкольного учреждения для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) принадлежит учителю-дефектологу, в обязанности которого входит следующее:

  • Динамическое изучение ребёнка;
  • Выполнение требований АООП коррекционно-развивающего обучения и воспитания для детей с ЗПР или ОИН;
  • Осуществление преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ;
  • Взаимосвязь с родителями воспитанников или законными представителями;

Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего взаимодействия является способность дефектолога организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребёнку

Дошкольные группы для детей с ОВЗ посещают воспитанники из разных семей: полных и неполных, с высоким и скромным достатком; дети хорошо образованных, успешных и дети неблагополучных родителей, дети из семей, чьи традиции воспитания отличаются от российских. Всех их объединяет любовь к своему ребёнку и требования к качеству работы педагогов. Семья является системообразующей детерминантной в социально-культурном статусе ребёнка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка.

Изучение практического опыта взаимодействия специалистов ДОУ с семьями дошкольников с ОВЗ показывает: оно характеризуется обоюдными трудностями. Со стороны родителей во многих случаях выявлено непонимание психофизических особенностей ребёнка с ОВЗ, неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие, отсутствие интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы и стремления к сотрудничеству с педагогами. Со стороны учителя-дефектолога имеет место недостаточное знание методов изучения семьи и особенностей семейного воспитания, современных принципов и направлений организации взаимодействия с родителями; недостаточные умения в планировании взаимодействия и организации координированного сотрудничества всего педагогического коллектива ДОУ в работе с семьями; заниженная самооценка собственных личностных качеств и практических умений, высокая критичность по отношению к родителям.

Изменения в социальной сфере, растущий интерес государства и общества к семейному воспитанию, развитие современной науки диктуют необходимость повышения уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения их квалификации. Поэтому при взаимодействии специалистов ДОУ с семьями необходимо учитывать следующее:

  • В детях родители пытаются реализовать свои мечты, хотят их видеть если не лучшими, то одними из лучших
  • Если ребёнок не отвечает их ожиданиям, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом
  • У разрыт родителей - различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Независимо от материального положения и образовательного уровня родители отличаются степенью «жертвенности» Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своим временем, интересами и отдыхом ради организации помощи собственным детям.
  • Родители воспитывают ребёнка на основе интуиции и на опыте собственного воспитания. Поэтому проблемы, которые возникают у ребёнка, часто рассматриваются родителями как лень или блажь, которую они пытаются преодолеть с помощью репрессивных мер
  • Недооценка или переоценка проблем ребёнка. Неадекватность оценки проблем ребенка часто зависит от уровня тревожности и уровня притязаний родителей.

Родители имеют право знать все о своём ребёнке. Но делать это надо деликатно, щадя родительские чувства, доброжелателем.

Улыбнитесь, прощаясь с родителями ребёнка. Пусть у них все будет хорошо. И у Вас тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....

Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

Повышение  профессионального мастерства  молодых  педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников        Современная ситуация в образова...

Блиц-игра "Педагогическая компетентность воспитателей как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников"

В материале раскрыта важность взаимодействия с семьями воспитанников. показана важность использования нетрадиционных форм взаимодйствия с семьями воспитанников. Раскрыты понятия "компетенция", "педаго...

Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

   При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, т...

Конспект мастер - класс для воспитателей на тему: "Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников"

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...