Консультация по теме: «Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме:
«Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями воспитанников или законными представителями»
Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе социального дошкольного учреждения для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) принадлежит учителю-дефектологу, в обязанности которого входит следующее:
- Динамическое изучение ребёнка;
- Выполнение требований АООП коррекционно-развивающего обучения и воспитания для детей с ЗПР или ОИН;
- Осуществление преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ;
- Взаимосвязь с родителями воспитанников или законными представителями;
Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего взаимодействия является способность дефектолога организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребёнку
Дошкольные группы для детей с ОВЗ посещают воспитанники из разных семей: полных и неполных, с высоким и скромным достатком; дети хорошо образованных, успешных и дети неблагополучных родителей, дети из семей, чьи традиции воспитания отличаются от российских. Всех их объединяет любовь к своему ребёнку и требования к качеству работы педагогов. Семья является системообразующей детерминантной в социально-культурном статусе ребёнка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка.
Изучение практического опыта взаимодействия специалистов ДОУ с семьями дошкольников с ОВЗ показывает: оно характеризуется обоюдными трудностями. Со стороны родителей во многих случаях выявлено непонимание психофизических особенностей ребёнка с ОВЗ, неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие, отсутствие интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы и стремления к сотрудничеству с педагогами. Со стороны учителя-дефектолога имеет место недостаточное знание методов изучения семьи и особенностей семейного воспитания, современных принципов и направлений организации взаимодействия с родителями; недостаточные умения в планировании взаимодействия и организации координированного сотрудничества всего педагогического коллектива ДОУ в работе с семьями; заниженная самооценка собственных личностных качеств и практических умений, высокая критичность по отношению к родителям.
Изменения в социальной сфере, растущий интерес государства и общества к семейному воспитанию, развитие современной науки диктуют необходимость повышения уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области взаимодействия с семьями. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения их квалификации. Поэтому при взаимодействии специалистов ДОУ с семьями необходимо учитывать следующее:
- В детях родители пытаются реализовать свои мечты, хотят их видеть если не лучшими, то одними из лучших
- Если ребёнок не отвечает их ожиданиям, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом
- У разрыт родителей - различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Независимо от материального положения и образовательного уровня родители отличаются степенью «жертвенности» Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своим временем, интересами и отдыхом ради организации помощи собственным детям.
- Родители воспитывают ребёнка на основе интуиции и на опыте собственного воспитания. Поэтому проблемы, которые возникают у ребёнка, часто рассматриваются родителями как лень или блажь, которую они пытаются преодолеть с помощью репрессивных мер
- Недооценка или переоценка проблем ребёнка. Неадекватность оценки проблем ребенка часто зависит от уровня тревожности и уровня притязаний родителей.
Родители имеют право знать все о своём ребёнке. Но делать это надо деликатно, щадя родительские чувства, доброжелателем.
Улыбнитесь, прощаясь с родителями ребёнка. Пусть у них все будет хорошо. И у Вас тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников»
тема"Нравственное воспитание дошкольников через взаимодействие с семьями воспитаников"...
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников Современная ситуация в образова...
Блиц-игра "Педагогическая компетентность воспитателей как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников"
В материале раскрыта важность взаимодействия с семьями воспитанников. показана важность использования нетрадиционных форм взаимодйствия с семьями воспитанников. Раскрыты понятия "компетенция", "педаго...
Мастер-класс для воспитателей «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников»
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для воспитателей...
Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, т...
Конспект мастер - класс для воспитателей на тему: "Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников"
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...