ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
статья на тему
На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.
Детский сад постепенно занимает позицию открытой образовательной системы: наряду с тем, что педагогический процесс дошкольного учреждения становится более гибким, дифференцированным, партнерским со стороны педагогического коллектива, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Родители детей являются одними из самых важных и ближайших партнёров дошкольной организации. ФГОС представляет дошкольное образование как первую ступень обязательного образования детей. Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной организации является актуальной в настоящее времяНа современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivakina.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивакина Наталья Николаевна
первая квалификационная категория, воспитатель, ЧДОУ детский сад № 201 ОАО «РЖД», г. Абакан.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.
Детский сад постепенно занимает позицию открытой образовательной системы: наряду с тем, что педагогический процесс дошкольного учреждения становится более гибким, дифференцированным, партнерским со стороны педагогического коллектива, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Родители детей являются одними из самых важных и ближайших партнёров дошкольной организации. ФГОС представляет дошкольное образование как первую ступень обязательного образования детей. Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной организации является актуальной в настоящее время (2).
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОО профессиональных и личностных отношений взрослых – воспитателей, специалистов, родителей и их отношения к самим себе, друг к другу, ребенку.
В современных условиях становятся очевидными неоспоримые и многочисленные преимущества именно взаимодействия ДОО с семьей (а не просто наставничества).
В условиях нашего детского сада важный вопрос организации взаимодействия с семьями воспитанников решается в трех направлениях:
- Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьями воспитанников, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Вовлечение родителей в деятельность ДО, совместная работа по обмену опытом воспитания и образования дошкольников.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
К основным задачам, которые мы ставим перед собой при взаимодействии с родителями, относятся следующие:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
- создать атмосферу взаимопонимания, общности целей, стремлений и интересов для развития и воспитания детей;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Большая просветительская работа проводится по выработке принципов и следованию им при взаимодействии с родителями. К ним мы относим:
Сотрудничество (не просто наставничество). Для современного дошкольного образования становится все более характерно, что позиция наставления сегодня вряд ли дает положительные результаты. Более уместно создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Эти формы требуют более тщательной и серьезной подготовки всех проводимых мероприятий.
Индивидуальный подход к каждой семье. Важно увидеть и почувствовать ситуацию и предпринять верные действия в общении с родителями.
Гибкость и динамичность при взаимодействии с родителями. Детский сад находится в режиме развития, где становится очень актуальным и востребованным умение коллектива быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Мы рассматриваем позитивный настрой на общение (отсутствие категоричности, требовательного тона, корректное обращение) как фундамент, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями воспитанников
Мы находимся в поиске инновационных форм работы с родителями. Девизом нашей работы стали слова А.С. Макаренко: «Семья начинается с детства. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Ближе всего к дошкольнику, вопросам его воспитания стоят педагоги ДОО. Именно они заинтересованы в создании условий для развития каждого ребенка, в преодолении ошибок семейного воспитания, в повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.
Поэтому в настоящее время взаимодействие педагога и родителей рассматривается, как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решение задач воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Участниками программы являются дети, родители, педагоги, администрация, специалисты детского сада №201 ОАО «РЖД».
Цель программы – реализовать единый подход к обучению и воспитанию детей в семье, в детском саду на основе ФГОС, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
Ожидаемые результаты: обогащение опыта межличностного общения детей, родителей, педагогов; создание положительного эмоционального микроклимата при взаимодействии с родителями; повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС; продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Формы работы с семьями воспитанников в рамках реализации данной программы носят инновационный характер, и их организация отражает принципы работы с родителями.
С желанием родители принимают участие в совместных досугах, выставках, конкурсах. Такие акции, как «День добрых дел», «Почта доверия» позволяют открыть воспитательный потенциал родителей. Особой организации требуют такие формы работы как «Семейная гостиная», «Родительское кафе», где в режиме диалога обсуждаются важные вопросы воспитания детей. Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме. Такие формы работы способствуют формированию родительского коллектива, получению позитивного опыта и интересного общения родителей с педагогами.
Традиционные формы взаимодействия все больше приобретают инновационные штрихи. Консультации, памятки, буклеты, фотовыставки, фотогазеты, информационные стенды, семейные проекты представляются современно, учитывая запросы и потребности всех участников образовательного процесса.
Таким образом, внедрение данной программы в работу с семьями воспитанников детского сада закономерно дает положительные результаты. Наша работа построена таким образом, что родители, включенные в педагогический процесс, проявляют заинтересованное участие, а это является важным условием развития субъектов образовательного процесса.
Библиографический список.
- Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ. / З.А. Богомолова. // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 2.
- Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
- ФГОС ДО. Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/6261
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В учреждении сложился алгоритм подготовки и проведения Родительского Университета, который включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный....
Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...
«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...
Консультация для воспитателей "Флешмоб и челлендж - инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников"
Материал пригодится педагогическим работникам детского сада, поможет разобраться чем отличается "флешмоб" от "челленджа", и как использовать эти формы работы для вовлечения р...
"Детский календарь" как инновационная форма работы с родителями воспитанников в условиях современного ДОУ
"Детский календарь" Т.Н. Дороновой....
"Детский календарь" как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здор...
Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.
Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения, новые фо...