Статья "О роли сенсорного развития детей дошкольного возраста с ДЦП"
статья по коррекционной педагогике по теме
Статья "О роли сенсорного развития детей дошкольного возраста с ДЦП" была опубликована в сборнике международной научно – практической конференции «Молодежь Сибири – науке России» в 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«О РОЛИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП»
Зверева И.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №54 «Золушка» г.Лесосибирска
Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательных процессов детей с ДЦП. Значение и возможности сенсорного воспитания детей с ДЦП.
Ключевые слова: ДЦП, сенсорное воспитание.
В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа больных детей детским церебральным параличом. В условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Дети с ДЦП имеют серьёзные проблемы в психологическом развитии и нуждаются в особой коррекционно-развивающей работе. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначают синдромы, возникающие в результате повреждения мозга на разных этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.
ДЦП - составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
- нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционирование всей познавательной системы ребенка, т.к. нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- повышенная истощаемость всех психических процессов;
- повышенная инертность и замедленность психических процессов, приводящих к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой.
Внимание детей с ДЦП характеризуются рядом патологических особенностей: обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.
Восприятие детей с ДЦП имеет своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникает защитно- оборонительные реакции: вздрагивание, плач и испуг. У таких детей перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений. У некоторых детей отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развития слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей, нарушения пространственных представлений, формирования схемы тела, развития моторики детей.
Также при ДЦП часто наблюдаются отклонения в интеллектуальном развитии. Это выражено в нарушении связности психических процессов между нормально развитым абстрактным мышлением и слабо развитыми функциями пространственного анализа и синтеза, в нарушении счетных способностей. Низкие способности к пространственному анализу появляются в трудностях при составлении представлений о понятиях, определяющих положение предметов и частей своего тела в пространстве, сложности при идентификации геометрических фигур. У дошкольников с ДЦП часто вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное часто недостаточно развито. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Большинство детей с ДЦП с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве, не могут верно скопировать предмет, его форму, пересовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении.
Учитывая все вышеперечисленные нарушения познавательных процессов детей с ДЦП, мной, как одной из наиболее эффективных форм работы при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, используется сенсорное воспитание детей с ДЦП.
Сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Используя этот метод работы с детьми с ДЦП, я стараюсь учитывать уровень сенсорного развития ребенка с ДЦП: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи.
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП можно выделить несколько разделов.
1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.
Особо хотелось бы отметить важность группы упражнений, направленных на воспитание дифференцированного зрительного восприятия детей с ДЦП. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении навыками чтения и письма.
Также в силу двигательной депривации и корковых нарушений у подавляющего большинства детей, особенно при тяжелой двигательной патологии, пространственные представления недостаточно сформированы. В связи с этим, важнейшую роль в сенсорном воспитании играет формирование пространственных представлений, которое следует начинать с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с ДЦП должна быть направлена не только на формирование двигательных навыков, но и на активизацию работы сенсорной системы. Также важно при коррекционной работе учитывать не возраст ребенка, а уровень его психо-речевого развития, однако проводить данную работу считаю необходимым в форме ведущего для данной возрастной группы вида деятельности.
Библиографический список:
- Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Педагогическое сообщество России, 2009. – 320 с.
- Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва: Новая школа, 2006. – 276с.
- Коноваленко С.В. Детский церебральный паралич: Конструктивная деятельность детей. - М.: Издательство "Книголюб", 2007. - 88с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва: Просвещение, 2008. – 231с.
- Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева и др.- Изд.3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 576с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-786415-1548230148.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892711-1486787744.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465098-1405793163.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/31/picture-1335750-1622431220.jpg)
Роль сенсорного развития в дошкольном возрасте
Данная статья рассказывает о том, как важна зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста. Описываются задачи зрительной гимнастики и её виды, которые практикуются в дошкольных учреждениях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» «Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях»
Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях.Сенсорное развитие детей дошкольного возраста....