Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» «Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях»
консультация
Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.
Эффективной формой развития сенсорного восприятия являются сенсорные дидактические игры.
Приведу пример дидактических игр, в которые вы, уважаемые родители, можете позаниматься со своим ребенком в свободное время, без особых затрат и подготовки:
«Найди и покажи гладкие и колючие предметы».
Учить на ощупь находить предметы с разной поверхностью. Ребенок ощупывает предметы и называет, какие из них гладкие, какие колючие.
«Опиши предмет».
Учить передавать в словесной форме свои тактильные ощущения; развивать внимание, мышление. Ребенок с завязанными глазами ощупывает игрушку на панели и описывает, какая на ощупь, её форму.
«Узнай фигуру».
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Чудесный мешочек».
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Вкусное путешествие»
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Успехов!
Консультация для родителей
«Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях»
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для накопления определенных знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств. В этом периоде у детей развиваетсявосприятие, происходит формирование знаний о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе). Окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. И чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее происходит его сенсорное развитие.
Многие исследования показали, что процесс сенсорного восприятия наиболее активно формируется с 2 до 4 лет. В этом возрасте дети более пытливы и активны, легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, форму, запах, вкус, вес), чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, предметы, суть которых отражает какую-либо из общепринятых абстракций, описывающих качества вещей – к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень. Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать различные цвета, круглые и прямоугольные части).
Больше гуляйте с ребенком и, на прогулке рассказывайте ему о деревьях, домах, машинах (большие – маленькие, цвет, форма). А когда вы с ним дома – объясняйте все, что интересно ребенку (называйте цвета его одежды, карандашей, обратите внимание на размер пластиковых крышек от бутылок, лоточков, кастрюль, чашек). Одним словом, попробуйте взглянуть на мир глазами вашего ребенка!
Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое занимательное занятие обозначается для них словом «игра». В процессе игры ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.
Существуют простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
Игра «Прятки»
Дети любят играть в прятки. Вот и поиграйте с ними. Предложите ребенку с закрытыми глазами на ощупь узнавать свои игрушки. На прогулке попросите ребенка закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: шишку, яблоко, камень, песок, палочку, цветок, лист. Учитесь вместе нюхать и распознавать запах травы и цветов на прогулке.
Игра «Бусины»
В игре перед ребенком ставится задача: разложить разноцветные бусинки по мисочкам соответствующих цветов. Для начала можно использовать бусины двух цветов, затем можно добавить ещё один цвет. От игры двойная польза: развиваем мелкую моторику ребенка (тренируется щипковый захват) и при этом практикуется умение сортировать предметы по группам (в данном случае по цветам).
Игра «Прищепки»
Для игры необходимо приготовить плоскостные изображения елочки и солнышка. Показать ребёнку солнышко и сказать, что оно потеряло свои лучики, ребенку предлагают выбрать желтые прищепки и «вернуть» лучики солнышку. Затем взрослый обращает внимание ребенка на елочку. И предлагает малышу подобрать для нее иголочки. Ребенок выбирает и прикрепляет зеленые прищепки.
Игра «Найди предмет»
На прогулке или дома ищите предметы выбранного вами цвета: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое.
Игра «Чего не стало»
Взрослый выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов. Это могут быть кубики разных цветов. Взрослый предлагает ребенку запомнить их. Затем ребенок закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет. Можно использовать 3 кубика разного цвета (красный, зеленый, желтый).
Игра «Что звучит?»
Для игры можно брать по 2-4 предмета. Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у ребенка. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет.
Игра «Найди домик»
Взрослый рисует два домика, один – большой, другой –маленький. Выкладывает рисунки перед ребенком. Затем на стол ставятся две игрушки, например большой и маленький медведь. Задача ребенка – догадаться, где, чей домик и почему. Варианты игры могут меняться: можно предложить подобрать для большого и маленького медведя автомобиль, кровать, стол, стул, коробку.
Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окр...
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.З...
Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия ипредставлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенокрождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки...
Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так в...
Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Игры для сенсорного развития детей".
Сенсорное развитие детей 3-4 лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольств...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры».Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия,...