Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
консультация (младшая группа) на тему

Голтаева Нина Игоревна

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркивается важность работы над мелкой моторикой в связи с развитием речи, памяти, воображения, с воспитанием личности ребенка в целом. Дается краткий обзор практических методик развития мелкой моторики у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ «ЁЛОЧКА»

Консультация для воспитателей

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(В ТОМ ЧИСЛЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ЧАСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ)

Воспитатель

Голтаева Н.И.

Симферополь

2018 г.

Наукой установлено, что способность познания путем восприятия предметов и явлений присуща человеку от рождения. Когда малыш появляется на свет, все его чувства начинают интенсивно работать. Включается сенсорное восприятие, в результате которого путем собственных ощущений и личного восприятия у ребенка закладываются первые кирпичики в составлении картины окружающего мира. Задача взрослых, которые находятся рядом с ребенком – максимально использовать его природные способности, не упустить возможность раскрыть их потенциал.

Период раннего и младшего дошкольного возраста является сензитивным для развития процесса восприятия. Природная способность слышать, видеть, обонять, ощущать нуждается в раскрытии, а работа органов чувств – в совершенствовании. Поэтому так велико значение сенсорного воспитания в этом возрасте. Ученые считают, что оно имеет не только самостоятельное значение, но и является фундаментом для всего умственного развития.

Восприятие – основа познавательного процесса. И память, и мышление, и воображение не могут действовать, если нет материала для них – образов восприятия окружающего мира. От этого также зависит развитие наблюдательности, пополнение словарного запаса, приобретение основных навыков учебной деятельности. Понятно поэтому, что отсутствие сенсорной культуры непременно скажется на умственном развитии ребенка. Сенсорное воспитание обеспечивает совершенствование процессов ощущений, восприятий и представлений и, следовательно, закладывает первую ступень познавательного процесса. Если пустить этот процесс на самотек, все последующие ступени могут оказаться неполноценными и поверхностными. Поэтому он должен быть планомерным и последовательным.

Сенсорное развитие представляет собой процесс формирования представлений о свойствах предметов. Это достигается с помощью сенсорного воспитания – планомерного и последовательного ознакомления ребенка с сенсорной культурой. Наука выделяет следующие виды сенсорных ощущений: визуальные, или зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. С их помощью у ребенка формируются представления о форме, размере, цвете предметов, о звуке, запахе и вкусе.

Развить восприятие ребенка и сформировать представления о свойствах предметов и явлений, окружающих его, является задачей взрослых в процессе сенсорного воспитания.  Для этого следует обеспечить ребенку разнообразие сенсорных впечатлений, одновременно обучая перцептивным действиям – ощупыванию, осматриванию, выслушиванию и пр. Взрослые при этом должны помочь малышу заметить и воспринять красоту окружающего мира, а также научить осознанно воспринимать сенсорные впечатления – дифференцировать, называть, запоминать и использовать полученные знания в жизни.

Этого нельзя достичь, если ребенок не будет в состоянии соотнести выявленные свойства данного предмета со свойствами и качествами других окружающих вещей. Следовательно, ему нужны так называемые сенсорные эталоны – исторически общепринятые образцы свойств, с которыми можно сравнить воспринятое чувствами.

Сенсорными эталонами для детей раннего возраста считаются:

– основные  цвета спектра и их оттенки – для цвета;

– геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал) – для форм;

– три размера (большой, средний, маленький) – для величины;

– ноты музыки и звуки родного языка – для слухового восприятия;

– четыре основных вкуса (кислый, горький, сладкий, соленый) – для вкусового восприятия;

– пять запахов (свежий, горький, сладкий, тяяяжелыый, легкий) – для обонятельного восприятия;

– два определения (теплый, холодный) – для температуры.

Усвоение сенсорных эталонов начинается в раннем детстве, но поскольку процесс этот долгий и сложный, то не ограничивается его рамками.

Основные задачи сенсорного воспитания можно определить как:

– формирование правильных сенсорных эталонов;

– формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);

– приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Именно в раннем возрасте изучение сенсорных свойств предметов является приоритетной задачей для ребенка. Поэтому для обеспечения достаточного разнообразия впечатлений нужно проводить специальные занятия по сенсорному воспитанию детей. В этот период у них происходит приобретение представлений о вкусе различных продуктов, о цвете, величине и форме окружающих предметов, о других их характеристиках – мягкости-твердости, фактуре, температуре, материале. Задача сенсорного воспитания, таким образом, – обеспечить ребёнку максимальное разнообразие впечатлений о свойствах предметов, дать представление о цветах спектра, о геометрических формах. Путем различных форм обследования – зрительного, слухового, двигательного, осязательного – дети приходят к началу познавательной деятельности: учатся различать цвета, сравнивать размер и форму предметов. Параллельно развивается речь – ребенок узнает значение слов, понимает их отношение к различным действиям или предметам.

Следует обратить особое внимание на то, чтобы накопление зрительных, осязательных, слуховых и других образов сопровождалось словесным закреплением. Изучаемые ребенком свойства и отношения вещей должны быть обозначены и связаны словом – только тогда они прочно закрепятся в представлении и приобретут четкость и устойчивость. Если чувственное впечатление закреплено словесно, то его можно с помощью слова-названия вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда называемого объекта восприятия уже не будет рядом. А это чрезвычайно важно для всех познавательных процессов.

Стремление ребенка познавать мир получает еще больше возможностей для раскрытия в условиях тесного контакта с природой. Ходить босиком по траве, играть с водой, строить из песка – подобные занятия дают неоценимый сенсорный опыт, большое разнообразие ощущений. Кроме того, при правильном и внимательном подходе взрослых, у ребенка формируется интерес к событиям, происходящим в природе, а в дальнейшем это поможет в усвоении ее законов.

 Чтобы пробудить у ребенка интерес к изучаемому материалу, игровая форма остается наилучшим способом. Это относится и к сенсорному воспитанию. Для каждого из пяти чувств, или, пользуясь научным термином, для каждой из сенсорных систем можно подобрать увлекательные игры и упражнения, пользуясь всем доступными средствами. Интересные методики, в частности, используются в системе Монтессори. Одно из их достоинств – что они позволяют одновременно тренировать тактильную чувствительность, зрительное и слуховое восприятие. Сюда относятся, например, игры с природными объектами – шишками, крупой и пр. Эти предметы имеют различный цвет, размер, фактуру, вес, от них ребенок получает различные осязательные впечатления; с их же помощью можно издавать разные звуки (пересыпая крупу или бросая шишки на стол). Ребенок развивает память и воображение, представляя, на что могут быть похожи эти предметы, тренирует речь, описывая свои ощущения.

Чрезвычайно полезны игровые занятия типа «Мешочек с секретом». Ребенок не только ощупывает мелкие предметы или материалы, лежащие в мешочке, но должен сопоставить испытанные ощущения с теми, которые у него были ранее по поводу каждого предмета, идентифицировать предмет и назвать его словесно. Это очень напряженная и эффективная работа, развивающая сенсорное восприятие и ум ребенка сразу в нескольких направлениях.

Все составляющие сенсорного воспитания, безусловно, очень важны для гармоничного развития личности. В частности, стоит обратить внимание на тактильно-двигательное восприятие. Без него не может сложиться целостное представление о мире, так как именно оно лежит в основе первых впечатлений о расположении, величине, форме предметов, окружающих ребенка.

Моторика (от лат. Motor – приводящий в движение) – двигательная активность организма человека или его составляющих, а также вся совокупность его двигательных возможностей – реакций, навыков, умений, сложных актов движения. Моторика включает в себя как произвольные движения, так и непроизвольные, и проявляется в разных видах, как-то: общая моторика, мелкая моторика (движения пальцев и кистей рук), артикуляционная моторика и т.д.

Крупная моторика представляет собой комплекс действий, имеющих целью исполнение какой-то задачи – например, ходьба, поднятие предмета и др. Крупная моторика осваивается ребенком в первую очередь, а уже потом на нее накладываются развивающиеся навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это координированные, тонкие движения пальцев, способность обращаться с небольшими предметами и совершать более точные действия. Сюда относятся, например, застегивание пуговиц, шнурование, рисование, игра на музыкальных инструментах. Мелкая моторика, как следует из ее названия, осуществляется работой мелких мышц. Развитие ее – необходимое условие для проявления у ребенка творческих способностей. Гармоничное развитие мы получим лишь в том случае, если будем уделять внимание развитию и крупной, и мелкой моторики в комплексе.

Исследования педагогов и психологов XIX-XX вв. наглядно показали, что мелкая моторика чрезвычайно важна для развития высших свойств сознания – мышления, воображения, внимания, наблюдательности, речи, двигательной и зрительной памяти. Особенно следует обратить внимание на речь. Доказано, что почти целая треть двигательной проекции коры головного мозга отведена под проекцию кисти руки. Она расположена очень близко от речевой зоны мозга и имеет с ней очень тесную связь. Если мы развиваем мелкую моторику у ребенка, то стимулируются не только те центры мозга, которые отвечают непосредственно за движения пальцев, но и отвечающие за речь. Таким образом, мелкая моторика тесно связана с речью и восприятием на уровне фундаментального строения центральной нервной системы.

Не случайно еще в во II веке до нашей эры в Китае уделялось огромное внимание мануальной, то есть ручной моторике. В древних трактатах отмечено, что пальцевые игры способствуют гармонии разума и тела, поддерживают активность мозговых систем. Были установлены конкретные взаимосвязи – например, массаж большого пальца способствует функциональной активности головного мозга, указательного – оздоравливает желудок, безымянного – положительно воздействует на печень и почки и так далее. В Японии популярны упражнения с грецкими орехами, а в Китае – с металлическими или каменными шарами, которые различным образом перекатываются в пальцах и ладонях. Такого рода регулярные упражнения улучшают деятельность сердца, сосудов, пищеварительной системы, улучшают умственные способности и память, избавляют от стрессов, способствуют координации движений и поддержанию жизненного тонуса.

Многие известные отечественные ученые и педагоги (например, В. Сухомлинский, В. Бехтерев, И. Сеченов и другие) также отмечали огромное значение мелкой моторики для полноценного развития детей. Исследования подтверждают, что простые движения рук могут снять усталость и напряжение, в отношении детей – помогают улучшить произношение отдельных звуков, что очень важно в плане развития речи.

Давно установлен тот факт, что если у детей отстает развитие движений пальцев, то нарушается и развитие речи. И наоборот, движения пальцев помогают развитию речи и центральной нервной системы в целом. Это наглядно иллюстрируют, например, исследования М. Кольцовой и Л. Фоминой. Детей первых лет жизни просили показать один, два или три пальца отдельно. Изолированные движения пальцев удавались детям с хорошей речью; а те, у которых пальцы сгибались только вместе, развитой речью не обладали. Естественно отсюда заключить, что добиться развития речи можно лишь вместе со свободными движениями пальцев.

Эти закономерности были подмечены и народной педагогической традицией, которая хранит множество пальчиковых игр, сопровождающихся потешками и прибаутками – например, «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая», – а также естественные приемы массажа, скажем, когда после мытья рук каждый пальчик ребенка старательно вытирался по отдельности. Занимательная форма очень подходила, чтобы естественно и ненавязчиво развить у детей необходимые навыки, и эти игры и приемы до сих пор живут в практике работы с малышами.

Большую известность в дошкольном воспитании приобрели методики Марии Монтессори. По ее мнению, «живое созерцание», с которого начинается познание ребенком мира, очень связано с мелкой моторикой пальцев, потому что именно через осязание дети получают огромную часть информации о мире. Сенсорные процессы создают фундамент для процессов познавательных – память, мышление, воображение. То же касается и творческих способностей ребенка. Интенсивные упражнения пальцев рук стимулируют развитие коры головного мозга. Мария Монтессори разработала множество развивающих упражнений и игр с простыми окружающими ребенка в повседневной жизни предметами и материалами, позволяющих обеспечить как разнообразие сенсорных впечатлений, так и их взаимосвязь с познавательными процессами.

По мнению английского психолога Д. Селли, развитие речи и мелкой моторики у человека разумного шло параллельно – из поколения в поколение руками выполнялись все более сложные действия, и соответственно увеличивалась площадь двигательной проекции руки в мозгу. Аналогичный процесс происходит у детей. Прежде появляются тонкие пальцевые движения, а затем – артикуляция слогов; развитие речи напрямую зависит от степени развития движений пальцев. Примерно в 5 месяцев большой палец у ребенка противопоставляется остальным при захвате предмета, и самое это действие теперь производится не целой ладонью, а пальцами. Схватывание предмета совершенствуется на 6-м месяце; а на 7-м можно отметить артикуляцию отдельных слогов. В 8-9 месяцев ребенок может брать двумя пальцами небольшие предметы, указывать пальцем и т.д. И только вслед за этим – но не раньше – произносятся первые слова. Тесная взаимосвязь речевой функции и развития тонких пальцевых движений прослеживается на всем протяжении раннего детства.

Можно проследить постепенное и последовательное развитие мелкой моторики у ребенка:

Сенсорная интеграция – кисть тренируется путем поглаживания предметов с разными фактурами (например, стол, стулья, лицо мамы, ковер и т.д.).

Сенсомоторная координация – согласование движения рук и глаз.

Движение – ребенок учится дотягиваться до какого-либо предмета, схватывать его и производить действия с ним.

Дотягивание и ощупывание – дает возможность ребенку производить действия в разных положениях и дает новые стимулы – например, из положения на коленях у мамы дотянуться и потрогать ее лицо.

Захват и удержание – важно обратить внимание, что игрушки должны быть удобными для захвата.

Выпускание – ставит целью стимулировать  ребенка отпустить игрушку и взять взамен другую.

Отталкивание и сдвигание – движения от себя и в сторону. Здесь взрослые должны учитывать, насколько легок предмет, и особенности его движения – по-разному будут сдвигаться мячик, машинка или, допустим, детская посуда.

Подтягивание – практикуется сидя на руках.

Перенос  – пользуясь ложкой или рукой, из одной посуды в другую.

Нажатие – очень наглядно в процессе игры с водой и губкой, из которой выжимается пена.

Манипулирование – помахивание, постукивание, открытие-закрытие предметов с крышкой.

Бимануальные навыки – здесь применимо множество действий: нанизывание бус, одевание и раздевание кукол и соответственно застегивание (расстегивание) одежек, шнуровка, закручивание-откручивание. Сюда же можно отнести навыки приема пищи и питья, умывания, чистки зубов, игры в мяч, стирки, мытья посуды, рисования и лепки и многие другие.

Мы видим, что множество важных движений осваивается именно в первые годы жизни. Вначале действия ребенка, конечно, очень негармоничны и неумелы; темп развития моторных навыков индивидуален у каждого из детей, и процесс этот идет постепенно. Взрослые должны создать для развития этих навыков активную подготовительную среду, что подразумевает тщательный подбор предметов, разработать или подобрать разные упражнения и игры для развития двигательных навыков всех видов и координации движений.

В зависимости от возраста перед детьми стоят различные задачи в развитии моторики. В период от рождения до двухлетнего возраста ребенок садится, начинает вставать, делает первые шаги. Это дает возможность активно исследовать мир вокруг, брать вещи в руки и делать с ними простые действия – например, класть небольшие предметы в коробку, рисовать каракули, стягивать с себя шапочку, класть руками пищу в рот. Соответственно происходит первое включение второй сигнальной системы, то есть речи, и это позволяет совершенствовать развитие и деятельность детей. И недостаточность двигательного развития, и нарушения речи имеют негативные последствия для общения человека и возможности многих видов деятельности.

В 2-3 года сильно увеличивается словарный запас, возникают первые элементарные суждения об окружающем, выраженные в довольно развернутых высказываниях. В три года ребенок может как учитывать свойства предметов, так и соотносить их с общепринятыми сенсорными эталонами (величины, формы и др.). Наглядно-образное мышление становится преобладающим, и на фоне возросшей любознательности ребенок становится способен не только улавливать внешнее сходство предметов по различным признакам, но и усваивать их классификацию по группам (посуда, одежда и пр.). Мелкая моторика продолжает совершенствоваться в тесной взаимосвязи с процессами мышления, что в дальнейшем послужит основой для готовности к обучению в школе. В частности, тонкие движения кисти и пальцев – необходимое условие для того, чтобы овладеть письмом.

Для раннего дошкольного возраста мелкая моторика, координация, сенсорика – основополагающие понятия. Степень их развития определяет речевые способности, воображение, концентрацию и другие необходимейшие качества. В это время ребенок учится класть предметы на положенные им места; захват предмета ладонью сменяется более активным использованием пальцев. Для ребенка становится доступным рисование кругов и линий, использование ножниц, он учится надевать и снимать свободную одежду. Здесь очень важна роль координации рук и глаз и бимануальные действия.

Степень развития мелкой моторики у дошкольников 2-3 лет можно определить по некоторым простым умениям – стучать предметами друг о друга, брать крошку хлеба двумя пальцами, строить по образцу мост из трех кубиков, срисовывать квадрат и круг и др. По количеству усвоенных навыков из этого ряда можно судить о гармоничном или нарушенном развитии мышления и двигательных способностей ребенка.

Если ребенок имеет хорошо развитую мелкую моторику рук, то обычно и способен к логическому рассуждению, имеет хорошую память и внимание, обладает связной речью. Поэтому задолго до школьного возраста следует начинать работу с моторикой рук. Фактически уже массаж пальчиков младенца закладывает фундамент для этого чрезвычайно важного периода жизни ребенка, активизируя определенные зоны в коре головного мозга.

Тонкие движения пальцев и рук у детей развиваются параллельно с кинестетическим чувством (положения тела в пространстве и его перемещения), образуются зрительно-тактильно-кинестетические связи. После их формирования зрение в значительной степени принимает на себя контроль за движением руки, то есть стимулом для движения руки к предмету становится его внешний вид.

Сенсомоторная координация – согласование движения рук и глаз – тоже зависит от мелкой моторики. Зрение – инструмент изучения мира у ребенка; с его помощью он контролирует свои движения, и они постепенно делаются точнее и совершеннее. В то же время чем более точны движения, тем больше новой информации ребенок может обнаружить для себя в исследуемых предметах. Обследуя предметы, дети начинают понимать причинно-следственные связи. По мере взросления они все чаще и активнее пользуются разными движениями рук, чтобы повторить или создать нечто – построить, нарисовать, в конечном итоге и написать. Также с помощью мелких движений ребенок учится самостоятельно одеваться, ухаживать за собой – то есть вырабатывает самостоятельность, он учится доводить дело до конца, получать удовлетворение от хорошо выполненной работы, что очень важно для развития личности в целом.

Итак, важность развития мелкой моторики для гармоничного формирования личности ребенка видится бесспорной. Методики, применяемые в этих целях, очень разнообразны. Сюда относятся, например:

– изображение окружающих предметов (флажок, цветок) при помощи фигур из пальцев:

– сопровождение игровых стихов ритмичными движениями;

– различные движения с предметами – палочками, карандашами, шнурками, орехами, прищепками и т.п.;

– игра в мозаику;

– лепка из разных материалов – глины, пластилина, соленого теста;

– игры с крупами и семенами;

– переливание воды из сосуда в сосуд;

– действия с песком (пересыпание, лепка);

– игры с небольшими игрушками;

– действия с пуговицами;

– завязывание и развязывание веревочек;

– рисование в разных традиционных и нетрадиционных техниках, в т.ч. пальчиковое рисование;

– оригами, аппликация, конструирование из бумаги;

– пальчиковый театр.

Проводя занятия и игры в целях развития мелкой моторики, не стоит забывать об индивидуальных особенностях детей. Положительные эмоции от занятий – один из залогов успеха, поэтому к каждому ребенку необходимо найти свой подход. Следует помнить, что от развития движений пальцев ребенка во многом зависит и развитие его ума, и проявления творчества, и познавательные функции. Эта ответственность должна стимулировать у воспитателя творческий подход к своей задаче и подвигать его к поиску новых решений.

Литература

  1. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст] /Т.А. Ткаченко. – М.: ЭКСМО, 2007.
  2. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко-  М: Эксмо, 2011
  3. Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко - Эксмо 2006
  4. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, загадки, потешки для детей 2-3 лет. Никитина А.- Каро 2009
  5. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика-Синтез, 2010
  6. Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.-  Генезис, М – 2008
  7. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина. – М., 2005. – 139 с.
  8. http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-aleksandrovna-drankova/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-melkoi-motoriki-ruki.html
  9. http://marypop.ru/rannee-razvitie/metodiki-rannego-razvitiya/censornoe-razvitie-detej.html
  10.  http://открытыйурок.рф/статьи/609298/
  11.  http://открытыйурок.рф/статьи/581288/
  12.  http://razvitie-malysha.com/razvitije/1-3/melkaja-motorika.html
  13.  https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-rannego-vozrasta-456345.html
  14.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/22/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-rannego-vozrasta
  15.  https://detimy.ru/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-rannego-vozrasta/
  16.  http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ranego-vozrasta-iz-opyta-raboty.html
  17.  http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  18.  https://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova
  19.  https://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova
  20.  http://www.orthedu.ru/obraz/14168-razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-rannego-vozrasta.html
  21.  https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/242930294/
  22.  http://преодоление35.рф/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-rannego-vozrasta
  23.  https://interactive-plus.ru/ru/article/115152/discussion_platform

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Непосредственно образовательная деятельность по разделу "Развитие мелкой моторики и осязания/Сенсорное развитие" для детей 3 – 4 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на тему: «В осеннем лесу»

Фрагмент подгрупповой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного во...

Консультация "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста ".Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей

Известно, раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность ...

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (5-7 лет) Развитие мелкой моторики рук при помощи игр с нитями и овладения навыками вязания крючком «Нитка, петелька, крючок»

Развитие мелкой моторики ребенка определяет качество его жизни, так как с ней связано большое количество бытовых действий (одевание и раздевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, вдевание нитки...

Пособие "Машинки" для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития

Пособие предназначено для развития мелкой моторики рук за счет откручивания и прикручивания барашков, так же идет сенсорное развитие , так как нужно прикрутить барашки по цветам, при скручивание бараш...