Роль сенсорного развития в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная статья рассказывает о том, как важна зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста. Описываются задачи зрительной гимнастики и её виды, которые практикуются в дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль сенсорного развития в дошкольном возрасте | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сенсорного развития в дошкольном возрасте
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов, объектов и явлениях окружающего мира: их форме, величине, цвете, запахе и вкусе, положении в пространстве.
Познание человеком мира происходит через сенсорные системы, это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Сенсорное развитие имеет шесть направлений. Первое направление – это усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны цвета – это семь цветов спектра, оттенки цветов, различающиеся по насыщенности и светлоте. Эталоны формы – это геометрические фигуры, в роли эталонов величины выступает метрическая система мер. В слуховом, вкусовом и обонятельном восприятии так же существуют свои эталоны. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и долгий процесс, который выходит далеко за рамки дошкольного детства. Мало уметь называть какое-либо свойство предмета или объекта, важно знать разновидности каждого свойства, уметь анализировать и выделять свойства различных предметов в самых разных ситуациях.
Вторым направлением сенсорного развития выступает развитие восприятия детей. Восприятие определенных предметов и явлений происходит благодаря развитию анализа и синтеза комплексных раздражителей. Ребенок, каждый день встречаясь с определенными предметами, людьми, испытывает слуховые, вкусовые, зрительные и прочие раздражения. Вызываемые определенным предметом раздражения, плавно выделяются из всех воздействий предметов и явлений окружающей среды. Они связываются между собой, это в свою очередь приводит к возникновению восприятия индивидуальных особенностей какого-либо предмета.
Третье направление – особенности восприятия изображений. Такие известные психологи, как Э. Г. Пилюгина, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Л. А. Венгер провели анализ развития восприятия рисунка в дошкольном возрасте и показали, как у дошкольника развивается способность видеть именно то, что изображено на рисунке. Ребенок начинает правильно соотносить рисунок с реальностью, совершенствуется понимание содержания рисунка и его интерпретация. Таким образом, если ребенок научится правильно понимать особенности изображения, то он избежит ошибок в его восприятии.
Особенности восприятия пространства являются четвертым направлением сенсорного развития. Сюда входит восприятие расстояния, отдаления, в котором предметы расположены друг от друга и от человека, величина и форма предметов, направления предметов.
Пятым направлением выступают особенности восприятия времени. Восприятие времени – это когда в мозгу отражается объективная скорость, длительность, последовательность явлений. Детей знакомят с временами года, временами суток, с такими категориями, как «рано», «поздно» и т. д.
Шестое направление – это особенности восприятия звуков. Особенность слуховой чувствительности состоит в том, что острота тонального слуха взрослого человека выше, по сравнению с ребенком. Дети дошкольного возраста, например, при восприятии какого-либо музыкального произведения в основном улавливают динамическую сторону: темп и ритм.
Сенсорные действия – это действия ощупывания, рассматривания, выслушивания, овладения сенсорными эталонами. Именно на формирование у ребенка этих перцептивных действий направлено сенсорное развитие.
В жизни ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, других свойств различных предметов, окружающих его. В основном это игрушки и предметы домашнего обихода. Ребенка окружает природа с ее запахами, красками, звуками. Он знакомится с некоторыми произведениями искусства, такими, как живопись, музыка. Каждый ребенок в той или иной мере воспринимает все это даже без целенаправленного воспитания. Такое усвоение зачастую оказывается неполноценным, поверхностным, так как происходит оно стихийно, без грамотного, правильного педагогического руководства со стороны взрослого. Ощущения и восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать. Помогает в этом сенсорное воспитание – целенаправленное педагогическое воздействие, которое обеспечивает формирование умственного познания и совершенствует ощущения и восприятие.
Сенсорное воспитание – это основа познания окружающего мира. Благодаря сенсорному воспитанию появляются предпосылки, необходимые для формирования психических функций, которые имеют огромное значение для того, чтоб ребенок имел возможность дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, тактильного, кинетического, слухового и кинестетического видов ощущений и восприятий.
Успешность сенсорного воспитания в огромной степени зависит от того, насколько хорошо ребенок видит, слышит и осязает окружающий его мир.
Особенно велико значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В этот период у детей формируются процессы восприятия и ощущения, накапливаются представления об окружающем мире. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если в сенсорном развитии дошкольника есть пробелы, то чем старше становится ребенок, тем сложнее их компенсировать. Иногда это практически невозможно. Впоследствии эти пробелы могут проявляться в развитии ребенка, в его успеваемости в школе. Ребенку трудно овладеть речью, если его фонематический слух развит недостаточно. В школе могут возникнуть трудности в изучении таких предметов, как география, математика, черчение, если у ребенка недостаточно развиты умения воспринимать форму, пропорции.
Перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте стоят определенные задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. В первый год жизни ребенка сенсорное воспитание является основным видом воспитания. Основная его задача – научить ребенка обращать внимание на предметы, их свойства. Для этого необходимо предоставить ребенку достаточное количество внешних впечатлений и предметов с их разнообразными свойствами. Благодаря неиссякаемому притоку новых впечатлений, у ребенка в этом возрасте развивается не только деятельность органов чувств, а так же улучшается психическое и физическое развитие. Так же на первом году жизни у ребенка формируются предпосылки сенсорных эталонов.
На втором и третьем году жизни происходит формирование сенсомоторных предэталонов, становятся более сложными задачи сенсорного воспитания. В этот период у ребенка накапливаются отдельные свойства предметов, такие как цвет, величина предмета, особенности его формы, расстояние между какими-либо предметами и другие. Эти свойства имеют большое значение для движений малыша, поэтому очень важно разнообразить эти представления, познакомить его со всеми основными разновидностями свойств. Например, с формами (круг, овал, прямоугольник, квадрат), с цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый).
С трех лет начинается более глубокое ознакомление и изучение сенсорных эталонов и способов их использования.
Начиная с четвертого года жизни сенсорные эталоны должны формироваться и закрепляться в речи, как устойчивые представления о цветах и их оттенках, геометрических фигурах, отношениях по величине между 2-3 предметами.
Вместе с формированием эталонов важно, чтоб ребенок научился обследовать предметы различными способами, умел последовательно осматривать и описывать форму предмета, группировать по форме и цвету, выполнять с каждым разом все более сложные глазомерные действия.
Особой задачей является развитие у детей аналитического восприятия. Ребенок должен уметь разбираться в сочетании цветов, выделять отдельные измерения величины, определять форму предметов.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети могут соотнести между собой по величине три предмета: маленький, больше, самый большой. Так же ребенок в четыре года, не сравнивая знакомы е ему предметы между собой, может определить большие они или маленькие. Например, может сказать, что «комар маленький», а «бегемот большой», не видя эти предметы в данный момент. Так же такой ребенок расставляет «по росту» игрушки от самой маленькой до самой большой и наоборот.
У старших дошкольников формируются представления об отдельных измерениях величины, таких как высота, длина, ширина. Так же в старшем дошкольном возрасте формируются представления пространственных отношений между предметами. Дети обозначают расположение предметов относительно друг друга (сверху, снизу, перед, между и так далее). Когда у дошкольников появляется умение соизмерять форму, объем предмета, его длину, ширину, высоту, это значит, они научились владеть глазомерными действиями. Развитие данных способностей в значительной мере влияет на развитие речи детей. Так же овладение глазомерными действиями тесно связано с обучением дошкольников продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию. Продуктивная деятельность – это умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить формы и цвета предметов, их размеров, расположение предметов относительно друг друга в поделках и рисунках ребенка. Для достижения данных умений очень важно не только усвоить сенсорные эталоны, но и развитие действий восприятия.
Восприятие – это необходимый этап познания. Он тесно связан с мышлением, памятью и вниманием, направляется восприятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Процесс восприятия тесно контактирует с окружающей средой. Условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей является физиологической основой восприятия. Эти связи обеспечивают целостность и предметность отражаемых явлений.
У младших дошкольников восприятие признаков объекта возникает, когда они выполняют предметную деятельность, обследование предметов подчиняется игровым целям. Исследование З. М. Богуславской показало, что в период дошкольного детства игра с предметом плавно переходит к его обследованию, с целью выявить его прямое назначение, назначение частей данного предмета, их подвижности и связи друг с другом. Дети старшего дошкольного возраста обследуют предмет на уровне экспериментирования. Перед ними ставится определенная познавательная задача, и последовательность обследовательских действий определяется уже не внешними впечатлениями детей, а поставленной задачей.
По исследованиям Л. А. Венгера в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется» на две части: ориентировочную и исполнительную. Ориентировочная часть (обследование предмета) приобретает новую функцию, она выделяет свойства предмета и предвосхищает последующие исполнительские действия. Характер ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста меняется, ориентировочное действие приобретает самостоятельность и выполняется в умственном плане, дошкольник знакомится с предметом уже не помощью внешних практических манипуляций, а на основе зрения и осязания. Вместо разобщенных зрительных и осязательных обследовательских свойств появляются согласованные зрительные и осязательно-двигательные ориентировки.
Очень важной отличительной особенностью сенсорного развития в дошкольном возрасте является то, что зрительное восприятие становится одним из ведущих видов ориентировочной деятельности. Преддошкольники в основном при рассматривании предмета одновременно производят с ним какие-либо действия, дошкольник же в ходе рассматривания решает такие задачи, как поиск и выделение предмета, установление особенностей данного предмета, выделение признаков и частей, которые отличают или делают его схожим с другими объектами, создание образа незнакомого предмета.
Постепенно в процесс восприятия дошкольника все больше включается его речь. При помощи речи ребенок формулирует цель наблюдения, что помогает ему осознать эту цель и спланировать последующий процесс. Благодаря речи ребенок осмысливает качества предмета, как одно целое. При восприятии новых предметов дошкольник дает им наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относит к определенной категории похожих объектов, таким образом, категоризируя их.
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к интеллектуализации восприятия. В дошкольном возрасте обследование свойств предметов происходит за счет моделирования, то есть замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Ребенок обследует объект и переводит свойства этого объекта на знакомый ему язык, который представлен системой сенсорных эталонов. Знакомство ребенка (начиная с трех лет) с сенсорными эталонами и способами их использования занимает основное место в его сенсорном развитии, расширяет сферу познаваемых свойств и помогает увидеть взаимосвязь между ними.
Благодаря тому, что дошкольник учится управлять своим восприятием, оно становится более осмысленным и интеллектуальным процессом, глубже проникает в окружающую действительность и помогает познать все ее стороны. Усложняется восприятие времени и пространства. Освоению этих двух сложных видов восприятия способствует речь. На первом году жизни ребенок ориентируется в близком пространстве, которое ограничивается пределами его кроватки. На втором году жизни в пространственную ориентировку малыша включается речь взрослого, что позволяет ему достаточно быстро освоить пространственные отношения. Вначале точкой отсчета в восприятии пространства является собственное тело малыша и его правая рука, которая выполняет действия. Когда, в более старшем возрасте ребенок усваивает слова-обозначения, он начинает понимать и оценивать пространство не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Ориентировочные действия и движения плавно становятся представляемыми действиями, а речь теряя связь с движениями рук и тела, становится ведущей и переходит во внутренний план. Таким образом, развиваются процессы внутренней речи.
Имея специфические особенности, одним из самых сложных видов восприятия является восприятие времени. Это связано с тем, что время воспринимается на основе совершаемой деятельности, предмета – часов, то есть не имеет наглядной основы. Временные промежутки обозначаются относительно: то, что было завтра, стало сегодня. В зависимости от того, что ребенок делает на данный момент, он может воспринимать один и тот же промежуток времени по-разному. Например, если малыш ждет какое-то приятное событие, то ему кажется, что время идет очень медленно, во время интересной игры, наоборот, время проходит незаметно. Поэтому дошкольники долго не могут понять логику временных отношений. На протяжении всего дошкольного возраста не осознают такие длительные временные периоды, как год, век, эпоха и тому подобное.
Предпосылки восприятия времени начинают складываться на первом году жизни, у малыша формируется биоритм «сон-бодрствование», далее он осваивает такие временные отрезки, как день-ночь, утро-вечер, потому что с этими периодами связана какая - либо деятельность ребенка. Затем ребенок начинает воспринимать минуту, час, неделю, месяц, но он еще не понимает объективности времени, не осознает, что время не зависит от желания человека. Именно поэтому успешность развития восприятия времени у ребенка принадлежит взрослому. Взрослый выделяет временные отрезки, определяет их связь с деятельностью и режимом ребенка, обозначает в слове, включая его в различные жизненные ситуации.
Таким образом, в дошкольном возрасте сенсорное развитие обладает следующими особенностями: зрительное восприятие при ознакомлении с окружающим становится ведущим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает осознанность восприятия так же, как и его целенаправленность, планомерность и управляемость; после установления взаимосвязи с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сенсорного развития в раннем возрасте.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить....
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Статья "О роли сенсорного развития детей дошкольного возраста с ДЦП"
Статья "О роли сенсорного развития детей дошкольного возраста с ДЦП" была опубликована в сборнике международной научно – практической конференции «Молодежь Сибири – на...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
Роль дидактических игр как основное средство сенсорного развития в дошкольном возрасте
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеИгра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх,причем от трех до шести-се...
Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...