Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)
статья (подготовительная группа) на тему
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Главное значение сенсорного воспитания по М.Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Дети, обладающие сенсорной культурой, различают широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; мир постепенно предстает перед ними во всем богатстве и многообразии. Сенсорные упражнения дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске, шуму и звучанию.
Для развития сенсорных способностей, мы в нашей группе придумали и смастерили сенсорные коробки. Помимо того, что такие коробки будут колоссальным стимулятором сенсорного развития, совершенствовать моторику руки, так еще будут развивать в ребенке воображение, любознательность, способность концентрироваться, ставить эксперименты.
1. Коробка «Лето»:
Пальчиковая гимнастика с рисом и горохом.
Воспитатель: Чтобы открыть волшебные двери, нужна тренировка. Сделаем разминку для пальцев, они должны быть ловкими и послушными.
1. Поздороваемся с рисом (горохом) сначала нежно, а потом с силой дотрагиваемся до риса.
2. Поочередно каждым пальчиком, затем одновременно.
3. Легко/с напряжением сжимаем кулачки с рисом (горохом), затем медленно высыпаем.
4. Дотрагиваемся до риса (гороха) всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
5. Перетирает рис (горох) между пальцами, ладонями.
6. «Идут медвежата» – с силой надавливает на рис (горох) кулачками.
7. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности риса (гороха).
8. «Ползут змейки» – расслабленными пальцами /напряженными делаем волнистые линии
9. «Бегут жучки-паучки» имитирует движение насекомых, двигая всеми пальцами
10. «Крокозябла» – это животное никто не видел, но оно оставило на рисе (горохе) следы, какие придумайте сами.
1. Упражнение: любим просто купать пальчики, ручки в бассейне.
Цель: снимает мышечное напряжение, осуществляет массаж пальчиков.
2. Упражнение: «Определи на ощупь».
Цель: знакомит ребенка с предметами различной формы, развивает тактильные ощущения, осязание, логические операции - обобщение, осуществляет массаж пальчиков.
Оснащение: «пальчиковый бассейн», 8-10 предметов: свисток, шахматная фигура, ключ и т. д.
- с закрытыми глазами найти и определить на ощупь предмет;
-усложнить игру: положить предметы, которые начинаются на одну букву (ложка, ластик, лист) ;
- или попросить назвать одним словом (обобщение) .
3. Упражнение: «Выбери фасоль»
Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.
Насыпать в миску немного крупы и перемешать с фасолью. Предложить ребенку выбрать фасоль в отдельную чашку.
4. Упражнение: «Выкладываем дорожки, змейку, улитку».
Цель: развивает мелкую моторику, улучшает движения пальцев рук.
Оснащение: пальчиковый бассейн, рисунки-схемы.
5. Упражнение: «Заполни ячейки»
Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.
Оснащение: чашка с фасолью, пинцет, формочки для льда.
Ребенок пинцетом переносит фасоль из чашки в ячейки формы для льда. В каждую ячейку кладет по одной фасоли. Когда форма окажется заполненной, фасоль пинцетом переноситься обратно.
2. Коробка «Море и морские обитатели».
Можно использовать все упражнения, которые были перечислены к коробке «Лето» и дополнить загадками.
Воспитатель:
Отгадайте загадку: Царство рыб, китов, кальмаров,
Звезд морских, медуз, кораллов.
Дети: Это море.
Воспитатель: правильно дети, море. Мы с вами сегодня будем играть в разные игры с такой красивой морской коробкой.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку ,все достает)
Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я ...(осьминог)
Я вовсе не сороконожка!
Где столько взять для ног сапог?
Мне хватит восемь! Так немножко…
Ответьте кто я?... (осьминог)
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный … (осьминог)
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила…. (осьминог)
Молодцы! Отгадали загадку.
Воспитатель: А где живет осьминог? (в море)
Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.
Аудиозапись (шум моря)
- Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…..
Воспитатель: а теперь давайте отыщем на нашем морском дне осьминога….
Дети находят в коробке фигурку осьминога.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Вытащили мы со дна морского нашего осьминога. Ведь осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.
Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои предположения: осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т.д.)
Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей)
Воспитатель: осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
Воспитатель: Ребята у нас в коробке притаился еще один морской житель, надо его найти. Найдите морского жителя, он притаился в мокрых шариках.
На лошадку так похожа,
А живет то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок –
Прыгает морской … (конек)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской… (конек)
Дети ищут фигурки морского конька.
Воспитатель: кто это?
Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.
А теперь поищите еще одного морского жителя, он спрятался тоже у нас в коробке.
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (морская звезда)
Дети находят фигурки морских звезд
Воспитатель: Кто это?
Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
Воспитатель: Кто это?
Они бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Угадайте…
Правильно, это медузы. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.
Воспитатель:
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей…. (Краб)
Давайте отыщем на нашем морском дне краба!
Воспитатель:
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опть счезла вмиг. (Акула)
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (Акула)
У нее такая пасть!
Каждый может в не пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная - … (Акула)
Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная … (Акула)
Давайте отыщем на нашем морском дне акулу!
Воспитатель:
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он… (Скат)
Дети, где у нас мог притаиться скат? Давайте его найдем.
Воспитатель:
Ветру, чайкам тихо вторя,
Волны шепчутся прибоя –
Приложи ее лишь к ушку!
Море спряталось в … (Ракушку)
Этот домик я могу
Отыскать на берегу.
В нем укрытие моллюска,
И хозяин гордый:
«Домик выдержит нагрузку,
Известковый, твердый». (Ракушка)
Давайте отыщем все ракушки!
Воспитатель:
Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин)
Серо-голубого цвета,
Человеку друг при этом,
В цирке может выступать,
Все объекты распознать,
Деток кормит молоком,
Спит по восемь, пять часов! (Дельфин)
Изогнулась в море спинка,
Показался из воды,
Добродушный и послушный,
Жизнерадостный … (Дельфин)
Давайте отыщем в нашем море дельфинов!
Воспитатель:
Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку,
Маленький крючочек,
Красный поплавочек,
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он –
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей? (Удочка)
Воспитатель:
Убеждался и не раз ты,
Что хвосты у них, как ласты.
Хоть безногие они.
А попробуй – догони! (Рыбы)
Давайте возьмем удочку и выловим с помощью ее наших рыбок!
Воспитатель:
На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдет задом наперед. (Рак)
В тихой заводи живет,
Ходит задом наперед,
И на дне среди коряг
Все мечтает свистнуть… (Рак)
Хвостом гребет, когда плывет,
Да только задом наперед,
А чаще движется ползком
На дне речном или морском. (Рак)
Давайте отыщем на нашем морском дне рака!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 757.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Главное значение сенсорного воспитания по М.Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Дети, обладающие сенсорной культурой, различают широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений; мир постепенно предстает перед ними во всем богатстве и многообразии. Сенсорные упражнения дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске, шуму и звучанию.
Для развития сенсорных способностей, мы в нашей группе придумали и смастерили сенсорные коробки. Помимо того, что такие коробки будут колоссальным стимулятором сенсорного развития, совершенствовать моторику руки, так еще будут развивать в ребенке воображение, любознательность, способность концентрироваться, ставить эксперименты.
- Коробка «Лето»:
Пальчиковая гимнастика с рисом и горохом.
Воспитатель: Чтобы открыть волшебные двери, нужна тренировка. Сделаем разминку для пальцев, они должны быть ловкими и послушными.
1. Поздороваемся с рисом (горохом) сначала нежно, а потом с силой дотрагиваемся до риса.
2. Поочередно каждым пальчиком, затем одновременно.
3. Легко/с напряжением сжимаем кулачки с рисом (горохом), затем медленно высыпаем.
4. Дотрагиваемся до риса (гороха) всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
5. Перетирает рис (горох) между пальцами, ладонями.
6. «Идут медвежата» – с силой надавливает на рис (горох) кулачками.
7. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности риса (гороха).
8. «Ползут змейки» – расслабленными пальцами /напряженными делаем волнистые линии
9. «Бегут жучки-паучки» имитирует движение насекомых, двигая всеми пальцами
10. «Крокозябла» – это животное никто не видел, но оно оставило на рисе (горохе) следы, какие придумайте сами.
1. Упражнение: любим просто купать пальчики, ручки в бассейне.
Цель: снимает мышечное напряжение, осуществляет массаж пальчиков.
2. Упражнение: «Определи на ощупь».
Цель: знакомит ребенка с предметами различной формы, развивает тактильные ощущения, осязание, логические операции - обобщение, осуществляет массаж пальчиков.
Оснащение: «пальчиковый бассейн», 8-10 предметов: свисток, шахматная фигура, ключ и т. д.
- с закрытыми глазами найти и определить на ощупь предмет;
-усложнить игру: положить предметы, которые начинаются на одну букву (ложка, ластик, лист) ;
- или попросить назвать одним словом (обобщение) .
3. Упражнение: «Выбери фасоль»
Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.
Насыпать в миску немного крупы и перемешать с фасолью. Предложить ребенку выбрать фасоль в отдельную чашку.
4. Упражнение: «Выкладываем дорожки, змейку, улитку».
Цель: развивает мелкую моторику, улучшает движения пальцев рук.
Оснащение: пальчиковый бассейн, рисунки-схемы.
5. Упражнение: «Заполни ячейки»
Цель: развивает мелкую моторику, координацию, улучшает движения пальцев рук, подготавливает руку к письму.
Оснащение: чашка с фасолью, пинцет, формочки для льда.
Ребенок пинцетом переносит фасоль из чашки в ячейки формы для льда. В каждую ячейку кладет по одной фасоли. Когда форма окажется заполненной, фасоль пинцетом переноситься обратно.
- Коробка «Море и морские обитатели».
Можно использовать все упражнения, которые были перечислены к коробке «Лето» и дополнить загадками.
Воспитатель:
Отгадайте загадку: Царство рыб, китов, кальмаров,
Звезд морских, медуз, кораллов.
Дети: Это море.
Воспитатель: правильно дети, море. Мы с вами сегодня будем играть в разные игры с такой красивой морской коробкой.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку ,все достает)
Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я ...(осьминог)
Я вовсе не сороконожка!
Где столько взять для ног сапог?
Мне хватит восемь! Так немножко…
Ответьте кто я?... (осьминог)
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный … (осьминог)
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила…. (осьминог)
Молодцы! Отгадали загадку.
Воспитатель: А где живет осьминог? (в море)
Давайте сядем на ковер и представим, что мы очутились на морском дне.
Аудиозапись (шум моря)
- Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…..
Воспитатель: а теперь давайте отыщем на нашем морском дне осьминога….
Дети находят в коробке фигурку осьминога.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Вытащили мы со дна морского нашего осьминога. Ведь осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.
Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои предположения: осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног и т.д.)
Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей)
Воспитатель: осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
Воспитатель: Ребята у нас в коробке притаился еще один морской житель, надо его найти. Найдите морского жителя, он притаился в мокрых шариках.
На лошадку так похожа,
А живет то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок –
Прыгает морской … (конек)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской… (конек)
Дети ищут фигурки морского конька.
Воспитатель: кто это?
Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.
А теперь поищите еще одного морского жителя, он спрятался тоже у нас в коробке.
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (морская звезда)
Дети находят фигурки морских звезд
Воспитатель: Кто это?
Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
Воспитатель: Кто это?
Они бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Угадайте…
Правильно, это медузы. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.
Воспитатель:
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей…. (Краб)
Давайте отыщем на нашем морском дне краба!
Воспитатель:
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опть счезла вмиг. (Акула)
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (Акула)
У нее такая пасть!
Каждый может в не пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная - … (Акула)
Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная … (Акула)
Давайте отыщем на нашем морском дне акулу!
Воспитатель:
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он… (Скат)
Дети, где у нас мог притаиться скат? Давайте его найдем.
Воспитатель:
Ветру, чайкам тихо вторя,
Волны шепчутся прибоя –
Приложи ее лишь к ушку!
Море спряталось в … (Ракушку)
Этот домик я могу
Отыскать на берегу.
В нем укрытие моллюска,
И хозяин гордый:
«Домик выдержит нагрузку,
Известковый, твердый». (Ракушка)
Давайте отыщем все ракушки!
Воспитатель:
Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин)
Серо-голубого цвета,
Человеку друг при этом,
В цирке может выступать,
Все объекты распознать,
Деток кормит молоком,
Спит по восемь, пять часов! (Дельфин)
Изогнулась в море спинка,
Показался из воды,
Добродушный и послушный,
Жизнерадостный … (Дельфин)
Давайте отыщем в нашем море дельфинов!
Воспитатель:
Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку,
Маленький крючочек,
Красный поплавочек,
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он –
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей? (Удочка)
Воспитатель:
Убеждался и не раз ты,
Что хвосты у них, как ласты.
Хоть безногие они.
А попробуй – догони! (Рыбы)
Давайте возьмем удочку и выловим с помощью ее наших рыбок!
Воспитатель:
На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдет задом наперед. (Рак)
В тихой заводи живет,
Ходит задом наперед,
И на дне среди коряг
Все мечтает свистнуть… (Рак)
Хвостом гребет, когда плывет,
Да только задом наперед,
А чаще движется ползком
На дне речном или морском. (Рак)
Давайте отыщем на нашем морском дне рака!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-661389-1443670484.jpg)
Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892711-1486787744.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465098-1405793163.jpg)
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-1486357-1695646026.jpg)
Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».
Проект по сенсорному развитию«Современные метод...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/07/picture-1479510-1691428572.jpg)
«Использование игр -экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста» (описание опыта работы)
Самое лучшее открытие – то,которое ребенок делает сам.Ральф У Эмерсон Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на решение многих задач. Одной из них яв...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» «Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях»
Сенсорные игры для развития детей в домашних условиях.Сенсорное развитие детей дошкольного возраста....