Эссе «Культура речи дефектолога»
статья по коррекционной педагогике на тему
Под выражениями «культура речи», «речевая культура» понимается комплекс коммуникативных качеств речи, позволяющих адресанту (говорящему) производить эффективное воздействие на адресата (слушающего) в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного акта общения и с учётом обстоятельств, при которых происходит процесс коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эссе "Культура речи дефектолога" | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Культура речи дефектолога»
Автор: Дунаева А. Л.
Размышления на тему моего эссе заставили меня вспомнить одну историю, которая случилась несколько лет назад с одной моей знакомой.
Дело было в роддоме. Знакомая перенесла кесарево сечение, и двое суток её не допускали к ребёнку. Тем не менее, педиатр аккуратно посещала роженицу, рассказывая о состоянии младенца.
Она перечисляла – почему-то с осуждающей интонацией – диагнозы, и делала неутешительные прогнозы, по крайней мере, их так воспринимала моя знакомая. Врач сыпала медицинскими терминами, не уточняя их значение, отчего сказанное было наполовину непонятно молодой матери, и очень пугало и расстраивало её.
Результатом общения педиатра и пациентки стала уверенность последней, что её новорождённый сын не жилец. Она плакала не переставая, рискуя потерять молоко. Стало ухудшаться её физическое состояние.
К счастью другой врач растолковал мамочке значение всех «страшных» слов. Объяснил причины и последствия симптомов, принятых моей знакомой за роковые диагнозы. Оказалось, что для паники причин нет, и действительно, всё завершилось благополучно.
Приведённый мною эпизод иллюстрирует, как непонятная по содержанию (для пациентки) и, по всей видимости, интонационно неуместная речь врача оказала негативное влияние на психическое и физическое состояние роженицы.
Понятность или, другими словами, ясность, доступность, а также интонационная уместность – это качества речи. Они являются показателями речевой культуры человека.
Под выражениями «культура речи», «речевая культура» понимается комплекс коммуникативных качеств речи, позволяющих адресанту (говорящему) производить эффективное воздействие на адресата (слушающего) в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного акта общения и с учётом обстоятельств, при которых происходит процесс коммуникации.
Изложенная формулировка показывает со всей определённостью, что культура речи – важнейший признак профессионализма у представителей многих специальностей типа «человек – человек». Культурой речи должен обладать и врач, и педагог, и юрист, и, конечно же, дефектолог.
Профессиональная деятельность дефектолога осуществляется на пересечении медицины, психологии, педагогики. Культура речи представляется ключевым свойством специалиста в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Речь компетентного дефектолога должны характеризовать следующие нормативные, коммуникативные и этические качества:
- правильность, точность, логичность;
- уместность, ясность и понятность;
- чистота, выразительность, богатство;
- действенность.
Полагаю, необходимо подробнее рассмотреть перечисленные выше качества.
Правильность – это основополагающее качество речи, заключающееся в согласованности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка с принятой литературной нормой.
Точность речи – это способность чётко и недвусмысленно излагать свои мысли.
Логичность подразумевает умение обоснованно, связно, убедительно передавать содержание речевых высказываний.
Уместность – стилевая, контекстная, ситуативная – параметр, определяющий соответствие речи целям, задачам и условиям общения. Уместность речи демонстрирует соотнесённость тематики и содержания высказывания с его эмоциональной формой, в определённой коммуникативной ситуации (состав и состояние слушателей/слушателя, место и время).
Понятность (ясность) речи – один из важнейших признаков речевой культуры, означающий доступность и вразумительность. Другими словами, сказанное должно доходить до сознания и усваиваться слушателем без затруднений
Чистота полагает отсутствие в речи высказываний, не отвечающих правилам литературного языка и этическим нормам.
Выразительность – присутствие в речи своеобразных черт, способных поддержать в слушателе внимание и заинтересованность.
Богатство речи подразумевает разнообразие в применении языковых (лексических и грамматических) средств.
Действенность предполагает такое качество речи, которое побуждает её адресата к активизации либо изменению деятельности, как внешней (поступков, действий), так и внутренней (мыслей, установок, настроения).
Итак, культура речи является одним из основных профессиональных качеств дефектолога. Настоящему профессионалу необходимо развивать и совершенствовать все перечисленные коммуникативные качества речи, и на их основе овладевать речевым мастерством как высшим проявлением речевой культуры.
В связи со всем выше сказанным хотелось бы вспомнить крупнейшего древнегреческого теоретика и учителя красноречия Горгия, который говорил, что различные слова влияют на душевное здоровье (сейчас мы бы сказали – психическое состояние) человека так же, как разные снадобья действуют на его физическую оболочку. Слова могут и вдохновить, дать жизнь новым устремлениям, но могут и навредить, и даже уничтожить личность.
Вне всякого сомнения, можно заключить, что культура речи и речевое мастерство, как высшая форма её проявления, оказываются не просто профессиональным качеством, но и мощным инструментарием деятельности специалиста в области дефектологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя-дефектолога в формировании звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлены основные методы и приемы работы учителя-дефектолога по развитию звуковой культуры речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
«Зимняя прогулка: игры и забавы». Конспект интегрированного занятия в рамках взаимодействия инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми 6-7 лет для детей с ТНР и ЗПР.
Конспект интегрированного занятия в рамках взаимодействия инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми 6-7 лет для детей с ТНР и ЗПР.Создание единого ком...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
- Мне нравится (5)