Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим детям эту защиту. И помните, сквернословие не будет прогрессировать, если в семье ежедневно говорят чисто и грамотно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка
Выполнил: учитель-логопед МАУДО «Детский сад №10»
г. Ялуторовск, Чугина Е.А.
Отправляя ребенка в детский сад, все родители горячо верят в то, что их ребенок самый умный, внимательный и воспитанный. И если ребенок совершает плохой поступок, произносит нецензурное слово, то родители уверены, что это он позаимствовал именно у одногруппников. Сквернословие детей всегда вызывает негативную реакцию у взрослых, и причину загрязнения речи детей скверными словами взрослые стараются найти во всем, кроме себя. А я считаю, что именно семья прививает иммунитет к сквернословию. Дети разговаривают так, как разговаривают их родители. Они используют те же выражения и слова, которые близкие применяют в речи, говорят с той же интонацией как мамы и папы. Чтобы ваш ребенок не засорял свою речь бранными словами, не используйте их сами. Конечно, даже если в семье никто не употребляет крепкие словечки, когда-нибудь ваш малыш обязательно притащит домой из сада, песочницы или школы неприличное слово или выражение. Но, когда ребенок доверяет вам и в семье принято уважать чувства других, вскоре новые слова теряют для него притягательную окраску.
Ребенок усваивает речь «материнско-отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Нередко родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «негодник» и прочие – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их
взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать одобрение по поводу проявленной вежливости. Выражения «доброе утро»,«спокойной ночи» являются неотъемлимой частью
речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания».
Слова приветствия – норма вежливости,показатель внимания к людям, способствует установлению контакта. Приучите ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому человеку, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже должны говорить взрослому «Вы».
Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой
обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, оброжелательными собеседниками, одним словом, добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Родители должны помочь освоить правила, регулирующие поведение говорящего и
слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация
содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит,даже не повышает голос, ибо
каждый видит в другом личность. Культура ребенка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами
речевого общения.
А развитие правильной речи важное условие умственного развития детей.
Опыт работы показывает, что культура речи зависит от внешнего вида и поведения. Начиная с внешнего вида, в ребенке воспитывается потребность в красоте. Постепенно в понятие красоты вкладывается и внутреннее состояние − состояние принятия нравственных ценностей.
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим детям эту защиту. И помните, сквернословие не будет прогрессировать, если в семье ежедневно говорят чисто и грамотно.
Используемая литература: 1. Вдовкина С. Н. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2001 г., с.24 2. Кудряшова Н.А. Журнал «Ребенок в детском саде» №5, 2010 г., с.35 3. Ломакина Т. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2003 год, с.105 4. Нартина Н. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2011 год, с.39
Проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.
- Повысились требования к детям, поступающим в школу.
- Существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной
программе в зависимости от уровня подготовки к школе.
- В связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный
уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали
они детский сад или воспитывались дома.
Родителям нужно знать уровень готовности ребенка к школе для того, чтобы избежать возможных проблем, связанных с адаптацией ребенка к школе.
Кто может определить уровень готовности ребенка к школе? Профессионально это сделают педагоги.
Приблизительно и вы можете определить это сами, если воспользуетесь нашими
рекомендациями:
1. Игра «Школа»
Предложите ребенку поиграть в «школу». Обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься
учебой, писать, считать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее
всего,выберут роль учителя, будут играть в поход в столовую, в «переменку»,
рисование мелом на доске.
Возьмите новую игрушку и дайте ребенку поиграть в неё недолго (около минуты), а затем предложите прочесть сказку, но на самом интересном остановитесь.
Спросите ребенка, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку.
Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который ещё не готов учиться,
предпочтет продолжить игру.
2. «Пересказываем рассказ или сказку»
Развитие речи – важный критерий готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6-7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по
картинкам на один сюжет. Картинок должно быть не очень много – 6-7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа -наличие сюжетной линии.
3. «Играем со звуками»
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма», «индюк»,«езда». Если ребенок часто ошибается и не
замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно
воспользоваться другой игрой«Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок
делит его на части, хлопая в ладоши.
4. «Четвертый лишний»
Ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки,рубашка,жилет,мальчик.
Обязательно попросите ребенка прокомментировать выбор «лишней» картинки.
5. «Аналогии»
Игра поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно – логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От ребенка требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день – ночь, лето - ? (зима)»; «часы – время, градусник - ? (температура)» и т.д.
Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной – двух ошибок, значит, словесно – логическое мышление у него уже сформировалось.
6. «Закончи предложение»
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…»; «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в ...
Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...
Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»
Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»...
Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
Методы и приемы для обогащения словаря детей:• дидактические, развивающие, настольные игры;• подвижные игры с текстом;• сюжетно-ролевые игры;• драматизация сказок;• игров...
Протокол родительского собрания, На тему: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
В современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы ...
Консультация для воспитателей "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка"
Подражание ребенка речи взрослых....
«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
laquo;Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка» Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших ...