Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сфердыт
материал по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии.
Дошкольное образования в наше время связано с созданием полноценного пространства для развития ребенка и комплексным сопровождением его индивидуального развития. То есть воплощение идеи гуманистического личностно ориентированного образования. Особенно актуально это становится, когда речь идет о детях особой заботы. И практически у каждого такого ребенка наблюдаются проблемы в эмоционально-личностном развитии. А как осуществить воспитателю на практике работу с такими детьми, особенно когда нет специалистов, и применение воспитательных технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности просто необходимо. Прежде всего я вам расскажу кратко о таких детях и постараюсь показать упражнения которые вы можете применять, работая с такими детьми.
Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: гиперактивные, агрессивные и тревожные. Но я еще хочу сегодня рассказать о работе с замкнутыми детьми.
Гиперактивные дети
Каждый педагог, в группе которого есть гиперактивный ребёнок, знает, насколько тяжело работать в такой группе. Однако, это обратная сторона медали. На самом деле больше всего страдает в этой ситуации сам ребёнок. Гиперактивный ребенок не «вредный», «не плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность. Гиперактивность связана с возбуждением нервной системой. И ребенок не в состоянии контролировать процессы возбуждения и торможения.
Выделяют три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Поэтому работа ведется по развитию внимания у таких деток, на развития умения контролировать импульсивные действия, снимать излишнюю двигательную активность.
Но прежде чем мы перейдем непосредственно к упражнениям, хотелось бы напомнить о правила в работе с такими детьми:
- Применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
- В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести и т.п.;
- Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
- Также особенностью гиперактивных детей, является
неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Для гиперактивных детей рекомендуется проводить йоговскую гимнастику; Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики:
« Ту-ту-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. « Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют
круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил»: « З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. « Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.
9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: « Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики различные пальчиковые гимнастики, физминутки; глазодвигательные упражнения, которые улучшают восприятие, активизируют процесс обучения; упражнения для языка и мышц челюсти;упражнения для релаксации; визуализация.
- Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатываются всей группой вместе с воспитателем. Наказанием может служить выбывание из игры на « скамью запасных». В качестве поощрения могут служить различные призы: это ведущая роль в игре, правая рука воспитателя на занятии или в течение дня, выбор любимой музыки для сопровождения занятий или выбор книги для чтения и т.д.
ИГРЫ
Упражнение «Интервью».
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три! То есть тренируемся умения контролировать импульсивные действия. Чтобы ребенок не выкрикивал, умел сдерживать свой ответ.
Упражнение «Внимательные глазки»
Ребята, а давайте посмотрим какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете. Я предлагаю одному из детей спрятаться за ширмой. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы, какие у него волосы, глаза, одежда. И так несколько раз.
И конечно же применение в работе с такими детьми релаксации это очень хорошо. Снятие психоэмоционального напряжения, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, успокоение возбужденных детей, создание позитивного фона настроения. То есть, как вы поняли, что цель релаксации сохранение психофизического здоровья. Поэтому ее рекомендуют использовать в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Агрессивные дети
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). (не говорю)
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может возникать в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывает влияние некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, социальные факторы, стили воспитания в семье (авторитарный стиль). Подтвержден тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые на экранах телевизора, способствуют повышению уровня агрессивности.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях.
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
- Формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.
Через совместное чтение взрослого и ребенка. Обсуждать прочитанное.
7й слайд Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Ребенку предлагают ответить на вопрос: « Какие эмоциональные состояния изображены на карточках? Вспомни, когда ты сам испытывал такие чувства».
Выражать гнев приемлемой форме можно с помощью таких упражнений как «Битва шарфами»
А сейчас нам понадобятся 2 шарфа, концы которых завязаны в узлы, и колокольчик. (Цель упражнения — снятие напряжения, научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.) Вы сейчас будите сражаться друг с другом с помощью шарфов, но по правилам, которые никто из вас не может нарушать. Правила такие:
— можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
— можно касаться шарфом можно только тела и ног;
— заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.
Помните правила игры? Начали!
- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения.
Упражнение надоедливая муха
Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас греет, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями, муха кружится вокруг глаз – поморгайте ими, перелетает с щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т.д.
- Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
Несколько рекомендаций в работе с такими детьми.
Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия можно забрать свой крик.
Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду.
Тревожные дети
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность является устойчивым состоянием.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, бояться браться за новое задание. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи, и еще им свойственно зажатие мышц живота.
Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение умению снимать мышечное и эмоциональное напряжения;
- отработка навыка уверенного поведения в ситуациях, травмирующих ребенка.
А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется "Я — лев". (Цель — повышение у детей уверенности в себе.) Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев — царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я —лев Гоша". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой...
Застенчивые дети
Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.
Портрет застенчивого ребенка
Застенчивые дети выглядят удивительно похоже- опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками...
Работа педагога с застенчивым ребенком
- развитие позитивного самовосприятия ребенка (хвалить чаще)
- повышение уверенности в себе и своих силах (давать задания, с которыми вы уверенны, что он справится)
- развитие доверия к другим (чтобы ребенок другой из группы помогал ему, можно даже закрепить за ним наставника)
- развитие навыков коллективной работы
Преодолеть закомплексованность, развить коммуникативные навыки поможет театрализованной деятельности. Участие в утренниках, концертах.
"Игра с платком" (Цель — снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
— бабочку,
— принцессу,
— волшебника,
— бабушку,
— фокусника,
— человека, у которого болит зуб,
— морскую волну,
Игра «Король»
Цель: дать детям возможность высказать свои желания, не боясь «потерять лицо»
Детям предлагают поиграть в игру где один ребенок может побывать в роли короля, а остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно король не может отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей. Пусть у вас не в один день все побывают в роли короля, но со временем каждый должен получить такую возможность, а замкнутому ребенку можно чаще давать эту роль!
Заключение
Конечно наша с вами главная цель – это способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. И необходимо придерживаться принципиальной психолого-педагогической позиции по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у них проблем. Поэтому как вы понимаете, воспитатель должен проводит психокоррекционные техники в режиме дня с детьми и индивидиальные в соответствии с выявленными проблемами; осуществляет реализацию здоровьесберегающего режима дня, только так мы сможем помочь детям, имеющими проблемы в эмоционально-личностном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами...
«Совместное рисование, как прием индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими нарушения эмоциональной волевой сферы».,
Взаимодействие с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, всегда требует особого подхода. Предлагаю свой опыт работы по совместному рисованию. наши индивидуальные занятия занятия пр...
Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ
Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
Использование сказкотерапии в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
Цель:представление использования метода сказкотерапии в воспитательно-образовате...
Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....
Рекомендации педагога-психолога воспитателям по работе с детьми ОВЗ в разновозрастных группах.
Рекомендации воспитателям по сопровождению дошкольников с ОВЗ....