Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
консультация по логопедии (старшая группа)
Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uchitelyu_-_logopedu_po_rabote_s_detmi_imeyushchimi_narusheniya_zreniya.docx | 803.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми имеющими нарушения зрения.
1. Необходимость знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.
2. Знать этапы лечения, на которых на которых находятся дети-логопаты, строить коррекционную логопедическую работу с учетом решаемых врачом-офтальмологом задач.
3. Знать зрительный диагноз ребенка и этап в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальные зрительные возможности (VIS) и уровни развития зрительного восприятия.
4. Зрительная работа должна быть представлена на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Эта же система должна быть представлена в логопедической работе с детьми при предъявлении им пособий.
5. Формировать ориентировку в окружающем мире на позитивном интересе к нему. Логопедические занятия строить на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть «здесь и сейчас».
6. Использовать методы и приемы для снятия отрицательного фона в настроении, прививать ребенку желание заниматься с интересом.
7. Развивать желание достигать положительных результатов в любом варианте взаимодействия с окружающим миром (использование элементов психогимнастики и мимических разминок у зеркала).
8. Развивать и активно включать в процесс познания сохранных анализаторов.
9. Подвижные игры и упражнения – согласовывать с врачом офтальмологом, знать их зависимость от периода лечения.
10. Осуществлять взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ (комплексное обследование воспитанников; построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов; планирование и реализация индивидуальных программ коррекции; взаимодействие специалистов в рамках ПМПк).
11. Педагогическую и коррекционную деятельность строить на основе использования единых лексических тем и разнообразных дидактических игр.
Обязательно применять индивидуальный подход к каждому ребенку!
В создании условий для лучшего зрительного восприятия, необходимо:
- Правильное рассаживание детей на коррекционных занятиях.
Окклюзия левого глаза - сажают справа от педагога, правого - слева. Детей с расходящимся косоглазием - по центру во второй - третий ряды. При рассматривании картин – полукругом.
Настенная доска размещается на передней стене на расстоянии не менее 2 м от первых парт на уровне глаз детей. На доске размещаются предметы размером 10- 15 см в количестве не более 5-8 штук в зависимости от остроты зрения. Размещение объектов - чтобы не сливались в единую линию или пятно.
Демонстрационный материал – должен быть зафиксирован.
- Восприятие демонстрируемого объекта:
- выбор адекватного фона (улучшающие зрительное восприятие объектов: красный, оранжевый, желтый); при миопии и катаракте - темный фон (контрастное изображение предметов); при атрофии зрительного нерва - светлый фон;
- выбор оптимального цвета;
- постоянное использование указки для уточнений;
- ребенок с окклюзией - при показе у доски со стороны открытого глаза;
- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
- объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
- непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 минут.
- Использование специальной наглядности:
- крупная фронтальная ( до 15-20 см);
- дифференцированная индивидуальная( от 1 до 5см).
- размеры пособий (в зависимости от остроты зрения):
0,4--------------- 2 см
0,2- 0,3--------- 2-3 см
0,05-0,1--------- 3-4 см
0,01-0,04------- 4-5 см
- подставки для соблюдения 45- градусного угла в направлении взора ребенка;
- соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
- чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов;
- сложный фон сюжетных картинок - освобождать от лишних деталей.
При организации логопедической работы решать специальные задачи :
- обогащать зрительные представления (рисунки предметов);
- развивать зрительно-двигательную координацию (все задания на соединение);
- развивать слуховое внимание (ориентировка на звуковые свойства предметов);
- стимулировать зрительно-познавательную активность;
- включать в предметно-практическую деятельность мыслительные операции;
- развивать зрительное восприятие в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления и речи);
- переключать со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.
Обучение грамоте проводить звуковым аналитико-синтетическим методом и определять работу с основными элементами языка (предложения - слово-слог-звук).
Проводить зрительную гимнастику - обязательный элемент коррекционной работы (несколько раз по 3-5 минут в течение дня в любой деятельности).
Специфика коррекционной работы включает:
Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием - на фоне лечения (плеопто-ортопто- хирурго- стереоскопического характера). Необходимо знать этапы лечения и строить свою работу с учетом решаемых врачом офтальмологом задач.
Плеоптические упражнения (повышение зрения амблиопичного глаза).
В этот период рекомендуются игры:
- обводка через кальку контурных изображений ( дорисуй по точкам, обведи и заштрихуй, угадай предмет, дорисуй вторую половинку);
- нанизывание бус;
- сличение изображений (что неправильно нарисовал художник, парные картинки, найди похожие предметы, что изменилось, найди ошибки);
- классификация предметов (найди похожие предметы, разложи по группам, какой предмет лишний, добавь предмет );
- игры – лабиринты ( цветная прогулка, найди дорожку, поймай рыбку, приведи детеныша к маме);
- использование электрифицированных игрушек ( сколько огоньков- столько слогов, что ближе, что дальше);
- составление разрезанного на части изображения (сложи картинку, составь предмет, сложи предмет из геометрических фигур).
Ортоптические упражнения ( развитие бинокулярного зрения, цель - восстановление способности к слиянию двух изображений в одно, проводятся на аппаратах).
В этот период рекомендуются игры:
- составление разрезанного на части изображения (моделирование картины, выложи так же по плану, разложи по рядам и др.);
- выделение из фона замаскированного объекта (угадай, кто прячется, узнай предмет, узнай по силуэту, узнай по контуру);
- опознание изображения по его части (кто без чего, узнай по детали предмет, найди ошибку, как не бывает, что забыл нарисовать художник);
- опознание перевернутых, зашумленных изображений (узнай и назови, кто здесь спрятался, кто ближе, кто дальше, кто больше увидит и назовет).
Плеопто- ортоптические упражнения (повышение остроты зрения косящего глаза, обеспечение устойчивой зрительной фиксации, развитие подвижности глаз).
Стереоскопические упражнения (применяются, когда восстановилось симметричное положение глаз, и бинокулярное зрение).
В этот период рекомендуются игры:
- упражнения на оценку глубины пространства (колодец, рыбалка, дорожки, чтение с решеткой и др.)
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей.
- Присутствие родителей на занятиях, открытый диалог на родительских собраниях.
- Организация совместной работы родителей с детьми по выполнению домашних логопедических заданий («Логопедическая тетрадь»).
Тематика консультаций определяется логопедом или запросами родителей.
Приоритетным направлением деятельности всех звеньев системы является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.
Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.
В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...
Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения
Для детей с нарушением зрения социально-бытовая ориентировка является эффективным средством социализации и адаптации детей в окружающих их мире и социуме, так как зрительные патологии мешают в полно м...
Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи
В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...