Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
консультация по логопедии (старшая группа)

Нина Юрьевна Протасова

Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми имеющими нарушения зрения.

https://krutoyar-ds.ucoz.ru/Bezopasnost/pedagog..jpg

  1.  Необходимость  знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности.

  2.   Знать этапы лечения, на которых на которых находятся дети-логопаты, строить коррекционную логопедическую работу с учетом решаемых врачом-офтальмологом задач.

  3.   Знать зрительный  диагноз  ребенка и этап в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальные зрительные возможности (VIS) и уровни развития зрительного восприятия.

  4.   Зрительная работа должна быть представлена на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Эта же система должна быть  представлена в логопедической работе с детьми при  предъявлении им  пособий.

   5.  Формировать ориентировку в окружающем мире  на позитивном интересе к нему. Логопедические занятия  строить на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть «здесь и сейчас».

  6.    Использовать  методы и приемы  для снятия отрицательного фона в настроении,  прививать ребенку желание заниматься с интересом.

   7.   Развивать желание достигать положительных результатов  в любом варианте взаимодействия с окружающим миром (использование элементов психогимнастики и мимических разминок у зеркала).

  8.   Развивать  и активно включать  в процесс познания сохранных анализаторов.

 9.    Подвижные игры и упражнения – согласовывать  с врачом офтальмологом, знать  их зависимость  от периода лечения.

   10.      Осуществлять взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ (комплексное обследование воспитанников; построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов; планирование и реализация индивидуальных программ коррекции; взаимодействие специалистов в рамках ПМПк). 

   11.     Педагогическую и коррекционную деятельность строить на основе  использования единых лексических тем и разнообразных дидактических игр.

     Обязательно применять  индивидуальный  подход к каждому ребенку!

В создании условий для лучшего зрительного восприятия, необходимо:

  1. Правильное рассаживание детей на коррекционных занятиях.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/14/s_5ebd980cf20df/1429213_3.jpeg

      Окклюзия левого глаза - сажают справа от педагога, правого - слева. Детей с расходящимся косоглазием -  по центру во второй - третий ряды. При рассматривании картин – полукругом.

       Настенная доска размещается на передней стене на расстоянии не менее 2 м от первых парт на уровне глаз детей. На доске размещаются предметы размером 10- 15 см в количестве не более 5-8 штук в зависимости от остроты зрения. Размещение  объектов - чтобы не сливались в единую линию или пятно.    

       Демонстрационный материал – должен быть зафиксирован.

  1. Восприятие демонстрируемого объекта:

- выбор адекватного фона (улучшающие зрительное восприятие объектов: красный, оранжевый, желтый); при миопии и катаракте - темный фон  (контрастное изображение предметов); при атрофии зрительного нерва - светлый фон;

- выбор оптимального цвета;

- постоянное использование указки для уточнений;

- ребенок с окклюзией -  при показе у доски со стороны открытого глаза;

- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

- объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

- непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 минут.

  1. Использование специальной наглядности:

 - крупная фронтальная ( до 15-20 см);

 - дифференцированная индивидуальная( от 1 до 5см).

 - размеры пособий (в зависимости от остроты зрения):

0,4--------------- 2 см

0,2- 0,3--------- 2-3 см

0,05-0,1--------- 3-4 см

0,01-0,04------- 4-5 см

- подставки для соблюдения 45- градусного угла в направлении взора ребенка;

     - соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

     - соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);

     - чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов;

     - сложный фон сюжетных картинок - освобождать от лишних деталей.

При организации логопедической работы решать  специальные задачи :

- обогащать зрительные представления (рисунки предметов);

- развивать  зрительно-двигательную  координацию (все задания на соединение);

- развивать слуховое внимание (ориентировка на звуковые свойства предметов);

- стимулировать  зрительно-познавательную активность;

- включать в предметно-практическую деятельность мыслительные операции;

- развивать  зрительное восприятие в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления и речи);

- переключать со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.

   

    Обучение грамоте  проводить  звуковым аналитико-синтетическим методом и определять работу с основными элементами языка (предложения - слово-слог-звук).

     Проводить  зрительную гимнастику обязательный элемент коррекционной работы (несколько раз по 3-5 минут в течение дня в любой деятельности).

Специфика коррекционной работы включает:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0eba/0000d209-fb8da50a/hello_html_m782ee6b6.jpg

       Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием - на фоне лечения (плеопто-ортопто- хирурго- стереоскопического характера).                    Необходимо знать этапы лечения и строить свою работу с учетом решаемых врачом офтальмологом задач.

Плеоптические упражнения (повышение зрения амблиопичного глаза).

В этот период рекомендуются игры:

обводка через кальку контурных изображений ( дорисуй по точкам, обведи и заштрихуй, угадай предмет, дорисуй вторую половинку);

- нанизывание бус;

сличение изображений (что неправильно нарисовал художник, парные картинки, найди похожие предметы, что изменилось, найди ошибки);

классификация предметов (найди похожие предметы, разложи по группам, какой предмет лишний, добавь предмет );

- игры – лабиринты ( цветная прогулка, найди дорожку, поймай рыбку, приведи детеныша к маме);

использование электрифицированных игрушек ( сколько огоньков- столько слогов, что ближе, что дальше);

составление разрезанного на части изображения (сложи картинку, составь предмет, сложи предмет из геометрических фигур).

Ортоптические упражнения ( развитие бинокулярного зрения, цель - восстановление способности к слиянию двух изображений в одно,  проводятся на аппаратах).

В этот период рекомендуются игры:

составление разрезанного на части изображения (моделирование картины, выложи так же по плану, разложи по рядам и др.);

выделение из фона замаскированного объекта (угадай, кто прячется, узнай предмет, узнай по силуэту, узнай по контуру);

опознание изображения по его части (кто без чего, узнай по детали предмет, найди ошибку, как не бывает, что забыл нарисовать художник);

- опознание перевернутых, зашумленных изображений (узнай и назови, кто здесь спрятался, кто ближе, кто дальше, кто больше увидит и назовет).

Плеопто- ортоптические упражнения (повышение остроты зрения косящего глаза, обеспечение устойчивой зрительной фиксации, развитие подвижности глаз).

Стереоскопические упражнения (применяются, когда восстановилось симметричное положение глаз, и бинокулярное зрение).

В этот период рекомендуются игры:

- упражнения на оценку глубины пространства (колодец, рыбалка, дорожки, чтение с решеткой и др.)

Формы работы с родителями:

  1.  Индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей.
  2. Присутствие родителей на занятиях, открытый диалог на родительских собраниях.
  3.  Организация совместной работы родителей с детьми по выполнению домашних логопедических заданий («Логопедическая тетрадь»).

Тематика консультаций определяется логопедом или запросами родителей.

Приоритетным направлением деятельности всех звеньев системы является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.

 Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения

Для детей с нарушением зрения социально-бытовая ориентировка является эффективным средством социализации и адаптации детей в окружающих их мире и социуме, так как зрительные патологии мешают в полно м...

Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...