Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_raboty_s_detmi_s_narusheniem_emotsionalno.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Наиболее ярким внешним проявлением нарушения эмоционально-волевой сферы является аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками.
Я работаю с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности. Дети данной группы имеют различные заболевания, в том числе есть один ребёнок с синдромом детского аутизма. Мальчик посещает группу третий год. Адаптировался ребёнок очень трудно, первые два месяца посещал группу 1-2 часа вместе с мамой. Когда ребёнок привык к нам (воспитателям и младшему воспитателю), мама стала уходить домой.
Для формирования навыков самообслуживания использовали карточки: алгоритм одевания, раздевания, мытья рук, хождения в туалет. Достаточно много времени понадобилось для того, чтобы ребёнок стал выполнять данные действия самостоятельно, глядя на карточки, прикреплённые в раздевалке, умывальнике, туалете, в группе.
У мальчика наблюдается характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции, но пассивный словарь формируется и со временем ребёнок стал понимать словесные инструкции, относящиеся к самообслуживанию: мыть руки, раздеваться, одеваться, садиться за стол. Иногда он отказывается выполнять нужные действия, тогда мы оставляем ребёнка в покое, даём время успокоиться и повторяем попытку. При возникновении тревожности мальчик начинает грызть игрушки, на этот случай мама принесла силиконовые прорезователи для зубов, с их помощью ребёнок быстрее успокаивается. Также с помощью мамы мы определились со способом поощрения ребёнка после выполнения задания – это слово «молодец», аплодисменты, поглаживание по голове.
После полной адаптации ребёнка в группе мы приступили, к формированию способности находится со сверстниками в процессе деятельности: на музыкальном занятии стоять в кругу с остальными детьми; на физкультурном занятии стоять на кружке, квадрате или другом выбранном зрительном ориентире, но пока мальчик быстро утомляется и уходит от контакта. В игре со сверстниками он пока не учувствует, но уже может манипулировать игрушкой рядом с детьми.
Вся индивидуальная работа с мальчиком проводится по рекомендациям психолога.
Длительное отставание в способности правильно использовать в речи личные местоимения: ребёнок называл себя «ты», «он»
Формировать способность применять местоимение «ты»
Развивать способность раскладывать картинки по порядку действия: в 2-х картинках; в3х-4х картинках
Создавать условия для понимания обозначения действий: спит, сидит, смотрит, ест, пьёт, прыгает, идёт.
Формировать способность применять местоимение «мне»
Формировать способность узнавать свою половую принадлежность: «Ты девочка или мальчик?»
«Я мальчик»
Создавать вербальную связь между игрушкой и действием с ней: корова - ест, коза - прыгает и т.д.
Развивать способность вербализировать утверждения относительно предметов---
Формировать умение сообщать о том, что при выполнении задания какая-либо деталь не подходит: повторяет: «Не подходит»; сообщает самостоятельно.
Развивать умение выполнять двойные инструкции: «Жёлтый кубик положи в лодку и кати лодку до стульчика.
Формировать способность выполнять постройку по образцу из 1-2х кубиков.
Формировать способность называть желаемый предмет с применением местоимения «я», «мне», «я хочу». «Кому дать?» - «Мне».
Развивать фразовую речь, применяя прилагательные, обозначающие цвет, размер: «Большой, маленький кубик»; «Какой по размеру?»; «Какой по цвету?».
Формировать умение сообщать о местонахождении предметов с помощью предлогов «в», «на», «за», «под». Например: «Где самолет?».
Продолжать развивать умение выполнять двойные инструкции.
Развивать способность различать радостное настроение.
Дифференциация местоимений «мне-тебе».
Развивать способность об осведомлённости: «Я знаю/Я не знаю».
Развивать дифференцировку эмоциональности в различных социальных ситуациях.
Развивать умение задавать вопрос «Где?».
Формировать умение сообщать о любимой игре: «Я люблю играть… или смотреть…»
Формировать способность определять своё местонахождение с помощью фотографий: «Куда пришёл?» - «В группу, на участок, в музыкальный зал и т.д.»
Развивать умение обозначать предметы по двум признакам (цвет+ размер)
Развивать эмоциональную дифференцировку – различать на фото, картинках настроение детей.
Параллельно с психологом с мальчиком работают и учитель-дефектолог, и учитель-логопед они также рекомендуют игры, упражнения, которые мы используем в индивидуальной работе с ребёнком. Дефектолог чаще всего рекомендует: игры для развития мышления «Что лишнее?»; игры на развитие тактильного восприятия «Определи на ощупь», «Дифференциация геометрических, предметов разных по фактуре»; игры на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации «Рисование на песке (круги, змейки)», «Игры с прищепками», «Игры с матрёшкой (4-5 мест)», «Игры с мозаиками различной величины», «Игры со шнуровками, ковриками-вкладышами»; игры для развития пространственных и временных представлений «Где игрушка?», «Выложи фигуру из палочек», «Когда это бывает?»; игры для развития слухового восприятия «Угадай, что звучит», «Слушай хлопки»; игры на развитие умения сравнивать и группировать предметы по 1-2 признакам (величина, величина/цвет) и т.д.
Коррекционная работа по заданию учителя-логопеда сводится к выполнению артикуляционной гимнастики и упражнений, направленных на закрепления умения, например, проговаривать определённые фразы, слова-действия (я играю, я сижу, я рисую и т. д.) игры; отвечать на вопрос «Какой?» (большой, маленький, синий и т.д.)
Все рекомендации, упражнения, игры выполняются не только воспитателями, но и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сфердыт
Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы...
«Совместное рисование, как прием индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими нарушения эмоциональной волевой сферы».,
Взаимодействие с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, всегда требует особого подхода. Предлагаю свой опыт работы по совместному рисованию. наши индивидуальные занятия занятия пр...
Доклад из опыта работы «Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
Методы и приемы работы с неговорящими детьми....
Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.
В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку справиться с различными трудностями....
Использование сказкотерапии в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
Цель:представление использования метода сказкотерапии в воспитательно-образовате...
Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда. А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...