Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ
консультация на тему

Бусова Лариса Валентиновна

Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогических работников  ДОУ

На тему «Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ».

План семинара-практикума:

  1. Предметно-развивающая среда в группе ДОУ.
  2. Социализация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ.
  3. Игры, упражнения.

 Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями создания  среды и характеристиками средовых ресурсов  обучения и воспитания для  детей с ОВЗ;
  2. Ознакомить воспитателей  со спецификой работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе;
  3. Научить педагогов  применять различные игры и упражнения в работе с детьми в инклюзивной группе.

Участники: все педагогические работники  ДОУ, администрация.

Ведущий: педагог-психолог  

Выступающие:

  1. Педагог-психолог
  2. Учитель-логопед  

  • Вед.  - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас второй семинар-практикум  о взаимодействии педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада.  На первом семинаре мы познакомились с законодательными и нормативными документами,  с категориями на которые делятся все дети с ограниченными возможностями здоровья. Коснулись так же,  как можно нам по некоторым показателям и признакам определить таких детей. Но это только маленькая толика начала нашей с вами работы по инклюзии. Сегодня мы рассмотрим вопросы, которые дадут возможность нам помочь детям с ОВЗ благополучно войти (включиться) в образовательный процесс и социализироваться в дошкольной среде.

- Давайте вспомним, освежим в памяти,  кто они такие – дети с ОВЗ.

На экране: Презентация о детях с ОВЗ.

  • Вед: - Ну, а сейчас, я предлагаю всем выйти в центр зала и взять из мешочка «сюрприз», который я приготовила специально для вас. Держите в кулачке и никому не показывайте, пока я не дам сигнал. По сигналу все протягивают руку перед собой и открывают кулачок.  Все расходятся по командам, в соответствии с цветом «сюрприза». (5-10 мин.)

На экране показаны рисунки фигур детей с характерным поведением:

-«агрессивные», «гиперактивные», «тревожные» и «аутисты».

Каждой  команде дается задание – за 5 минут определить по списку характерные особенности поведения детей:

По окончании времени по одному представителю от каждой команды зачитывают выбранные пункты. Обсуждается всеми участниками.

  1. Предметно-развивающая среда в группе ДОУ».

Характеристика средовых ресурсов обучения и воспитания детей с ОВЗ (Презентация на экране):

  • Предметные
  • Пространственные
  • Организационно-смысловые
  • Социально-психологические.

Специфика работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе (классе)

  1. Предъявление упражнений – по степени нарастания сложности.

Индивидуальные листы с заданиями трехуровневой сложности.

  1. Многократное повторение инструкций.
  2. Мультисенсорное обучение (использование «визуальных», «аудиальных», «кинестетических» способов подачи информации).
  3. Помощь КО-педагогов – детей группы для дублирования задания и его выполнения.
  4. Индивидуализация процесса обучения.
  5. В конспекте занятия – отражен план деятельности на занятии для ребенка с ОВЗ. Планирование:

- для всей группы и отдельно для ребенка с ОВЗ;

- общий план для класса с включением блоков задний для каждого ребенка с ОВЗ.

  1. Фиксация внимания детей на каждом этапе занятия на уже достигнутых результатах и на последующих конкретных задачах.

Резюмирование после каждого этапа задания (что уже хорошо получилось, что можно сделать еще лучше).

  1. Сокращение времени выполнения заданий при утомлении детей.
  2. Предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа.
  3. Помощь в структурировании пространства и времени.
  4. Предоставление возможности закончить задание.
  5. Формулировка заданий:

- кратко, конкретно, с одним глаголом;

- устно и с визуальной поддержкой;

- поэтапно;

- при объяснении показать конечный продукт;

- при инструкции стоять рядом с ребенком (при возможности – контакт глаз).

  1. Фиксация внимания на позитивном поведении, а не на негативном.
  2. Использование «секретного» слова или знака для обращения к «особому» ребенку.
  3. Использование промежуточных оценок для отражения прогресса.
  4. Разрешение переписывать, исправлять выполненное задание по просьбе ребенка.
  5. Использование оценок «зачет-незачет», когда речь идет об оценке роста в развитии ребенка.
  6. Возможность отвечать не перед всей группой, а наедине с педагогом.
  7. Привлечение к посильному участию в создании проектов.
  8. Использование помощи только по необходимости: обучению принятию самостоятельных решений.

  • Посмотрите мультфильм (из копилки Г.Б.Мониной) «Кастрюлька Анатоля». (6-7 мин).

  1. «Социализация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ».

  • Упражнение-игра: «Щепки на реке»(Фопель).

        Все участники выстраиваются в две колонны лицом друг к другу – «берега реки». Один участник (начинает ведущий) – «щепка» с закрытыми глазами, доверяясь, проходит весь путь между колоннами (берегами). Участники аккуратно, чтобы не уронить и не испугать помогают ему руками (передвигая ноги, ведя как «слепого»). Так проходит каждый участник и встает в конце, постепенно передвигаясь вперед, пока все не пройдут этот путь.

Если нет базового доверия к миру (от 0 до 1 года формируется), то и проходят сложно, не доверяя другим. Эта игра подходит для всех детей, в том числе и ОВЗ (кроме слепых). Но «тревожным» детям – не закрывать глаза!!!

  1. «Игры и упражнения».

Выступление учителя-логопеда на тему «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ».

Вед.: - Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

 - И в заключение, немного рефлексии.

Благодарим за участие и внимание!.

Подготовила и провела педагог-психолог МБДОУ № 99 Ново-Савиновского района г. Казани  Бусова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах ОНР»

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современнойкультуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТорганично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ...

Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...

Изменения и дополнения к рабочей программе педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Основания для вносимых изменений:Зачисление в логопедическую группу ребенка с РАС с УО.Характер (содержание) вносимых изменений: 1. Добавить в содержательный раздел пункт 2.10.Основные направления кор...

Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...