Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ
консультация на тему
Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогических работников ДОУ
На тему «Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ».
План семинара-практикума:
- Предметно-развивающая среда в группе ДОУ.
- Социализация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ.
- Игры, упражнения.
Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Познакомить педагогов с особенностями создания среды и характеристиками средовых ресурсов обучения и воспитания для детей с ОВЗ;
- Ознакомить воспитателей со спецификой работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе;
- Научить педагогов применять различные игры и упражнения в работе с детьми в инклюзивной группе.
Участники: все педагогические работники ДОУ, администрация.
Ведущий: педагог-психолог
Выступающие:
- Педагог-психолог
- Учитель-логопед
- Вед. - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас второй семинар-практикум о взаимодействии педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада. На первом семинаре мы познакомились с законодательными и нормативными документами, с категориями на которые делятся все дети с ограниченными возможностями здоровья. Коснулись так же, как можно нам по некоторым показателям и признакам определить таких детей. Но это только маленькая толика начала нашей с вами работы по инклюзии. Сегодня мы рассмотрим вопросы, которые дадут возможность нам помочь детям с ОВЗ благополучно войти (включиться) в образовательный процесс и социализироваться в дошкольной среде.
- Давайте вспомним, освежим в памяти, кто они такие – дети с ОВЗ.
На экране: Презентация о детях с ОВЗ.
- Вед: - Ну, а сейчас, я предлагаю всем выйти в центр зала и взять из мешочка «сюрприз», который я приготовила специально для вас. Держите в кулачке и никому не показывайте, пока я не дам сигнал. По сигналу все протягивают руку перед собой и открывают кулачок. Все расходятся по командам, в соответствии с цветом «сюрприза». (5-10 мин.)
На экране показаны рисунки фигур детей с характерным поведением:
-«агрессивные», «гиперактивные», «тревожные» и «аутисты».
Каждой команде дается задание – за 5 минут определить по списку характерные особенности поведения детей:
По окончании времени по одному представителю от каждой команды зачитывают выбранные пункты. Обсуждается всеми участниками.
- Предметно-развивающая среда в группе ДОУ».
Характеристика средовых ресурсов обучения и воспитания детей с ОВЗ (Презентация на экране):
- Предметные
- Пространственные
- Организационно-смысловые
- Социально-психологические.
Специфика работы с детьми с ОВЗ в инклюзивной группе (классе)
- Предъявление упражнений – по степени нарастания сложности.
Индивидуальные листы с заданиями трехуровневой сложности.
- Многократное повторение инструкций.
- Мультисенсорное обучение (использование «визуальных», «аудиальных», «кинестетических» способов подачи информации).
- Помощь КО-педагогов – детей группы для дублирования задания и его выполнения.
- Индивидуализация процесса обучения.
- В конспекте занятия – отражен план деятельности на занятии для ребенка с ОВЗ. Планирование:
- для всей группы и отдельно для ребенка с ОВЗ;
- общий план для класса с включением блоков задний для каждого ребенка с ОВЗ.
- Фиксация внимания детей на каждом этапе занятия на уже достигнутых результатах и на последующих конкретных задачах.
Резюмирование после каждого этапа задания (что уже хорошо получилось, что можно сделать еще лучше).
- Сокращение времени выполнения заданий при утомлении детей.
- Предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа.
- Помощь в структурировании пространства и времени.
- Предоставление возможности закончить задание.
- Формулировка заданий:
- кратко, конкретно, с одним глаголом;
- устно и с визуальной поддержкой;
- поэтапно;
- при объяснении показать конечный продукт;
- при инструкции стоять рядом с ребенком (при возможности – контакт глаз).
- Фиксация внимания на позитивном поведении, а не на негативном.
- Использование «секретного» слова или знака для обращения к «особому» ребенку.
- Использование промежуточных оценок для отражения прогресса.
- Разрешение переписывать, исправлять выполненное задание по просьбе ребенка.
- Использование оценок «зачет-незачет», когда речь идет об оценке роста в развитии ребенка.
- Возможность отвечать не перед всей группой, а наедине с педагогом.
- Привлечение к посильному участию в создании проектов.
- Использование помощи только по необходимости: обучению принятию самостоятельных решений.
- Посмотрите мультфильм (из копилки Г.Б.Мониной) «Кастрюлька Анатоля». (6-7 мин).
- «Социализация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ».
- Упражнение-игра: «Щепки на реке»(Фопель).
Все участники выстраиваются в две колонны лицом друг к другу – «берега реки». Один участник (начинает ведущий) – «щепка» с закрытыми глазами, доверяясь, проходит весь путь между колоннами (берегами). Участники аккуратно, чтобы не уронить и не испугать помогают ему руками (передвигая ноги, ведя как «слепого»). Так проходит каждый участник и встает в конце, постепенно передвигаясь вперед, пока все не пройдут этот путь.
Если нет базового доверия к миру (от 0 до 1 года формируется), то и проходят сложно, не доверяя другим. Эта игра подходит для всех детей, в том числе и ОВЗ (кроме слепых). Но «тревожным» детям – не закрывать глаза!!!
- «Игры и упражнения».
Выступление учителя-логопеда на тему «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ».
Вед.: - Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
- И в заключение, немного рефлексии.
Благодарим за участие и внимание!.
Подготовила и провела педагог-психолог МБДОУ № 99 Ново-Савиновского района г. Казани Бусова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах ОНР»
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современнойкультуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТорганично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ...
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...
Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами
Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....
Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...
Изменения и дополнения к рабочей программе педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Основания для вносимых изменений:Зачисление в логопедическую группу ребенка с РАС с УО.Характер (содержание) вносимых изменений: 1. Добавить в содержательный раздел пункт 2.10.Основные направления кор...
Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...