программа коррекционной работы с детьми
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
Разработана для детей средней и старшей коррекционной групп как приложение к основной программе детского сада компенсирующего вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts.programma.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа по развитию речи для детей 2-го и 3-го этапов обучения
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с психо-речевыми нарушениями.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1. Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5. Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
1 .1. Цели и направления деятельности по коррекции речевого развития
Цель коррекционной работы: организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, предусматривающих полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
| ||
Основные направления коррекции речевого развития | ||
Развитие лексико-грамматической стороны речи | Развитие фонетико-фонематической системы языка, Навыков языкового анализа и синтеза | Развитие связной речи и речевого общения |
Обогащение активного и пассивного словаря; формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)
| Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. | Овладение речью как средством общения. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; |
1.2. Коррекционные задачи по развитию речи
Развитие лексико-грамматической стороны речи |
|
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза |
|
Развитие связной речи и речевого общения |
|
1.3. Формы организации коррекционного процесса
Формы организации коррекционного процесса по развитию речи | Педагог | Совместная с педагогом деятельность |
Индивидуальные занятия логопеда с детьми | Логопед | * |
Ситуативное общение, беседы с детьми | Все педагоги | * |
Коррекционная работа воспитателя с ребёнком по заданию логопеда | Логопед, воспитатель | * |
Кружковая работа или проектная деятельность | логопед |
|
|
|
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются:
- наглядные,
- словесные,
- практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.
1.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основные направления деятельности | |||
Формирование базы данных на семью | Информирование родителей о ходе реализации Программы | Педагогическое просвещение родителей | Совместные с семьей мероприятия |
- Изучение личного дела ребенка, составление характеристик на детей по результатам наблюдений, диагностики; -Беседы с родителями об особенностях речевого развития ребенка, выполнения рекомендаций специалистов - Анкетирование по вопросам речевого развития | - Ознакомление с результатами педагогической диагностики - Оформление портфолио дошкольника - Информирование через сайт детского сада - Посещение открытых индивидуальных занятий - Информационные листы о задачах работы по каждой лексической теме | - Родительское собрание - Деловая игра, тренинг - Консультации - Семинар-практикум - Мастер-класс - Беседы - Наглядная информация - Памятки, рекомендации - «Педагогическая библиотека» | - Выполнение домашних заданий логопеда
- Оформление портфолио дошкольника - Проектная деятельность
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6-7 лет
Помощь педагогам в работе с детьми с ОВЗ....
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использоват...
Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....
Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ педагога-психолога ДОУ комбинированного вида
Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечивает осуществление образовательного процесса в условиях комбинированной группы (особенности развития детей с ...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...