Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
рабочая программа по логопедии по теме

Теленченко Татьяна Анатольевна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uch-log._telenchenko_t.a.docx280.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

        Рассмотрено на заседании                                                      Утверждаю:

        педагогического совета и                                                         Заведующий МАДОУ

        введено в работу                                                                Центр развития ребенка

        «_____» ____________2011 года                                            Детский сад №7 «Сказка»                                      

        Протокол №                                                                              _____________ Веревкина Л.В.

                                                                                             «_____» ____________2011 год

                                                                        

                                                                         

        

                               

                                                                  

Рабочая программа

Коррекционная работа

 с детьми

с общим недоразвитием речи

 

                                               0_6fc02_a6bb2bc1_XL

                                  Составитель:

                                                                     учитель-логопед  Теленченко ТА.  

                                                                       Срок реализации – 2 года.

                                                                       Возраст детей – 5-7 лет.

г. Троицк 2011 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………….........3-7
  2. Коррекционно-развивающие задачи……………………….……………...8
  3. Старшая логопедическая группа. ..………………………………….........9
  • Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности……..…………………………….....................................9
  • Режим дня…..………………………………………………………………10
  • Перспективный тематический план  коррекционно-логопедической работы…….………………………………………………...…………...11-18
  1. Подготовительная логопедическая группа……………………………....19
  • Перечень основных видов непосредственно образовательной

  деятельности……………………………………………………………….19

  • Режим дня…..………….…………………………………………………...20

     5. Перспективный тематический план  коррекционно-логопедической  

         работы………………………………….……………………...………..21-27

     6. Литература…………………………………………………………………28

Пояснительная записка

Общее недоразвитие речи характеризует системное нарушение речи  при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

Для детей с ОНР характерно нарушение всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.

Общее недоразвитие речи часто сопровождается неречевой симптоматикой, выражающейся в нарушениях психических процессов и функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, а также в моторной недостаточности, поэтому коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей.

     Программа   коррекционно-логопедической   работы  по  преодолению  общего  недоразвития  речи   у  детей   представляет   коррекционно-развивающую    систему, обеспечивающую  полноценное  овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешности его социализации при обучении в массовой школе и в окружающем мире.

В данной программе учитывались  следующие дидактические принципы:

  • переход от простого к сложному;
  • системность и концентричность при изучении материала;
  • учёт ведущей деятельности возраста – игры, 
  • принцип дифференцированного подхода;
  • онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью  развития речи в онтогенезе);

      Актуальность  данной  программы  обусловлена  неуклонным  ростом  числа  детей  с  речевой   патологией  и  задачами, встающими  в  связи  с  этим  перед  логопедами,  потребностью  в  системном  материале,  обеспечивающем   коррекционно-педагогическую  работу  с  детьми  с ОНР.

Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с:

  • Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 2010  г.;
  •  Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;
  •  Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666;
  •  Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН  2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91;

    Содержание коррекционного процесса  Рабочей программы разработано на основе  следующих программ и методических разработок:  

  • Примерная основная общеобразовательная программа       дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой, М., 2010  г.
  • Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
  •  Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Ткаченко Т.А. М., 2002  г.
  •  Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. Гомзяк О.С. М., 2010  г.
  •  Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.  Нищева Н.В. СПб., Детство-пресс, 2001 г.
  • Фронтальные логопедические занятия. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. М., 2001 г.
  • Развитие речи.  Л.Е. Кыласова – Волгоград, Учитель, 2011г.

Программа   позволяет  осуществлять  логопедическую   помощь детям  5 – 7 лет,  и  рассчитана  на  два  учебных  года. Это дает возможность ранней диагностики  речевого  дефекта,  коррекции  нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения  и воспитания дошкольников.

    Цель программы – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия, навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях.

 В  процессе  коррекционного  обучения  детей  с ОНР  решаются следующие  задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение  речевых  нарушений;
  • совершенствование понимания  речи;
  • формирование лексико-грамматических представлений;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие  навыков   фонематического  анализа  и  синтеза;
  • подготовка к обучению грамоте, овладению  элементарными навыками   письма  и   чтения;
  • формирование самостоятельной связной речи (обучение диалогической и монологической речи);
  • развитие коммуникативной функции.

Условия эффективного решения задач

  1. Творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателями и родителями детей.
  2. Взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов.
  3. Четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы.
  4. Отслеживание динамики речевого и общего развития детей.
  5. Выявление и анализ всех имеющихся у детей затруднений.
  6. Разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.
  7. Усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами.
  8. Решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.).
  9. Использование инновационных педагогических технологий в коррекционной работе с дошкольниками: ИКТ,  проектный метод, игровые технологии и др.        

  Рабочая программа коррекционно-логопедической работы    позволяет  осуществлять  логопедическую   помощь детям с ОНР  5 – 7 лет,  и  рассчитана  на  два  учебных  года. Это дает возможность ранней диагностики  речевого  дефекта,  коррекции  нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения  и воспитания дошкольников.

 

В структуре Рабочей программы для групп коррекционной направленности предусмотрено следующее распределение  непосредственно образовательной деятельности (НОД):

  • старшая логопедическая группа (5 – 6 лет) – 13 занятий НОД, из них 3 коррекционных занятия.
  • подготовительная к школе логопедическая группа (6 – 7 лет) - 15 занятий,  из них 4 коррекционных занятия.

В данной коррекционной  программе используется лексико-грамматического подход к планированию логопедических занятий с детьми с ОНР.

Такой подход предполагает следующее:

  • четкое деление функций между воспитателем и логопедом
    (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель
    проводит занятия по особой системе с учетом лексических тем.)      
  • при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию;
  • при подготовке занятий не ставится задача уложить весь материал в одну лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется без ограничений;
  • высокая умственная и речевая нагрузка позволяет добиться
    значительного обучающего эффекта;
  • последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена   в   соответствии   с   физиологическими   и   психолого-
    педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.

Коррекционная работа с дошкольниками с ОНР проходит в форме фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий.

Программа содержит:

- перспективное тематическое планирование для старшей и подготовительной логопедических групп;  

- недельное распределение непосредственно образовательной деятельности;

- формы взаимодействия с педагогами, с родителями, с медицинским персоналом;

- комплексное логопедическое  обследование детей с ОНР (в сентябре, в январе, в апреле)

 Результаты   диагностики   обрабатываются  и  заносятся  в диагностическую таблицу  с   помощью  следующих  показателей:

     (в) - высокий  уровень  развития (ребёнок  самостоятельно  справляется    

             с заданием)

     (с) - средний уровень развития (ребёнок   частично  справляется  с    

             заданием  или  с  помощью  логопеда)

     (н) - низкий уровень развития (ребёнок  не  справляется с  заданием).

             В  итоге  коррекционной логопедической  работы  дети  могут:            

•  Свободно составлять рассказы, пересказы.

•  Владеть навыками творческого рассказывания.

•  Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д..

•  Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.

•  Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.

•  Овладеть навыками словообразования разных частей речи.

•  Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

•  Владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи. У детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

-  фонематическое восприятие,

-  первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

-  графо-моторные навыки,

-  элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и  

    коротких предложений).


Коррекционно-развивающие

задачи

  • Развитие слухового внимания, памяти,  фонематического слуха и фонематического восприятия.

  • Формирование правильного речевого дыхания.

  • Развитие мимической мускулатуры, мелкой и общей моторики.

  • Развитие артикуляционной моторики.

  • Устранение дефектов звукопроизношения. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь.

  • Дифференциация формируемых и смешиваемых звуков.

  • Обогащение и активизация словарного запаса.

  • Обучение произношению слов различной слоговой сложности.

  • Формирование лексико-грамматических представлений.

  • Развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза.

  • Формирование самостоятельной связной речи.

  • Развитие коммуникативной функции.

  • Предупреждение дисграфии и дислексии.

Старшая логопедическая группа (5-6 лет)

               

 Перечень

основных видов непосредственно образовательной деятельности

Виды непосредственно образовательной деятельности

Кол-во

в неделю

Педагог

Логопедическое

3

Учитель-логопед

 Познание. Формирование       целостной картины     мира      

             

1

Воспитатель

Познание. Формирование      элементарных математических   представлений   

1

Воспитатель

Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность/ Коммуникация

0,5 / 0,5

Воспитатель

Физкультура

3 (3-е на воздухе)

Инструктор по физкультуре

Музыка

2

Музыкальный руководитель

Художественное творчество

Лепка/ аппликация

0,5 / 0,5

Воспитатель

Художественное творчество

Рисование

1

Воспитатель

Режим дня

старшей логопедической группы

для детей с ОНР

Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

08.00 – 08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30 – 08.50

Артикуляционная, пальчиковая гимнастики

08.50 – 09.00

Непосредственно образовательная деятельность

09.00 – 10.35

Второй завтрак

10.00 – 10.10

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.35 – 12.25

Возвращение с прогулки, игры

12.25 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 - 15.15

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.15 - 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.40

Дополнительное образование (по подгруппам)

15.15 - 17.00

Чтение художественной литературы. Игры

15.40 – 16.00

Индивидуальная и подгрупповая работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.

16.00 – 16.30

Игры, самостоятельная деятельность, труд

16.30 – 17.00

Прогулка

17.00 – 17.45

Игры, уход детей домой

17.45 – 18.00


Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы

в старшей  группе для детей с ОНР

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Направления коррекционно-логопедической работы

Формирование

фонетической

стороны речи

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

С

е

н

т

я

б

р

ь

1

Детский сад. Мониторинг

Обследование речевого и психического развития.

2

Неделя вежливости. Мониторинг

Обследование речевого и психического развития.

3

Овощи

1

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

1

Развитие общего внимания и понимания речи.

Формирование понятий о действии и предмете.

1

Составление описательного рассказа «Овощи» по плану по опорным картинкам.

4

Фрукты, ягоды

2

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

2

Закрепление понятия о действии (вопросы кто? что? что делает?)

2

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

О

к

т

я

б

р

ь

1

Осень

3

Звук У

3

Одушевленные и  неодушевленные существительные

3

Составление рассказа «Осень» по опорным сигналам.

2

Деревья

4

Звук А

4

Имена собственные и их уменьшительные формы.

4

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию

3

Сельское хозяйство

5

Звуки А,У

5

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

5

Составление рассказа по демонстрируемому действию.

4

Домашние животные и птицы

6

Звук И

6

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

6

Пересказ рассказа, с использованием фланелеграфа. Рассказ «Лена и щенок»

Н

о

я

б

р

ь

1

День народного единства. Моя малая Родина

7

Звуки А,У,И.

7

Составление 3-х словных предложений. Понятия «слово», «предложение».

7

Составление рассказа «Мой город».

2

Волшебный мир опытов и превращений

8

Звук М

8

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

8

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Незнайкин подарок».

3

История человечества

9

Звуки М, МЬ

9

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

9

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

4

Профессии

10

Звуки Н, НЬ

10

Составление 3-х словных предложений. Понятия «действие», «предложение», «слово».

10

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин

5

Дикие животные наших лесов

11

Звуки В, ВЬ

11

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе.

11

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным картинкам

Д

е

к

а

б

р

ь

1

Зима

12

Звуки Ф, ФЬ

12

Согласование глагола и существительного в числе.

12

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.

2

Природные зоны

13

Звуки В,Ф

13

Падежные конструкции.

Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У.

13

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин

3

Культурные явления (цирк, библиотека, музей)

14

Звуки К, КЬ

14

Согласование числительных один, одна с существительными.

14

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

4

Новый год

15

Звуки Т, ТЬ

15

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

15

Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок.

Я

н

в

а

р

ь

2

Знакомство с народной культурой и традициями

16

Звуки П, ПЬ

16

Согласование числительных два, две с существительными

16

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

3

17

Звуки К, Т, П

17

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

17

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

4

Квартира. Мебель, электроприборы

18

Звуки Х, ХЬ

18

Предлог НА. 

18

Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Ф

е

в

р

а

л

ь

1

Посуда. Продукты питания.

19

Звуки К, Х

19

Приставочные глаголы

19

Cоставление описательного  рассказа «Посуда».

2

Одежда, обувь, головные уборы

20

Звук О

20

Согласование местоимений

мой, моя с существительными

20

Cоставление описательного  рассказа «Одежда».

3

Защитники Отечества

21

Звук Ы

21

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.

21

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4

Сферы человеческой деятельности (наука, искусство, производство)

22

Звуки А,У,И,О,Ы

22

Предлоги НА, С(СО).

22

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

5

8 марта

23

Звук Г

23

Притяжательные прилагательные с суффиксом   -ин-

23

Составление рассказа «Моя мама».

М

а

р

т

М

а

р

т

1

Весна

24

Звуки Г, ГЬ

24

Предлоги НА, ПОД.

24

Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам    опорным словам.

2

Перелетные птицы

25

Звук Д

25

Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом О.

25

Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок  с дополнительной опорой на предметные картинки.

3

Комнатные растения

26

Звуки  Д, ДЬ

26

Падежные конструкции.

Изменения существительных в единственном числе по падежам

26

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4

День книги Учебные заведения

27

Звук Б

27

Предлог В.

27

Пересказ рассказа «В библиотеке».

А

п

р

е

л

ь

А

п

р

е

л

ь

1

Я вырасту здоровым

28

Звуки  Б, БЬ

28

Относительные прилагательные

(вопрос какой по материалу?).

28

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

2

Космос

29

Звук ЛЬ

29

Предлоги В, НА, ПОД.

29

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине

3

Транспорт. Правила дорожного движения

30

Звуки ЛЬ,Й

30

Подбор нескольких определений к предметам и объектам.

30

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказ «Дети на дороге»

4

Мониторинг

31

Звук С

31

Согласование прилагательного с существительным в роде.

31

Составление рассказа по сюжетной картине

М

а

й

М

а

й

1

День Победы

32

Звуки С, СЬ

32

Предлог К.

32

Составление рассказа по сюжетной картине.

2

День семьи

33

Звуки З, ЗЬ

33

Предлоги К, ОТ

33

Составление рассказа по сюжетной картине. Рассказ «Заботливая сестра».

3

Растения луга и леса

34

Звуки С, З

34

Распространение предложений путем введения нескольких определений

34

Заучивание стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики».

4

Насекомые и пресмыкающиеся

35

Звук Ц

35

Глаголы - антонимы.

35

Составление рассказа по сюжетной картине.

5

Лето

36

Обобщающее занятие

36

Распространение предложений путем введения нескольких определений

36

Составление рассказа по сюжетной картине.


Подготовительная

 логопедическая группа (6-7лет)

               

Перечень

основных видов непосредственно образовательной деятельности 

Виды непосредственно образовательной деятельности

Кол-во

в неделю

Педагог

Логопедическое

4

Учитель-логопед

 Познание. Формирование       целостной картины     мира      

               

1

Воспитатель

Познание. Формирование      элементарных математических   представлений   

2

Воспитатель

Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность/ Коммуникация

0,5 / 0,5

Воспитатель

Физкультура

3 (3-е на воздухе)

Инструктор по физкультуре

Музыка

2

Музыкальный руководитель

Художественное творчество

Лепка/ аппликация

0,5 / 0,5

Воспитатель

Художественное творчество

Рисование

1

Воспитатель

Режим дня

подготовительной  логопедической группы

Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

08.00 – 08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30 – 08.50

Артикуляционная, пальчиковая гимнастики

08.50 – 09.00

Непосредственно образовательная деятельность

09.00 – 10.50

Второй завтрак

10.10 – 10.15

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.50 – 12.35

Возвращение с прогулки.

Артикуляционная, пальчиковая гимнастики

12.35 – 12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45 – 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

13.15 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 - 15.15

Чтение художественной литературы. Игры

15.15 - 15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45 – 16.00

Дополнительное образование (по подгруппам)

15.15 - 17.00

Индивидуальная и подгрупповая работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.

16.00 – 16.30

Игры, самостоятельная деятельность, труд

16.30 – 17.00

Прогулка

17.00 – 17.45

Игры, уход детей домой

17.45 – 18.00

для детей с ОНР


Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы

в подготовительной группе для детей с ОНР

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Направления коррекционно-логопедической работы

Формирование

фонетической

стороны речи

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

С

е

н

т

я

б

р

ь

1

День знаний Мониторинг

Обследование речевого и психического развития.

2

Сад-огород Мониторинг

Обследование речевого и психического развития.

3

Перелетные птицы

1,2

Звук и буква У.

1

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления)

1

Составление описания журавля.

4

Осень

3,4

Звук и буква А.

2

Именительный падеж множественного числа существительных.

2

Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И.Левитана «Золотая осень».

О

к

т

я

б

р

ь

1

Сельское хозяйство

5,6

Звуки и буквы А, У.

3

Приставочные глаголы

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришёл».

2

Профессии

7,8

Звук и буква И.

4

Составление 4-х словных предложений с введением одного определения.

4

Составление описательного рассказа «Профессии».

3

Экономика.

9

10

Звуки А, У, И.

Звуки и буквы А, У, И.

5

Приставочные глаголы.

5

Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ с использованием серии сюжетных картин.

4

Моя малая Родина

11

12

Звук и буква К.

Звуки К, КЬ. Буква К.

6

Предлоги  В, НА, ПОД.

6

Составление рассказа «Город, в котором я живу».

Н

о

я

б

р

ь

1

День народного единства.

Земля – наш общий дом.

13

14

Звук и буква Т.

Звуки Т, ТЬ. Буква Т.

7

Предлоги  В, НА, ПОД.

7

Мое Отечество – Россия.

2

Волшебный мир опытов и превращений

15

16

Звук и буква П.

Звуки П, ПЬ. Буква П.

8

Родственные слова

8

Нарисуем сказку на песке.

3

История человечества. Эволюция Земли

17

18

Звуки П,ПЬ, Т,ТЬ, К,КЬ. Буквы П,Т,К

Звук и буква О.

9

Относительные прилагательные.

9

Если бы динозавры жили в наше время.

4

Права ребёнка

19

20

Звук и буква Ы.

Звуки И, Ы.

10

Дательный падеж множественного числа существительных.

10

Я имею право!

5

Дикие животные наших лесов.

21

22

Звуки М, МЬ. Буква М.

11

Притяжательные прилагательные.

11

Составление описания зайца.

Д

е

к

а

б

р

ь

Д

е

к

а

б

р

ь

1

Зима

23

24

Звуки Н, НЬ. Буква Н.

12

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

12

Пересказ рассказа Н.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

2

Природные зоны

25

26

Звуки В, ВЬ. Буква В.

13

Творительный падеж множественного числа существительных.

13

Составление рассказа по серии картинок с одной пропущенной «Пингвин».

3

Культурные явления  (библиотека, музей, театр)

27

28

Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф.

14

Предлоги В, ИЗ.

14

Рассказ из личного опыта «В музее (в театре)».

4

Новый год

29

30

Звуки В, Ф.

Звук и буква Э.

15

Относительные прилагательные.

15

Пересказ русской народной сказки «В гостях у дедушки Мороза».

Я

н

в

а

р

ь

2

Знакомство с

народной культурой и традициями

31

32

Звуки Б, БЬ. Буква Б.

Звуки Б,БЬ, П,ПЬ.

16

Предложный падеж множественного числа существительных.

16

Старинные обряды и традиции.

3

33

34

Звук и буква С.

Звуки С, СЬ. Буква С.

17

Предлоги К, ОТ.

17

Составление описательного рассказа о русской народной игрушке по плану.

4

Квартира. Мебель, электроприборы

35

36

Звук и буква З.

Звуки З,ЗЬ. Буква З.

18

Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными.

18

Дом, в котором  ты живешь. Составление сообщения по плану.

Ф

е

в

р

а

л

ь

1

Посуда. Продукты питания

37

38

Звуки С,СЬ, З,ЗЬ.

Звуки С,СЬ, З,ЗЬ. Буквы С – З.

19

Согласование числительного с существительным в родительном падеже.

19

Какая посуда лучше.

2

Наука, производство

39

40

Звук и буква Ц.

Звуки С, Ц.

20

Согласование числительного с существительным в дательном падеже.

20

Как появился телевизор.

3

Защитники Отечества

41

42

Звуки Г,ГЬ. Буква Г.

Звуки Г, К.

21

Согласование числительного с существительным в творительном падеже.

21

Пересказ рассказа Л.Кассиля «Твои защитники. Богатыри».

4

 Искусство

43

44

Звуки Х,ХЬ. Буква Х.

Звуки К, Х.

22

Согласование числительного с существительным в предложном падеже.

22

Составление рассказа по началу и концу «Кот и цыплята»

5

8 марта

45

46

Звуки Д,ДЬ. Буква Д.

Звуки Д,ДЬ,Т,ТЬ. Буквы Д,Т.

23

Родительный падеж множественного числа существительных.

23

Составление рассказа из личного опыта  «8 Марта».

М

а

р

т

1

Весна

47

48

Буква Е.

Буква Я.

24

Родительный падеж множественного числа существительных.

24

Составление описательно-повествовательных зарисовок (эссе) по индивидуальным картинкам из серии «Пришла весна».

2

Комнатные растения

49

50

Звуки Л,ЛЬ. Буква Л.

Буква Ё

25

Предлог С (СО)

25

Рассказ «Мамины помощники»

3

Обитатели рек, морей, океанов

51

52

Звук и буква Й.

Звуки Й, ЛЬ

26

Предлог С (СО)

26

Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина с опорой на серию картинок.

4

Учебные заведения. День книги

53

54

Звук и буква Ш.

Звуки Ш, С.

27

Обучение самостоятельной постановке вопросов

27

Рассказ «Книги  - лучшие друзья».

А

п

р

е

л

ь

1

Я вырасту здоровым

55

56

Звук и буква Ж.

Звуки З,  Ж.

28

Родственные слова

28

Если хочешь быть здоров

2

Космос

57

58

Звуки Ш, Ж.

Звуки Ш, Ж,С, З.

29

Предлог ИЗ-ПОД.

29

День космонавтики.

3

Транспорт. Правила дорожного движения

59

60

Звук и буква Ч.

30

Предлог ИЗ-ЗА.

30

Составление описательного рассказа «Транспорт».

4

Мониторинг

61

62

Звуки Ч, ТЬ.

Буква Ь.

31

Сложносочиненное предложение с союзом А.

31

Сопоставление ранней и поздней весны.

М

а

й

1

День Победы

63

64

Звуки Р, РЬ. Буква Р.

32

Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

32

Рассказ  «День Победы».

2

День семьи

65

66

Звуки Р,РЬ, Л,ЛЬ.

Буква Ю.

33

 Несклоняемые существительные.

33

Составление рассказа по картине «Семья дома»

3

Лекарственные растения

67

68

Звук  и буква Щ.

Звуки и буквы Ч, Щ.

34

Предлог  НАД.

34

Составление рассказа по представлению «В парке весной».

4

Насекомые

69

70

Мягкие и твердые согласные.

Письмо диктанта

35

Предлог  НАД.

35

Пересказ рассказа-сказки К.Д.Ушинского «Дети в роще».

5

До свидания,

детский сад!

Здравствуй, школа!

71

72

Глухие и звонкие согласные.

Письмо диктанта

36

Согласование числительного, прилагательного и существительного.

36

Пересказ сказки «как медвежонок Миша  ходил в школу».


Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой –М., Мозаика-синтез, 2011г.
  2. Воспитание и обучение дошкольников с общим недоразвитием речи.  Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова
  3. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С.Гомзяк  - М., Гном и Д, 2010г.
  4. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Т.А.Ткаченко –М.,  Гном и Д, 2002г.
  5.  Развитие связной речи детей 5-7 лет.  Е.А.Лапп – М., Сфера, 2006г.
  6. Фронтальные логопедические занятия. В.В Коноваленко., С.В Коноваленко – М, Гном и Д, 2001г.
  7. Развитие связной речи.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко – М., Гном и Д 2001г.
  8. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.  Н.В. Нищева – СПб., Детство-пресс,  2001 г.
  9. Развитие речи.  Л.Е. Кыласова – Волгоград, Учитель, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"

Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ....

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".

Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...