ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Умярова Анисия Абдулкарамовна

В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использовать учебное время и добиться прочного усвоения полученных знани

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon an_and_titul_1.doc24 КБ
Microsoft Office document icon an_and_titul.doc24 КБ
Microsoft Office document icon programma_korrektsionnoy_raboty_s_detmi.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ

НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,

ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

УМЯРОВА А.А.

МОСКВА 2016

ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

                             ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ

НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,

ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

УМЯРОВА А.А.

МОСКВА 2016



Предварительный просмотр:

ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ

НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,

ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

УМЯРОВА А.А.

МОСКВА 2016

ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

                             ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ

НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,

ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

УМЯРОВА А.А.

МОСКВА 2016



Предварительный просмотр:

В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использовать учебное время и добиться прочного усвоения полученных знаний.

Составила:

Учитель-логопед Умярова А. А.


ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

(Внимание, память, мышление)

СЕНТЯБРЬ.

  1. Различать предметы по величине (разложи по уменьшению)
  2. По форме.
  3.  Соотносить и классифицировать по цвету
  4. Обобщать объекты по цвету, форме, величине

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

(Слово и формообразование)

  1. Живое и не живое слово (кто? что?)
  2. Части тела и лица.
  3. Выполнение заданий: вытри, подними, понюхай, покусай, похлопай, постучи.
  4. Одежда: а) отдельные части;

б) сезонная одежда

в) свойства (по цвету, величине, из чего шьют (материал)

г) расширение глагольной лексики (вышивать, шить, пришивать, штопать, ушивать, зашивать, подшивать)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Простое нераспространенное предложение по демонстрации действий или по картинке.

Кто что делает?

  1. Согласование глагола существительных в винительном и родительном падеже. Вижу…    Нет….
  2. Согласование существительных и прилагательных в числе, роде (белая панама).
  3. Суффиксальный способ образования (ик, чик, к, очк, енок, онок)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Название предметов и действий (по наглядности действий)
  2. Назвать предметы по цвету, форме, материалу из которого сделан предмет.

Простое нераспространенное предложение.

Кто что делает?

Опираясь на графическую запись?

Структура                                 о каком предмете идет речь.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. Узнавание неречевых звуков (шум, гудение, крик)
  2. Узнавание музыкальных инструментов.
  3. Громко – тихо (ударных предметов и т.д.)


РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЕКТА

ОКТЯБРЬ.

  1. Развитие функции зрительного восприятия (целостности и обобщенности). Собрать целое.
  2. Расчленить целое на части (отдельные части предметов).
  3. Научить операциям зрительного анализа и синтеза при складывания картинок (найди предмет).

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

  1. Осень. Основные признаки: похолодание, изменение цвета (листвы, травы), птицы, урожай.
  2. Фрукты. Овощи. Сад. Огород.
  3. Назвать по цвету, форме, величине, назначению, что готовят (прилагательные). Глагольная лексика: расти, зреть, поливать, собирать, ухаживать, копать, брызгать, убирать.
  4. Качественные прилагательные (клюквенный кисель).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Сравнительная степень прилагательных – больше, меньше. Превосходная степень (еще больше).
  2. Согласование глагола и существительного (усвоение глаголов в 3- м лице) – убирают, сажают.
  3. Дательный падеж существительных (кому?).
  4. Без предлогов (творительный падеж).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Распространение предложения (без предлогов) – Чего? Кому? Чем? Зачем? Кого?

Диалоги: в ответно – вопросительной форме.

Заучивание загадок.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Различать высоту, силу, тембр голоса, громкие и тихие голоса, далеко – близко.

б) по высоте («Три медведя»)

г) маленькие и большие (звукоподражания животным, найти соответствующую картинку).


РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

НОЯБРЬ.

  1. Научить классифицировать предметы по характерным                действиям.
  2. По признаку, по материалу (из чего сделан предмет).
  3. Сходство предметов (общее качество).

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

  1. Уменьшительно - ласкательные суффиксы – чик, очк, еньк, ечка.
  2. Дом и его части (расположение основных его частей).
  3. Мебель – назначение, из чего делают? – отдельные части и целое.
  4. Посуда.
  5. Профессии – основные профессии, наблюдение за трудом людей, последовательность выполнения действий.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Предложенные конструкции.

а) родительный падеж – у, около, за, из;

б) винительный падеж – через, на, из;

  1. Согласование числительных с существительными (один, много).
  2. Согласование существительных с глаголами прошедшего времени.
  3. Согласование существительных с прилагательными среднего рода (окно стеклянное).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Рассказы – описания предметов по образцу, с опорой на сигнал по схеме.
  2. Рассказы, описания без наглядности.
  3. Заучивание наизусть стихов, текстов.
  4. Пересказы прочитанных текстов (по вопросам)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. Различать слова близкие по звуковому составу (вагон – вакон – фагон – вагом).
  2. Односложные слова: лак, мак, бак, сок, дом, ком, лом, коза, роза…

Отобрать картинки в нужном порядке.

  1. Подобрать близкое по звучанию слово – ком, дом, сом, лом, бак, рак, мак, лак.

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ДЕКАБРЬ

  1. Различение предметов.
  2. Чем отличается предмет и картинка и т. д. (на ощупь)
  3. Найти сходство и различие по внешнему виду, качеству, назначению.

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

  1. ЗИМА – ее характерные признаки.

Глаголы: замерзать, холодеть, кружиться.

Прилагательные: пушистый, рыхлый…

  1. Домашние животные – различать повадки, голоса, польза, внешние признаки…
  2. Домашняя птица – петух, курица, гусь, индюк (части тела – клюв, шея, два крыла, две лапы, один хвост…)
  3. Образование слов с помощью ласкательно-уменшительных суффиксов.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Употребление существительных в творительном падеже с предлогом «пол», «с».
  2. Образование множественного числа существительного: кот – коты.
  3. Образование относительных прилагательных: собачий хвост.
  4. Согласование качественных прилагательных с существительным.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Пересказы (по плану)
  2. Описание картинок;

а) по схеме;

б) по образцу;

в) с опорой на сигнал;

г) без опоры;

  1. Научить давать рассказ – рассуждение.

а) по схеме;

б) по образцу;

в) с опорой на сигнал;

г) без опоры;

а) рассказ не рассказ;                           Р  -  Р

б) есть события – нет событий;          С  -  

  1. Предложения не дружны.                            +

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ЯНВАРЬ

Учить определять признаки и объединять их.

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Дикие животные – основные части тела, чем покрыто, что едят, как передвигаются, где живут?

Детеныши.

Ёж, заяц (отличительные особенности).

Сравнительная характеристика: дом животных и зверей.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Употребление существительных в предложном падеже (мн. ч.)
  2. Использование предлогов: под, над, между, около.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Формировать умение узнавать образцы связной речи:  Р– З

и набор слов Р  –  Р

Сравнивать рассказ и набор предложений.

Сравнивать рассказ и деформированный вариант для осознания смысловой правильности построения рассказа.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ

  1. Выделение гласных из ряда.
  2. Дифференциация гласных звуков с опорой на картинку и с опорой на цвет.
  3. Дифференциация согласных звуков.
  4. Дифференциация согласных и гласных звуков.

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 

ФЕВРАЛЬ

Научить детей устанавливать причинно - следственные отношения.

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

  1. Животные жарких стран.
  2. Животные Севера.
  3. Птицы, рыбы и насекомые.

Отличительные особенности.

Где живут? Чем питаются?

Глагольная лексика: прилетать, улетать, прыгать.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Изменение прилагательных по падежам.

Префиксальный способ образования глаголов.

Приклеить – отклеить

Закрыть – открыть                   с противоположным значением.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа с опорой на картинки.

  1. Разложение по порядку.
  2. Найти место пропавшей картинки.
  3. Найти ошибку логопеда. «Составить серию картинок»
  4. Игры на воображение.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ

Формирование навыков звукового анализа.

  1. Деление слов на слоги. Уметь отхлопать – 1, 2, 3 слога, структуры слов.
  2. Анализ гласных звуков, место гласного в слове.
    РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 

МАРТ

Научить детей определять значение слов (анонимы).

Развитие памяти на предъявление картинки.

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Транспорт.

Кто управляет транспортом? Машинист, водитель…

Отдельные части машины.

Виды транспорта: воздушный, наземный, подземный…

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Сложные предлоги: из-за, из-под.

Символы.

                      ИЗ

 

                                            МЕЖДУ  

                                  С

                                             ИЗ - ПОД

                              ИЗ - ЗА

                                             ОТ

                              НА

                                               НАД

                           В

                         ПОД

                                    К

                        ЗА

                            ОКОЛО

                                     

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Творческие рассказы.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ

  1. Выделение согласных звуков в конце слов (т, к, п)
  2. Анализ обратного слога – Г С.
  3. Анализ односложных слов – типа: мак, кот.
  4. Дифференциация – слог и слово.

РАЗВИТИЕ  НЕВЕРБАЛЬНОГО  ИНТЕЛЛЕКТА 

АПРЕЛЬ

Слуховая и зрительная память.

Виды родовых обобщений: диван – мебель; воробей  - птица;

береза – дерево.

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

ВЕСНА – основные признаки, глаголы: греть, таять, сажать, сеять, набухать, прилетать, ярко, тепло, рано.

Лес, насекомые.

Основные деревья. Его части: сосна, береза, ель.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Закрепление образования относительных прилагательных.
  2. Понимание сложных предлогов:

перед тем как;

после того как.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ

  1. Выделение начального согласного и гласного после согласного.
  2.  2-х слоговая структура слов.
  3. Звонкие и глухие согласные: п –б, т – д, с – з, ш – ж, в – ф.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа на основе собственных наблюдений и рисунков.


РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 

МАЙ

Обобщение предметов по логике (живое – не живое)

РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Еловый, сосновый.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ

  1. Анализ слов со стечением согласных.
  2. Шипящие звуки.
  3. Свистящие звуки.
  4. Дифференциация шипящих и свистящих.
  5. Звуки Р и Р”
  6. Дифференция   Р – Р”;   Л – Л”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.

 В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетч...

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....

Проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »

Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »  ориентирован  на решение одной главной проблемы: укреплени...