ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использовать учебное время и добиться прочного усвоения полученных знани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
an_and_titul_1.doc | 24 КБ |
an_and_titul.doc | 24 КБ |
programma_korrektsionnoy_raboty_s_detmi.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
УМЯРОВА А.А.
МОСКВА 2016
ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
УМЯРОВА А.А.
МОСКВА 2016
Предварительный просмотр:
ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
УМЯРОВА А.А.
МОСКВА 2016
ГБОУ ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
УМЯРОВА А.А.
МОСКВА 2016
Предварительный просмотр:
В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использовать учебное время и добиться прочного усвоения полученных знаний.
Составила:
Учитель-логопед Умярова А. А.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
(Внимание, память, мышление)
СЕНТЯБРЬ.
- Различать предметы по величине (разложи по уменьшению)
- По форме.
- Соотносить и классифицировать по цвету
- Обобщать объекты по цвету, форме, величине
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
(Слово и формообразование)
- Живое и не живое слово (кто? что?)
- Части тела и лица.
- Выполнение заданий: вытри, подними, понюхай, покусай, похлопай, постучи.
- Одежда: а) отдельные части;
б) сезонная одежда
в) свойства (по цвету, величине, из чего шьют (материал)
г) расширение глагольной лексики (вышивать, шить, пришивать, штопать, ушивать, зашивать, подшивать)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Простое нераспространенное предложение по демонстрации действий или по картинке.
Кто что делает?
- Согласование глагола существительных в винительном и родительном падеже. Вижу… Нет….
- Согласование существительных и прилагательных в числе, роде (белая панама).
- Суффиксальный способ образования (ик, чик, к, очк, енок, онок)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Название предметов и действий (по наглядности действий)
- Назвать предметы по цвету, форме, материалу из которого сделан предмет.
Простое нераспространенное предложение.
Кто что делает?
Опираясь на графическую запись?
Структура о каком предмете идет речь.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- Узнавание неречевых звуков (шум, гудение, крик)
- Узнавание музыкальных инструментов.
- Громко – тихо (ударных предметов и т.д.)
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЕКТА
ОКТЯБРЬ.
- Развитие функции зрительного восприятия (целостности и обобщенности). Собрать целое.
- Расчленить целое на части (отдельные части предметов).
- Научить операциям зрительного анализа и синтеза при складывания картинок (найди предмет).
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
- Осень. Основные признаки: похолодание, изменение цвета (листвы, травы), птицы, урожай.
- Фрукты. Овощи. Сад. Огород.
- Назвать по цвету, форме, величине, назначению, что готовят (прилагательные). Глагольная лексика: расти, зреть, поливать, собирать, ухаживать, копать, брызгать, убирать.
- Качественные прилагательные (клюквенный кисель).
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Сравнительная степень прилагательных – больше, меньше. Превосходная степень (еще больше).
- Согласование глагола и существительного (усвоение глаголов в 3- м лице) – убирают, сажают.
- Дательный падеж существительных (кому?).
- Без предлогов (творительный падеж).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Распространение предложения (без предлогов) – Чего? Кому? Чем? Зачем? Кого?
Диалоги: в ответно – вопросительной форме.
Заучивание загадок.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Различать высоту, силу, тембр голоса, громкие и тихие голоса, далеко – близко.
б) по высоте («Три медведя»)
г) маленькие и большие (звукоподражания животным, найти соответствующую картинку).
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
НОЯБРЬ.
- Научить классифицировать предметы по характерным действиям.
- По признаку, по материалу (из чего сделан предмет).
- Сходство предметов (общее качество).
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
- Уменьшительно - ласкательные суффиксы – чик, очк, еньк, ечка.
- Дом и его части (расположение основных его частей).
- Мебель – назначение, из чего делают? – отдельные части и целое.
- Посуда.
- Профессии – основные профессии, наблюдение за трудом людей, последовательность выполнения действий.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Предложенные конструкции.
а) родительный падеж – у, около, за, из;
б) винительный падеж – через, на, из;
- Согласование числительных с существительными (один, много).
- Согласование существительных с глаголами прошедшего времени.
- Согласование существительных с прилагательными среднего рода (окно стеклянное).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Рассказы – описания предметов по образцу, с опорой на сигнал по схеме.
- Рассказы, описания без наглядности.
- Заучивание наизусть стихов, текстов.
- Пересказы прочитанных текстов (по вопросам)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- Различать слова близкие по звуковому составу (вагон – вакон – фагон – вагом).
- Односложные слова: лак, мак, бак, сок, дом, ком, лом, коза, роза…
Отобрать картинки в нужном порядке.
- Подобрать близкое по звучанию слово – ком, дом, сом, лом, бак, рак, мак, лак.
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕКАБРЬ
- Различение предметов.
- Чем отличается предмет и картинка и т. д. (на ощупь)
- Найти сходство и различие по внешнему виду, качеству, назначению.
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
- ЗИМА – ее характерные признаки.
Глаголы: замерзать, холодеть, кружиться.
Прилагательные: пушистый, рыхлый…
- Домашние животные – различать повадки, голоса, польза, внешние признаки…
- Домашняя птица – петух, курица, гусь, индюк (части тела – клюв, шея, два крыла, две лапы, один хвост…)
- Образование слов с помощью ласкательно-уменшительных суффиксов.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Употребление существительных в творительном падеже с предлогом «пол», «с».
- Образование множественного числа существительного: кот – коты.
- Образование относительных прилагательных: собачий хвост.
- Согласование качественных прилагательных с существительным.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Пересказы (по плану)
- Описание картинок;
а) по схеме;
б) по образцу;
в) с опорой на сигнал;
г) без опоры;
- Научить давать рассказ – рассуждение.
а) по схеме;
б) по образцу;
в) с опорой на сигнал;
г) без опоры;
а) рассказ не рассказ; Р - Р
б) есть события – нет событий; С -
- Предложения не дружны. +
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ЯНВАРЬ
Учить определять признаки и объединять их.
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
Дикие животные – основные части тела, чем покрыто, что едят, как передвигаются, где живут?
Детеныши.
Ёж, заяц (отличительные особенности).
Сравнительная характеристика: дом животных и зверей.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Употребление существительных в предложном падеже (мн. ч.)
- Использование предлогов: под, над, между, около.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Формировать умение узнавать образцы связной речи: Р– З
и набор слов Р – Р
Сравнивать рассказ и набор предложений.
Сравнивать рассказ и деформированный вариант для осознания смысловой правильности построения рассказа.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ
- Выделение гласных из ряда.
- Дифференциация гласных звуков с опорой на картинку и с опорой на цвет.
- Дифференциация согласных звуков.
- Дифференциация согласных и гласных звуков.
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФЕВРАЛЬ
Научить детей устанавливать причинно - следственные отношения.
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
- Животные жарких стран.
- Животные Севера.
- Птицы, рыбы и насекомые.
Отличительные особенности.
Где живут? Чем питаются?
Глагольная лексика: прилетать, улетать, прыгать.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Изменение прилагательных по падежам.
Префиксальный способ образования глаголов.
Приклеить – отклеить
Закрыть – открыть с противоположным значением.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа с опорой на картинки.
- Разложение по порядку.
- Найти место пропавшей картинки.
- Найти ошибку логопеда. «Составить серию картинок»
- Игры на воображение.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ
Формирование навыков звукового анализа.
- Деление слов на слоги. Уметь отхлопать – 1, 2, 3 слога, структуры слов.
- Анализ гласных звуков, место гласного в слове.РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
МАРТ
Научить детей определять значение слов (анонимы).
Развитие памяти на предъявление картинки.
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
Транспорт.
Кто управляет транспортом? Машинист, водитель…
Отдельные части машины.
Виды транспорта: воздушный, наземный, подземный…
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Сложные предлоги: из-за, из-под.
Символы.
ИЗ |
МЕЖДУ |
С | ИЗ - ПОД |
ИЗ - ЗА | ОТ |
НА | НАД |
В | ПОД |
К | ЗА |
ОКОЛО |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Творческие рассказы.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ
- Выделение согласных звуков в конце слов (т, к, п)
- Анализ обратного слога – Г С.
- Анализ односложных слов – типа: мак, кот.
- Дифференциация – слог и слово.
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
АПРЕЛЬ
Слуховая и зрительная память.
Виды родовых обобщений: диван – мебель; воробей - птица;
береза – дерево.
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
ВЕСНА – основные признаки, глаголы: греть, таять, сажать, сеять, набухать, прилетать, ярко, тепло, рано.
Лес, насекомые.
Основные деревья. Его части: сосна, береза, ель.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Закрепление образования относительных прилагательных.
- Понимание сложных предлогов:
перед тем как;
после того как.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ
- Выделение начального согласного и гласного после согласного.
- 2-х слоговая структура слов.
- Звонкие и глухие согласные: п –б, т – д, с – з, ш – ж, в – ф.
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа на основе собственных наблюдений и рисунков.
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
МАЙ
Обобщение предметов по логике (живое – не живое)
РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
Еловый, сосновый.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И АНАЛИЗ
- Анализ слов со стечением согласных.
- Шипящие звуки.
- Свистящие звуки.
- Дифференциация шипящих и свистящих.
- Звуки Р и Р”
- Дифференция Р – Р”; Л – Л”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.
В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....
Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетч...
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
Методическая разработка...
Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....
Проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения »
Наш проект « Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения » ориентирован на решение одной главной проблемы: укреплени...